Тематика теоретической части курсовой работы
Тематика теоретической части курсовой работы
Тема 1. Методика качественного и количественного бизнес-анализа
Тема 2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их роль в управлении производством
Тема 3. Комплексный анализ как система поиска резервов
Тема 4. Организация и информационное обеспечение аналитической работы
Тема 5. Маркетинговый анализ спроса на продукцию и услуги предприятия
Тема 6. Анализ структуры рынка и уровня конкуренции
Тема 7. Политика цен предприятия
Тема 8. Анализ сбыта и реализации продукции и услуг предприятия
Тема 9. Анализ структуры, объема и качества продукции предприятия
Тема 10. Анализ организационно-технического уровня производства промышленных предприятий
Тема 11. Анализ использования основных фондов и оборудования предприятия.
Тема 12. Анализ использования материальных и энергетических ресурсов
Тема 13. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда предприятия
Тема 14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции предприятия
Тема 15. Маржинальный анализ деятельности предприятия
Тема 16. Анализ финансовых результатов предприятия
Тема 17. Анализ показателей доходности предприятия
Тема 18. Теоретические основы управленческого и финансового анализа
Тема 19. Анализ финансового состояния предприятия
Тема 20. Анализ и диагностика потенциального банкротства
Тема 21. Анализ инвестиционной деятельности предприятия
Тема 22. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
Тема 23. Анализ предпринимательского риска
Тема 24. Анализ и управление оборотным капиталом
Тема 25. Анализ цены и структуры капитала
Тема 26. Финансовая отчетность и ее анализ
Тема 27. Анализ качества ценных бумаг
Тема 28. Инфляция и ее влияние на принятие управленческих решений
Материалы для выполнения практической части курсовой работы
Анализ объема производства, структуры и качества продукции
Таблица 1.1.
Исходные данные
Показатели | Предыдущий год фактически | Анализируемый год фактически |
1. Товарная продукция в действующих ценах, тыс. руб. в том числе поквартально: I II III IV | * 53АБ 58АБ 72АБ 80АБ | * 56АБ 62АБ 74АБ 81АБ |
2. Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. в том числе поквартально: I II III IV | * 53АБ 58АБ 72АБ 80АБ | * 55АБ 59АБ 74АБ 79АБ |
3. Реализованная продукция в действующих ценах, всего, тыс. руб. | 246АБ | 253АБ |
4. Продукция на экспорт, тыс. руб. | 15АБ | 24АБ |
5. Объем новой продукции, тыс. руб. | 1АБ | 2АБ |
6. Продукция высшей категории, тыс. руб. | 21АБ | 28АБ |
7.Стоимость продукции, по которой поступили рекламации, тыс. руб. | ||
8. Внутризаводской брак, тыс. руб. | 2А | 1А |
*недостающие данные получаются расчетно
Аналитическая оценка динамики продукции
В пределах двух анализируемых периодов
При анализе динамического ряда необходимо помнить, что непосредственное сопоставление абсолютных данных об объеме продукции в разные годы недопустимо из-за различия в методологии расчетов показателей за каждый отдельный год. Данные за смежные периоды должны быть приведены к сопоставимому виду.
Анализ динамики показателей, приведенных в табл. 1.2, позволяет дать оценку скорости изменения объема производства за анализируемый период (абсолютный прирост), измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции по годам (темпы роста и прироста), учесть весомость темпов прироста объема производства по каждому году (абсолютное значение 1% прироста).
На основании данных табл. 1.2 можно дать оценку динамики товарной продукции.
Таблица 1.2.
Таблица 1.3.
Общая оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции
Показатели | Предыдущий год фактически | Анализируемый год фактически | Отклонения (+/-) | |
сумма, тыс. руб. | % | |||
1. Товарная продукция в действующих ценах, тыс. руб. | ||||
2. Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб. | ||||
3. Реализованная продукция, тыс. руб. |
Абсолютное отклонение товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции по сравнению с предыдущим годом определяется следующим образом:
(1)
(2)
где
, - фактические значения товарной и реализованной продукции за анализируемый период;
, - фактические значения товарной и реализованной продукции за предыдущий период;
Относительное отклонение анализируемых показателей можно рассчитать таким образом:
(3)
(4)
И реализации продукции
На увеличение объема реализации продукции непосредственное влияние оказывают рост выпуска продукции; изменение остатков незавершенного производства; изменение остатков продукции отгруженной, не оплаченной в срок; изменение остатков продукции, срок оплаты которой не наступил; надбавки (скидки) за улучшение (снижение) качества.
Аналитическую оценку осуществим с помощью данных, представленных в табл. 1.4.
Таблица 1.4.
Тыс. руб.
Показатели | Условные обозначения | Предыдущий период | Анализируемый период | Темп роста, % | Абсолютное отклонение (+/-) |
1. Остатки на начало года: - готовой продукции на складе; - продукции отгруженной, не оплаченной в срок; - продукции, срок оплаты которой не наступил | 8АБ 10АБ 5АБ | 12АБ 13АБ 11АБ | |||
2. Выпуск товарной продукции в действующих ценах | ТП | * | * | ||
3.Остатки на конец года: - готовой продукции на складе; - продукции отгруженной, не оплаченной в срок; - продукции, срок оплаты которой не наступил | ** 5АБ 3АБ | ** 4АБ 4АБ | |||
4. Объем реализованной продукции | РП | 256АБ | 273АБ |
*- данные см. в табл. 1.1
** - определяется расчетно-сальдовым приемом
Объем реализации продукции определим следующим образом:
(5)
Влияние каждого из перечисленных факторов на изменение объема реализации можно оценить, используя следующие формулы:
- влияние изменения товарной продукции, %
(6)
- влияние изменения остатков готовой продукции на складе, %
(7)
- влияние изменения остатков продукции отгруженной, не оплаченной в срок, %
(8)
- влияние изменения остатков продукции, срок оплаты которой не наступил
(9)
Суммарное влияние факторов должно соответствовать относительному отклонению реализованной продукции за анализируемый период, т.е.
(10)
(11)
Таблица 1.5.
Таблица 1.6.
Таблица 1.7.
Анализ качества продукции
Изменение качества продукции оказывает значительное влияние на результаты деятельности предприятия. Предприятия реализуют высококачественную, новую или впервые осваиваемую продукцию по более высоким ценам. За выпуск устаревших изделий и недоброкачественной продукции устанавливаются скидки с оптовых цен. Анализ качества проведем с помощью табл. 1.8.
Таблица 1.8.
Таблица 2.1.
Таблица 2.2.
Таблица 2.3.
Таблица 2.4.
Таблица 2.5.
Таблица 2.6.
Таблица 2.7.
Маржинальный анализ
Известно, что из состава затрат предприятия на производство и реализацию продукции 40% составляют переменные.
Построить график безубыточности. Рассчитать порог рентабельности предприятия, запас его финансовой прочности, определить критическую точку объем производства при средней цене реализации 750 руб.
Спрогнозировать прибыль предприятия на следующий год.
Таблица 2.8.
Таблица 3.1.
Таблица 3.2.
Таблица 3.3.
Таблица 3.4.
Факторы | Алгоритм расчета |
1. Изменение объема реализованной продукции 2. Изменение полной себестоимости реализованной продукции 3. 4. Изменение цен на реализованную продукцию 5. 6. Изменение структуры реализованной продукции Общее влияние факторов |
(14)
(15)
(16)
(17)
Результаты расчетов следует представить в форме таблицы:
Таблица 3.5.
Таблица 3.6.
Таблица 3.7.
Таблица 3.8.
Таблица 4.1.
Таблица 4.2.
Таблица 4.3.
Таблица 4.4.
Таблица 4.5.
Таблица 4.6.
Таблица 4.7.
Таблица 4.8.
Таблица 4.9.
Анализ заемных средств (обязательств)
Заемные средства | На начало года | На конец года | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | Изменение удельного веса, % | Влияние изменения структуры | ||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||||
1. Долгосрочные кредиты и займы | ||||||||
2. Краткосрочные кредиты и займы | ||||||||
3. Кредиторская задолженность | ||||||||
в том числе: | ||||||||
3.1. Задолженность поставщикам и подрядчикам | ||||||||
3.2. Векселя к уплате | ||||||||
3.3. Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами | ||||||||
3.4. Задолженность перед персоналом организации | ||||||||
3.5. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | ||||||||
3.6. Задолженность перед бюджетом | ||||||||
3.7. Авансы полученные | ||||||||
3.8. Прочие кредиторы | ||||||||
4. Задолженность участникам (учредителям) по выплате дохода | ||||||||
5. Прочие краткосрочные обязательства | ||||||||
Общая величина заемныхсредств | 100,0 | 100,0 |
Таблица 4.10.
Таблица 4.11.
Таблица 4.12.
Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т.е. способность рассчитываться по своим обязательствам.
Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Наиболее ликвидные активы (денежные средства и ценные бумаги предприятия) должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам (кредиторской задолженности) НЛА ≥ НСО;
быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность и прочие активы) - больше или равны краткосрочным пассивам (краткосрочным кредитам и заемным средствам)
БРА ≥ ККЗ;
медленно реализуемые активы (запасы и затраты за исключением расходов будущих периодов) – больше или равны долгосрочным пассивам (долгосрочным пассивам и заемным средствам) МРА ≥ ДЗС;
трудно реализуемые активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и оборудование) – меньше или равны постоянным пассивам (источникам собственных средств)
ТРА ≤ ИСС.
При выполнении этих условий баланс считается абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным. В случае, если одно или несколько условий не выполняются, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной и структура баланса признается неудовлетворительной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком в другой группе по стоимостной величине. Следует иметь в виду, что в реальной платежеспособной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Для комплексной оценки ликвидности баланса (оценки финансовой ситуации с точки зрения ликвидности, выбора наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров) рассчитывается общий показатель ликвидности:
, (31)
где
Аi, Пi – итоги соответствующих групп по активу и пассиву платежного баланса (см. табл. 4.13);
0,5, 0,3 – весовые коэффициенты.
Для анализа ликвидности баланса необходимо построить платежный баланс (табл. 4.13).
Таблица 4.13.
Таблица 4.14.
Внешние
ü Отраслевая принадлежность;
ü Сфера деятельности организации;
ü Масштаб деятельности организации;
ü Влияние инфляционных процессов;
ü Характер хозяйственных связей с партнерами.
Внутренние
ü Эффективность стратегии управления активами;
ü Ценовая политика организации;
ü Методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.
Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:
1) Общие показатели оборачиваемости;
2) Показатели управления активами.
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может оцениваться:
Скоростью оборота – количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации и его составляющие;
Периодом оборота – средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Информация о величине выручки берется из формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» (стр. 010). Средняя величина активов для расчета коэффициентов деловой активности определяется по балансу по формуле средней арифметической:
Более точный расчет средней величины активов за год можно получить по ежемесячным данным о состоянии активов с использованием формулы средней хронологической:
Таблица 4.15.
Таблица 4.16.
Таблица 4.17.
Таблица 4.18.
Таблица 4.19.
Таблица 4.20.
Таблица 4.21.
Таблица 4.22.
Таблица 4.23.
Тематика теоретической части курсовой работы
Тема 1. Методика качественного и количественного бизнес-анализа
Тема 2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их роль в управлении производством
Тема 3. Комплексный анализ как система поиска резервов
Тема 4. Организация и информационное обеспечение аналитической работы
Тема 5. Маркетинговый анализ спроса на продукцию и услуги предприятия
Тема 6. Анализ структуры рынка и уровня конкуренции
Тема 7. Политика цен предприятия
Тема 8. Анализ сбыта и реализации продукции и услуг предприятия
Тема 9. Анализ структуры, объема и качества продукции предприятия
Тема 10. Анализ организационно-технического уровня производства промышленных предприятий
Тема 11. Анализ использования основных фондов и оборудования предприятия.
Тема 12. Анализ использования материальных и энергетических ресурсов
Тема 13. Анализ использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда предприятия
Тема 14. Анализ затрат на производство и реализацию продукции предприятия
Тема 15. Маржинальный анализ деятельности предприятия
Тема 16. Анализ финансовых результатов предприятия
Тема 17. Анализ показателей доходности предприятия
Тема 18. Теоретические основы управленческого и финансового анализа
Тема 19. Анализ финансового состояния предприятия
Тема 20. Анализ и диагностика потенциального банкротства
Тема 21. Анализ инвестиционной деятельности предприятия
Тема 22. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия
Тема 23. Анализ предпринимательского риска
Тема 24. Анализ и управление оборотным капиталом
Тема 25. Анализ цены и структуры капитала
Тема 26. Финансовая отчетность и ее анализ
Тема 27. Анализ качества ценных бумаг
Тема 28. Инфляция и ее влияние на принятие управленческих решений