Оценка стратегических зон хозяйствования предприятия

Постановка задачи. На предприятии выделены шесть потенциальных стратегических зон хозяйствования или видов бизнеса (СЗХ). Экономическая характеристика каждой СЗХ представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Экономическая характеристика СЗХ

СЗХ Показатели
Рост рынка, %
Относительная доля на рынке 0,2 1,8 3,0 2,2 0,7
Объем реализации, тыс. ДЕ
Покрытие затрат, тыс. ДЕ
Прибыль, тыс. ДЕ

Задание:

1. Сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ.

2. Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.

Рекомендации к решению:

1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ рассматриваются: темпы роста рынка отрасли и относительная доля рынка. В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0, т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице намеченные объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов различной величины, а покрытие затрат — сегментом в этих кругах.

2. Обоснование выбора перспективных СЗХ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ. Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СЗХ могут включать:

• изменение объемов реализации: цены или количества;

• снижение уровня постоянных затрат;

• снижение уровня переменных затрат и т.п.

Тема 8.

Виды и характеристика корпоративных и деловых стратегий организации

План

1. Сущность и содержание корпоративной стратегии организации, виды и характеристика корпоративных стратегий.

2. Диверсификация: ее цели и виды.

3. Стратегии диверсификации.

4. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа.

5. Стратегический маркетинг как исходная база формирования стратегии фирмы.

6. Стратегия лидерства по затратам и условия ее применения.

7. Стратегия дифференциации продукции и концентрации (фокусирование).

8. Виды стратегий поведения фирм по А.А. Томсону и А.Д.Стрекленду.

Вопросы для обсуждения

  1. Приведите примеры предприятий, которые благодаря применению стратегии диверсификации улучшили свою позицию и увеличили свое долевое участие на рынке.
  2. Экономические результаты деятельности диверсифицированных фирм оказываются хуже, чем у специализированных предприятий. Повышение уровня диверсификации не всегда способствует росту прибылей, наоборот, чрезмерное возрастание диверсификации снижает степень прибыльности фирмы. Когда и в каких условиях диверсификация оказывает благоприятное влияние на экономические результаты, достигаемые предприятием?
  3. Почему предприятия, которые используют стратегию диверсификации, чаще всего принимают вид холдинговых структур? Приведите примеры.
  4. Вертикальная интеграция дает шанс на техническую интеграцию двух сфер деятельности, которые располагаются на разных стадиях эко­номической цепочки. Какого рода выгоды и преимущества могут быть достигнуты на этом пути?
  5. На стадии генерирования стратегии вертикальной интеграции возникло сомнение по поводу того, является ли правильной концепция образования дополнительного совместного предприятия (акционерного или совместного предприятия) с участием иностранного капитала и привлечения тем самым новой технологии. Какие другие альтернативные концепции могут приниматься во внимание?
  6. На предприятии осуществлен выбор стратегии, состоящей в финансовой интеграции с участием иностранного капитала. Какие основополагающие задачи вытекают из принятой стратегии?

7. Чтобы добиться эффективного внедрения стратегии лидерства по уровню затрат, необходимо обладать определенными ресурсами, а также знаниями и умениями. Какими именно ресурсами, знаниями и умениями должна располагать фирма, чтобы успешно реализовать стратегию лидерства в сфере затрат?



  1. Фирмы, которые осуществляют свою деятельность в стабильных или медленно растущих секторах экономики, располагают малыми возможностями по применению сложившейся структуры разделения рынка. В то же время фирмы, которые функционируют в динамично развивающихся секторах экономики, могут добиваться увеличения доли своего участия на рынке без уменьшения долевого участия конкурентов. На таких предприятиях затраты могут уменьшаться, а сами они имеют возможность сравнительно быстро улучшать свое положение на рынке прежде, чем ситуация в этом секторе экономики стабилизируется.

9. Установите в каком секторе (секторах) экономики ведет деятельность Ваше предприятие и какими располагает шансами на улучшение своей позиции на рынке, а также на извлечение выгод и преимуществ благодаря расширению масштаба производства и последствиям накопленного опыта.

10. Не каждая сфера деятельности создает одинаковые возможности дифференциации и шансы выделиться среди других. Какие сферы деятельности наиболее благоприятствуют дифференциации и какие сферы не способствуют дифференциации?

11. Могут ли белорусские предприятия, а также предприятия других стран Центральной и Восточной Европы, которые характеризуются незначительным опытом и слабыми навыками в области маркетинга и располагают малым капиталом, с успехом использовать стратегию концентрации?

12. Какие конкретные действия могут предпринимать слабые в финансовом отношении фирмы, натолкнувшись на рыночную нишу? Какому риску подвергают себя указанные фирмы, предпринимая попытки привлечь банковский капитал или пригласить в качестве компаньонов других пайщиков либо учредителей?

  1. Приведите примеры новинок, появившихся на рынке в последнее время, и обсудите методы работы на рынке, используемые фирмами-новаторами.
  2. Можно ли привести примеры отраслей, где одни предприятия используют стратегию лидерства в издержках, другие — стратегию дифференциации, третьи — стратегию рыночной ниши? Что можно сказать о таком рынке?
  3. Какую стратегию вы можете предложить для небольшой фирмы, которая имеет специализированные ноу-хау и пользуется мировой известностью, но ресурсы которые, однако, ограничены?
  4. Что необходимо знать для определения конкурентных преимуществ предприятия?
  5. Назовите основные стратегии достижения конкурентных преимуществ. С чем ассоциируются риски, связанные с каждой из них?
  6. При каких условиях предприятие выбирает стратегию лидерства в издержках? В чем сильные стороны данной стратегии? В чем заключаются опасности лидерства в издержках?
  7. Всегда ли возможна дифференциация продукции? Почему? Приведите примеры дифференцированных и недифференцированных товаров.
  8. Может ли предприятие одновременно придерживаться стратегии лидерства в издержках и дифференциации?
  9. Когда уместно применение стратегии дифференциации?
  10. Дайте определение рыночной ниши. Когда уместно применять стратегию рыночной ниши (фокусирования)?
  11. Что такое синергизм? Обсудите возможные источники синергизма. Приведите примеры эффекта синергизма из российской практики.

Контрольные вопросы

1. Какие действия конкурентов и их положение на рынке может привести к реализации стратегии сужения? Приведите примеры.

2. Каких перемен ожидают фирмы, которые регулируют стратегию сужения деятельности ( в сфере технологии, продуктов, рынков)?

Темы рефератов:

1. Жизненные циклы спроса, технологии и товара.

2. Эволюция стратегии конкуренции.

3. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования и зоны стратегических ресурсов.

4. Группы стратегического влияния.

5. Выбор позиции в конкуренции.

6. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования и уровня стратегических капиталовложений.

7. Определение будущей эффективности действующей стратегии и конкурентного статуса.

Задание

Наши рекомендации