Оценка стратегических зон хозяйствования предприятия
Постановка задачи. На предприятии выделены шесть потенциальных стратегических зон хозяйствования или видов бизнеса (СЗХ). Экономическая характеристика каждой СЗХ представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Экономическая характеристика СЗХ
СЗХ Показатели | ||||||
Рост рынка, % | ||||||
Относительная доля на рынке | 0,2 | 1,8 | 3,0 | 2,2 | 0,7 | |
Объем реализации, тыс. ДЕ | ||||||
Покрытие затрат, тыс. ДЕ | ||||||
Прибыль, тыс. ДЕ |
Задание:
1. Сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ.
2. Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.
Рекомендации к решению:
1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ рассматриваются: темпы роста рынка отрасли и относительная доля рынка. В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0, т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице намеченные объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов различной величины, а покрытие затрат — сегментом в этих кругах.
2. Обоснование выбора перспективных СЗХ осуществляется на основе анализа матрицы БКГ. Стратегические рекомендации предприятию по отдельным СЗХ могут включать:
• изменение объемов реализации: цены или количества;
• снижение уровня постоянных затрат;
• снижение уровня переменных затрат и т.п.
Тема 8.
Виды и характеристика корпоративных и деловых стратегий организации
План
1. Сущность и содержание корпоративной стратегии организации, виды и характеристика корпоративных стратегий.
2. Диверсификация: ее цели и виды.
3. Стратегии диверсификации.
4. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа.
5. Стратегический маркетинг как исходная база формирования стратегии фирмы.
6. Стратегия лидерства по затратам и условия ее применения.
7. Стратегия дифференциации продукции и концентрации (фокусирование).
8. Виды стратегий поведения фирм по А.А. Томсону и А.Д.Стрекленду.
Вопросы для обсуждения
- Приведите примеры предприятий, которые благодаря применению стратегии диверсификации улучшили свою позицию и увеличили свое долевое участие на рынке.
- Экономические результаты деятельности диверсифицированных фирм оказываются хуже, чем у специализированных предприятий. Повышение уровня диверсификации не всегда способствует росту прибылей, наоборот, чрезмерное возрастание диверсификации снижает степень прибыльности фирмы. Когда и в каких условиях диверсификация оказывает благоприятное влияние на экономические результаты, достигаемые предприятием?
- Почему предприятия, которые используют стратегию диверсификации, чаще всего принимают вид холдинговых структур? Приведите примеры.
- Вертикальная интеграция дает шанс на техническую интеграцию двух сфер деятельности, которые располагаются на разных стадиях экономической цепочки. Какого рода выгоды и преимущества могут быть достигнуты на этом пути?
- На стадии генерирования стратегии вертикальной интеграции возникло сомнение по поводу того, является ли правильной концепция образования дополнительного совместного предприятия (акционерного или совместного предприятия) с участием иностранного капитала и привлечения тем самым новой технологии. Какие другие альтернативные концепции могут приниматься во внимание?
- На предприятии осуществлен выбор стратегии, состоящей в финансовой интеграции с участием иностранного капитала. Какие основополагающие задачи вытекают из принятой стратегии?
7. Чтобы добиться эффективного внедрения стратегии лидерства по уровню затрат, необходимо обладать определенными ресурсами, а также знаниями и умениями. Какими именно ресурсами, знаниями и умениями должна располагать фирма, чтобы успешно реализовать стратегию лидерства в сфере затрат?
- Фирмы, которые осуществляют свою деятельность в стабильных или медленно растущих секторах экономики, располагают малыми возможностями по применению сложившейся структуры разделения рынка. В то же время фирмы, которые функционируют в динамично развивающихся секторах экономики, могут добиваться увеличения доли своего участия на рынке без уменьшения долевого участия конкурентов. На таких предприятиях затраты могут уменьшаться, а сами они имеют возможность сравнительно быстро улучшать свое положение на рынке прежде, чем ситуация в этом секторе экономики стабилизируется.
9. Установите в каком секторе (секторах) экономики ведет деятельность Ваше предприятие и какими располагает шансами на улучшение своей позиции на рынке, а также на извлечение выгод и преимуществ благодаря расширению масштаба производства и последствиям накопленного опыта.
10. Не каждая сфера деятельности создает одинаковые возможности дифференциации и шансы выделиться среди других. Какие сферы деятельности наиболее благоприятствуют дифференциации и какие сферы не способствуют дифференциации?
11. Могут ли белорусские предприятия, а также предприятия других стран Центральной и Восточной Европы, которые характеризуются незначительным опытом и слабыми навыками в области маркетинга и располагают малым капиталом, с успехом использовать стратегию концентрации?
12. Какие конкретные действия могут предпринимать слабые в финансовом отношении фирмы, натолкнувшись на рыночную нишу? Какому риску подвергают себя указанные фирмы, предпринимая попытки привлечь банковский капитал или пригласить в качестве компаньонов других пайщиков либо учредителей?
- Приведите примеры новинок, появившихся на рынке в последнее время, и обсудите методы работы на рынке, используемые фирмами-новаторами.
- Можно ли привести примеры отраслей, где одни предприятия используют стратегию лидерства в издержках, другие — стратегию дифференциации, третьи — стратегию рыночной ниши? Что можно сказать о таком рынке?
- Какую стратегию вы можете предложить для небольшой фирмы, которая имеет специализированные ноу-хау и пользуется мировой известностью, но ресурсы которые, однако, ограничены?
- Что необходимо знать для определения конкурентных преимуществ предприятия?
- Назовите основные стратегии достижения конкурентных преимуществ. С чем ассоциируются риски, связанные с каждой из них?
- При каких условиях предприятие выбирает стратегию лидерства в издержках? В чем сильные стороны данной стратегии? В чем заключаются опасности лидерства в издержках?
- Всегда ли возможна дифференциация продукции? Почему? Приведите примеры дифференцированных и недифференцированных товаров.
- Может ли предприятие одновременно придерживаться стратегии лидерства в издержках и дифференциации?
- Когда уместно применение стратегии дифференциации?
- Дайте определение рыночной ниши. Когда уместно применять стратегию рыночной ниши (фокусирования)?
- Что такое синергизм? Обсудите возможные источники синергизма. Приведите примеры эффекта синергизма из российской практики.
Контрольные вопросы
1. Какие действия конкурентов и их положение на рынке может привести к реализации стратегии сужения? Приведите примеры.
2. Каких перемен ожидают фирмы, которые регулируют стратегию сужения деятельности ( в сфере технологии, продуктов, рынков)?
Темы рефератов:
1. Жизненные циклы спроса, технологии и товара.
2. Эволюция стратегии конкуренции.
3. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования и зоны стратегических ресурсов.
4. Группы стратегического влияния.
5. Выбор позиции в конкуренции.
6. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования и уровня стратегических капиталовложений.
7. Определение будущей эффективности действующей стратегии и конкурентного статуса.
Задание