Формирование продуктовой стратегии торгового предприятия

Постановка задачи. Торговое предприятие специализируется на реализации девяти видов продукции (для облегчения работы над заданием студенту рекомендуется самостоятельно описать виды продукции). В последние годы им освоены два новых рынка (по продукции №3 и №6). Предприятие имеет потребителей на территории города и края, а так же в некоторых городах России. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции Объем реализации по годам, тыс. ДЕ Доля рынка, 2002г., %
Предприятия Конкурента
Продукция №1
Продукция №2
Продукция №3 - -
Продукция №4
Продукция №5
Продукция №6 - -
Продукция №7
Продукция №8
Продукция №9

Задание.

Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.

Рекомендации к решению:

1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.

2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2001 — 2002 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.

Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2002 г. (текущий) к объему ее реализации за 2001 г. (предыдущий) и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Например, РР для продукции № 1 = 2500:2900 =0,86.

Среднегодовой темп изменения объемов реализации по каждому виду продукции определяется как отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения, и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Среднегодовой темп роста за n лет вычисляется по формуле:

Формирование продуктовой стратегии торгового предприятия - student2.ru ,

где Y — значение объема реализации соответственно за n-й (текущий 2002 г.) или 1-й (базовый 1999 г.) год.

3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.

Например, ОДР для продукта № 1 = 34:17=2. Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.

4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2002 г.

Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 5).

Таблица 5 - Исходные данные для построения матрицы БКГ

№ продукции Показатель №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
Темп роста 0,86                
Относительная доля рынка                
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, %                

5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е объем продаж постоянен, и относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта № 1 см. рис. 1).

Формирование продуктовой стратегии торгового предприятия - student2.ru

Рисунок 1 – Матрица БКГ

6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:

- убрать из продуктового портфеля предприятия;

- увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;

- изменить относительную долю на рынке;

- увеличить инвестирование;

- ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.

При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:

- «звезды» оберегать и укреплять;

- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

- для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

- «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;

- комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

- комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

- комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.

7. По итогам работы над заданием необходимо сделать общий вывод.

Задание

Наши рекомендации