Формирование продуктовой стратегии торгового предприятия
Постановка задачи. Торговое предприятие специализируется на реализации девяти видов продукции (для облегчения работы над заданием студенту рекомендуется самостоятельно описать виды продукции). В последние годы им освоены два новых рынка (по продукции №3 и №6). Предприятие имеет потребителей на территории города и края, а так же в некоторых городах России. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции | Объем реализации по годам, тыс. ДЕ | Доля рынка, 2002г., % | ||||
Предприятия | Конкурента | |||||
Продукция №1 | ||||||
Продукция №2 | ||||||
Продукция №3 | - | - | ||||
Продукция №4 | ||||||
Продукция №5 | ||||||
Продукция №6 | - | - | ||||
Продукция №7 | ||||||
Продукция №8 | ||||||
Продукция №9 |
Задание.
Используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США), сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Рекомендации к решению:
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассматриваются: темпы роста рынка (объемов продаж) предприятия и относительная доля рынка.
2. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуют движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж), и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (2001 — 2002 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.
Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2002 г. (текущий) к объему ее реализации за 2001 г. (предыдущий) и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Например, РР для продукции № 1 = 2500:2900 =0,86.
Среднегодовой темп изменения объемов реализации по каждому виду продукции определяется как отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения, и выражается в процентах или в коэффициентах роста. Среднегодовой темп роста за n лет вычисляется по формуле:
,
где Y — значение объема реализации соответственно за n-й (текущий 2002 г.) или 1-й (базовый 1999 г.) год.
3. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доли рынка предприятия или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно предприятием или сильнейшим конкурентом.
Например, ОДР для продукта № 1 = 34:17=2. Это означает, что объем реализации предприятием продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в два раза.
4. Рассчитать долю (в %) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по 2002 г.
Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (см. форму в табл. 5).
Таблица 5 - Исходные данные для построения матрицы БКГ
№ продукции Показатель | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 |
Темп роста | 0,86 | ||||||||
Относительная доля рынка | |||||||||
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
5. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е объем продаж постоянен, и относительная доля рынка — средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. (Пример с указанием продукта № 1 см. рис. 1).
Рисунок 1 – Матрица БКГ
6. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
- убрать из продуктового портфеля предприятия;
- увеличить объем реализации, изменяя структуру продуктового портфеля;
- изменить относительную долю на рынке;
- увеличить инвестирование;
- ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции и т.п.
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
- «звезды» оберегать и укреплять;
- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
- для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
- «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
- комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам функционирования — умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
- комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
- комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.
7. По итогам работы над заданием необходимо сделать общий вывод.
Задание