Комплексный анализ ситуации для выбора и реализации стратегии
План
1. Диагностика стратегии фирмы и выбор стратегических альтернатив по методу SPACE («Strategic Position and Action Evoluation»)
2. Матрица направленной политики компании Шелл
Вопросы для обсуждения
1. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются:
а) крупные капиталовложения;
б) низкая стоимость производства;
в)патенты;
г) высокая квалификация персонала.
2. Приведите примеры производств, где не действует опытная кривая.
3. Приведите пример хорошо работающей фирмы любой отрасли (можно воспользоваться материалами газет или журналов). Что, по вашему мнению, является факторами успеха данной фирмы?
4. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих:
а) одежду;
б) прохладительные напитки;
в) деревообрабатывающие станки;
г) автомобили.
5. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо изучать конкурентов?
6. Дайте понятие стратегической группы конкурентов.
7. Выделите стратегические группы конкурентов, действующие на белорусском рынке в производстве и продаже следующих продуктов:
а) кондитерские изделия;
б) прохладительные напитки;
в) легковые автомобили;
г) косметические товары;
д) мебель;
е) овощная продукция.
8. Обоснуйте критерии выделения стратегических групп.
9. Обоснуйте, почему надо изучать потребителей. Всегда ли это необходимо?
Темы рефератов:
1. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования и зоны стратегических ресурсов.
2. Этапы разработки стратегии организации по отношению к обществу
3. Анализ предпочтений организации.
4. Оценка и анализ важности ограничений.
5. Анализ стратегии по отношению к обществу, согласованной по интересам.
6. Анализ социально-политических мероприятий организации, характеристика его основных этапов.
7. Основы управления стратегическими возможностями.
8. Механизм приведения потенциала организации в соответствии с изменчивостью ее среды.
9. Стратегическая информация.
10. Процесс изучения внешней среды.
Задание.
Исходя из нижеприведенных факторов внешней среды (табл. 1), обоснуйте, какие из них способствуют, какие затрудняют развитие организаций, а также выявите возможное противоречивое влияние факторов.
Таблица 1 – Факторы внешней среды.
№ | Факторы | Способствуют (+) | Затрудняют (-) |
Природные ресурсы России | |||
Трудовые ресурсы России (количество, уровень образования, квалификации, культуры) | |||
Территория страны (размеры, региональные и национальные особенности) | |||
Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения) | |||
Международные отношения (международное положение страны, отношение различных, в том числе развитых, стран к рыночным преобразованиям в России) | |||
Государственно-политическое устройство страны (государственные органы власти и управления) | |||
Действующее законодательство, регламентирующее переход к рыночной экономике | |||
Состояние правопорядка в стране | |||
Отношения собственности (государственной, коллективной, кооперативной, частной, муниципальной) | |||
Монополизация экономики | |||
Состояние развития конкуренции | |||
Развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения и товародвижения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита) | |||
Уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительности труда) | |||
Инфляция (уровень и динамика) | |||
Налогообложение (уровень и динамика) | |||
Уровень жизни населения (зарплата, пенсии, пособия, стипендии) | |||
Безработица | |||
Социальная защищенность населения (система трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) | |||
Конвертируемость рубля (параллельное обращение национальной и иностранной валют) |
Тема 5.
Стратегический анализ конкурентных преимуществ и
потенциала организации
План
1. Цели, принципы и методы управленческого анализа.
2. Анализ внутренней среды: гребешковая диаграмма, диаграмма Омаэ, VRIO-анализ Дж.Барни и др.
3. Стратегический стоимостный анализ («цепочка ценностей» Портера, система Мак-Кинзи)
4. Общий анализ конкурентной позиции компании
5. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
6. Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.Ж.Ламбену.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите элементы ресурсов — козырные карты Вашего предприятия.
2. Укажите слабые стороны Вашего предприятия, которые уменьшают силу его конкурентного воздействия по отношению к наиболее важным соперникам.
3. Дайте определение динамических способностей.
4. Дайте определение цепочки ценности по М. Портеру и перечислите ее основные составляющие.
5. Что такое компетенции организации?
6. Перечислите четыре основных типа ресурсов.
7. Объясните понятие пороговых величин – ресурсов, компетенций, способностей.
8. От чего зависит редкость стратегических преимуществ?
9. От чего зависит устойчивость стратегических возможностей?
Темы рефератов:
1. Анализ социально-политических мероприятий организации, характеристика его основных этапов.
2. Основы управления стратегическими возможностями.
3. Механизм приведения потенциала организации в соответствии с изменчивостью ее среды.
4. Критерии стратегического успеха.
5. Потенциал общего руководства организации.
6. Диагностика изменчивости условий.
7. Уровни инновационной изменчивости и динамики маркетинга.
8. Приведение в соответствие изменений, агрессивности стратегии и открытости системы.
9. Определение агрессивности стратегии.
10. Определение организационного потенциала.
11. Понятие "профиль компании" и его необходимость.
12. Анализ сильных и слабых сторон организации как метод управленческого обследования.
13. Функциональные зоны обследования: маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная структура и имидж организации.
Задание:
В условиях российской действительности, когда финансовое положение многих коммерческих банков является неустойчивым, а некоторые уже стали банкротами, менеджеру особенно важно определить конкурентоспособность обслуживающего его банка. Как известно, существуют различные факторы конкурентоспособности коммерческого банка: разнообразие и качество услуг, процентные ставки по кредитам и депозитам, уровень тарифов, комплексность и удобство обслуживания, набор предлагаемых финансовых продуктов и инструментов, скорость проведения расчетов, надежность, репутация и т. д.
Средствами укрепления конкурентных позиций могут быть: совершенствование технологий проведения операций и оказания услуг, технического оснащения; обогащение гаммы предлагаемых услуг; развитие сети филиалов и отделений; грамотное управление активами и пассивами; продуманные стратегия, маркетинг и организация связей с общественностью; повышение уровня квалификации персонала банка.
Вопросы.
1. Какие факторы повышения конкурентоспособности коммерческого банка Вы считаете приоритетными?
2. Какие проблемы стоят перед российскими коммерческими банками в деле повышения их конкурентоспособности, в том числе на мировой арене?
Тема 6.