Возможные стратегии роста по товарам/рынкам
Старый рынок | Новый рынок | |
Старый товар | Совершенствование деятельности (1) | Развитие рынка (3) |
Новый товар | Товарная экспансия (2) | Диверсификация (4) |
Рис. 13.Матрица Ансоффа
В матрице Ансоффа имеются четыре стратегии: совершенствование деятельности; товарная экспансия; развитие рынка; диверсификация.
Стратегия совершенствования деятельности направлена на следующие действия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: изучение целевого рынка организации; разработку мероприятий по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке; улучшение деятельности организации. Эта стратегия эффективна при растущем или ненасыщенном рынке. В этом случае доход обеспечивается за счет рационализации производства и сбыта (снижение себестоимости, реклама, сервис, предоставление торговых скидок).
Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:
· развитие первичного спроса путем привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию или к большему разовому потреблению, поиск новых возможностей использования товара;
· увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий (развития сбытовой сети, использования стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развития сервисных услуг и т. д.). Обычно эта стратегия используется на стадии зрелости жизненного цикла товара;
· приобретение рынков за счет слияния или поглощения фирм-конкурентов;
· защита своего положения на рынке посредством развития функционального маркетинга;
· рационализация рынка путемфокусирования на рентабельных рыночных сегментах, ухода из некоторых сегментов рынка, повышения эффективности продаж.
Товарная экспансия – это стратегия разработки новых (совершенствования существующих) товаров с целью увеличения продаж. Организация может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в этом случае обеспечивается за счет сохранения доли рынка в будущем. Такая стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку организация действует на знакомом рынке.
Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:
· добавление потребительских характеристик товара (например, наряду с телевизорами производятся видеодвойки);
· расширение товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции (например, производитель напитков выпускает их в различной по объему и дизайну упаковке. Кроме того, он может приобрести производство дополняющих товаров, скажем чипсов, или получать их по договору и перепродавать под своей маркой).
Важными инструментами товарной экспансии являются товарная политика организации и сегментация рынка.
Стратегия развития рынка (рыночная экспансия) направлена на поиск новых рынков (новых сегментов рынка) для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но в перспективе более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки довольно трудно, так как они «чужие» (заняты другими фирмами).
Здесь также имеются альтернативные варианты:
· освоение новых сегментов на том же рынке;
· выход на новые рынки внутри страны и в других странах.
Стратегия развития рынка опирается в основном на систему сбыта продукции и «ноу-хау» в области маркетинга.
Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. При этом товары могут быть новыми для всех организаций, работающих на целевом рынке, или только для данной организации. Такая стратегия обеспечивает прибыль, стабильность и устойчивость фирмы в отдаленном будущем. Она является наиболее рискованной и дорогостоящей.
Заниматься диверсификацией организацию вынуждает ряд причин, среди которых главными являются попытки уменьшить или распределить риск («не класть все яйца в одну корзину»), а также стремление уйти со стагнирующих рынков и получить финансовые выгоды от работы в новых областях.
По аналогии с другими матрицами портфельного анализа достоинствами матрицы Ансоффа являются простота и наглядность представления возможных стратегий, а недостатками – односторонняя ориентация на интенсивный рост, учет всего двух (хоть и важнейших) факторов «товар – рынок».