Классификация стратегий по уровням управления
В диверсифицированных организациях стратегии формируются на четырех отдельных организационных уровнях. На первом уровне разрабатывается стратегия для компании и всех входящих в нее бизнесов в целом (корпоративная или портфельная стратегия). На втором – стратегия для каждого отдельного бизнеса, сделавшего компанию диверсифицированной (стратегия бизнеса или деловая). На третьем – стратегия для каждой функциональной службы внутри бизнеса (функциональная стратегия). На четвертом уровне формируются более узкие стратегии для основных рабочих подразделений: производств, торговых участков, регионов, отделов в функциональных службах (оперативная стратегия).
В организациях с одной сферой деятельности (одним бизнесом) иерархия имеет только три уровня (стратегия бизнеса, функциональная стратегия и оперативная стратегия).
Корпоративная (портфельная) стратегия–это стратегия, которая описывает общее направление роста организации, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Корпоративная стратегия – это общий управленческий план диверсифицированной компании, который отвечает на вопрос, как она намерена утвердить позиции видов бизнеса в различных отраслях. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия организации.
Корпоративная стратегия решает следующие задачи:
· распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
· решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
· изменение структуры корпорации;
· решения о слиянии, приобретении, вхождении в финансово-промышленную группу или другие интеграционные структуры;
· единую стратегическую ориентацию подразделений.
Корпоративная стратегия разрабатывается на высших уровнях руководства. Важные стратегические решения обычно изучаются и одобряются советом директоров организации.
На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как организация будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, добиваться победы в конкурентной борьбе и т. д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции.
Стратегия бизнеса – управленческий план одного вида бизнеса, действия, направленные на обеспечение стабильной конкурентоспособности. Стратегия бизнеса становится эффективной, когда создает значительное и устойчивое конкурентное преимущество.
Стратегия бизнеса включает следующие элементы:
· основные подходы к конкуренции;
· действия, которые следует предпринять в случае изменений во внешней окружающей среде;
· подход к вертикальной интеграции и другие действия, направленные на создание сферы конкурентоспособности компании внутри отрасли.
Ответственность за стратегию бизнеса несет руководитель бизнеса. Во-первых, он должен следить, чтобы поддерживающие стратегии каждой из основных функциональных сторон бизнеса были хорошо продуманы и не противоречили друг другу. Во-вторых, если это требуется, стратегия бизнеса должна получить одобрение со стороны высшего руководства (совета директоров или руководителей корпоративного уровня).
Функциональная стратегия представляет собой управленческий план работы основных функциональных подразделений бизнеса: научных исследований и разработок, производства, маркетинга, сервисной службы, распределения, финансов, кадров и т. д. Бизнес должен иметь столько же функциональных стратегий, сколько и основных функциональных служб.
Функциональные стратегииразрабатываются функциональными отделами и службами организации на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т. д. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Так, типичная стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж продукции организации по сравнению с предыдущим годом. Финансовая стратегия организации может быть ориентирована на ускорение оборота денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности.
Оперативная стратегия относится к еще более узким стратегическим инициативам при управлении ключевыми производственными единицами (торговыми участками, распределительными центрами) и при решении повседневных оперативных задач, имеющих стратегическое значение (рекламные кампании, приобретение материалов, управление запасами, техническое обслуживание, поставки). Ответственность за разработку оперативной стратегии обычно делегируется руководителю нижнего звена под контролем и при одобрении руководителя более высокого уровня.
Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т. е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.
Различают стратегическое планирование «сверху вниз», при котором высшие менеджеры инициируют процесс формирования стратегии и уполномочивают стратегические единицы бизнеса и функциональные подразделения формулировать собственные стратегии как средства реализации корпоративной стратегии. Другой подход – это стратегическое планирование «снизу вверх», при котором процесс формирования стратегии стимулируется предложениями хозяйственных и функциональных подразделений. Для обоих подходов наиболее важным является то, насколько результативно взаимодействие между уровнями управления.