Общие издержки (постоянные и переменные).

Постоянные издержки

Под постоянными издержками понимаются те затраты, которые не связаны напрямую с количеством произведенной продукции/услуг. Например, арендная плата за использование помещения вносится независимо от количества посетителей, коммунальные платежи, зарплата управленческого персонала и т. д.

Статья Коммунальные платежи не включает в себя производственную электроэнергию и водоснабжение, которые учитываются в прямых издержках.

В Вашем расчете статьи издержек могут быть дополнены или изменены в зависимости от конкретных условий бизнеса.

Следует понимать, что не существует абсолютно неизменных издержек. Их величина может изменяться со временем в силу разных причин. Например, может возрасти стоимость аренды, измениться величина других затрат, поэтому, по возможности, нужно прогнозировать изменения и вносить их в финансовые расчеты. С целью упрощения рассматриваемого Примера, общие издержки по Проекту остаются неизменными на всем его протяжении.

Переменные издержки

К переменным издержкам относятся те статьи затрат, величина которых непосредственно зависит от производимого объема продукции / услуг.

Исходя из расценок на сырье и материалы, можно составить перечень переменных издержек по проекту с указанием их общей стоимости и расхода на единицу каждого продукта.

Общие издержки = Переменные издержки + Постоянные издержки

В финансовых расчетах не всегда имеет смысл перечислять весь перечень продукции или услуг, т.к. этот список может быть слишком длинным и меняться в зависимости от спроса. Поэтому здесь следует выделить основные продукты, прочие усреднить по ценовому признаку.

План прибылей и убытков.

В предыдущих разделах мы определяли:

- стоит ли заниматься тем или иным видом бизнеса;

- объемы предполагаемого бизнеса;

- местонахождение бизнеса;

- потенциальных потребителей товаров/услуг;

- величину первоначальных инвестиционных затрат по проекту;

- величину издержек;

- прогнозируемые поступления. (Разд. 2.4.)

Составление финансового плана включает использование всей полученной ранее информации для проведения расчетов с целью получения финансовых результатов.

Настоящий раздел призван пояснить структуру каждого документа, характеризующего основные финансовые результаты.

В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:

Прогнозируемый денежный поток позволяет оценить являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли все запланированные платежи осуществляться в соответствии с обязательствами.

Прибыльность позволяет оценить является ли деятельность компании эффективной и доходной.

Теперь более подробно остановимся на основных финансовых результатах, характеризующих проект.

Отчет о прибылях и убытках формируется на основании всех таблиц сформированных ранее.

Выручка формируется на основании плана сбыта, а затраты на основании всех расходов указанных выше.

План прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции/услуг) в определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из «Плана прибылей и убытков» можно определить прибыльность предприятия, реализующего проект.

В отчете о прибылях и убытках сумма НДС не учитывается.

Выручка и оборот являются словами синонимами. Фактически это план сбыта, умноженный на продажную цену без НДС.

Обычно отчет о прибылях и убытках формируется на 5 лет.

Таблица 17 – План прибылей и убытков.

Период расчета 2 полуг. 2015 года 1 полуг. 2016 года 2 полуг. 2016 года
Исходные тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.
Выручка без НДС 1 131,00 1 228,50 1 326,00
Стоматология 546,000 585,00 624,00
Дерматология 585,00 643,50 702,00
НДС 0,00
Материальные затраты 78,00 93,60 109,20
Расходные материалы 78,00 93,60 109,20
Расходы на оплату труда 348,08 417,51 317,93
Врач№1 100,80 117,00 124,80
Врач№2 108,00 128,60 140,40
Медсестра №1 48,00 60,00 66,00
Медсестра №2 48,00 60,00 66,00
Начисл. на ФОТ 43,28 51,91 59,40
Нематериальные затраты (вкл. НДС) 114,00 132,50 151,00
Аренда помещения 90,00 105,00 120,00
Реклама, маркетинг 15,00 17,50 20,00
Почта, телефон, Интернет 9,00 10,00 11,00
Расходы, связанные с пр-вом и реализацией (себестоимость) 540,08 643,61 713,80
Валовая прибыль 590,92 584,88 612,20
Налог на прибыль 82,73 81,88 85,71
Чистый доход 508,19 503,00 526,49


Обращаю Ваше внимание, что оборудование переносит свою стоимость на затратную часть посредством амортизации и в отчете о прибылях и убытков общая стоимость оборудования не указывается. Эта сумма формирует инвестиционный денежный поток.

Приобретение оборудования, недвижимости, то есть инвестиционные затраты, влияя на денежные потоки, на прямую не оказывают влияния на прибыль, находя отражение в «Плане прибылей и убытков» через амортизационные отчисления.

Итак, наша основная задача на данном этапе сформировать финансовые результаты (прибыль/убыток) по периоду.

Выручка – Общие затраты = Прибыль (или убыток) до налогообложения
Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль = Чистая прибыль.

Сумма необходимых инвестиций складывается из приобретаемых зданий и оборудования, а так же оборотного капитала необходимого для начала ведения бизнеса, пока сам проект не приносит прибыли и не формирует достаточного денежного потока для поддержания самостоятельной жизнедеятельности.

Вместе с тем, величина получаемой предприятием чистой прибыли в течение определенных промежутков времени (как правило, на начальной стадии реализации проекта) может быть отрицательной, что само по себе не свидетельствует о неэффективности проекта и невозможности его реализации и не может быть причиной его отклонения.

План денежных потоков.

На основе Отчета о прибылях и убытках формируется сумма операционного денежного потока.

Это фактически сумма денег находящаяся в обороте по проекту.

Операционный денежный поток = Чистая прибыль + Амортизация.

Общий денежный поток проекта формируется из трех видов денежных потоков операционного, инвестиционного и финансового.

Общий денежный поток = (- инвестиционный денежный поток + операционный денежный поток) + финансовый денежный поток.

Финансовый денежный поток включает в себя отдельный расчет, связанный с операциями с ценными бумагами и встречается крайне редко.

Для бизнес-проектов обычно данная формула выглядит как сумма инвестиционного и операционного денежного потока.

Инвестиционный денежный поток для расчетов показывается отрицательной величиной.

Общий денежный поток в проекте фактически показывает, когда сумма инвестиций покроется работой проекта и когда вложенные средства окупятся.

Таблица 18 – Денежные потоки (тыс. руб.)

Период расчета 2 полуг. 2009 года 1 полуг. 2010 года 2 полуг. 2010 года
ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Поступления от продаж 1 131 1 229 1 326
2. Внереализационные доходы
3. Материальные расходы
4. Расходы на оплату труда
5. Нематериальные расходы
6. Внереализационные расходы
7. Налог на прибыль
8. НДС уплаченный
9. НДС в бюджет
10. Оборотные запасы
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -500
1. Приобретение основных средств
2. Использование оборотных средств
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Вклад в уставной капитал
2. Погашение дебиторской задолженности
3. Заемные средства
4. Возврат заемных средств
5.Выплата процентов по заемным средствам
6. Погашение кредиторской задолженности
7.Другие выплаты
Остаток денежных средств на конец периода
Свободный остаток денежных средств 1 038

В тот момент, когда инвестиционный денежный при прибавлении операциооных денежных потоков по периодам становиться положительным, наступает окупаемость проекта.

Риски

Методические рекомендации

Под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Оценка риска предполагает измерение возможного уровня потерь, с одной стороны и вероятности их возникновения с другой.

Виды и классификация рисков

Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.

По факторам возникновения риски подразделяются на:

Политические риски -это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).

Экономические (коммерческие) риски -это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

Коммерческий риск -это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить следующие риски:

Организационные риски - это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании.

Рыночные риски - это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.

Кредитные риски - риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг

Юридические риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.

Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

Помимо вышеприведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке недвижимости, риски на рынке ценных бумаг и пр.

Разработчик бизнес-плана должен всегда стремиться учитывать возможные риски и представить в документе определенные меры для снижения рисков и компенсации вероятных потерь.

Контрольные вопросы

- основные риски;

- возможные последствия;

- способы минимизации рисков.

Наши рекомендации