ГБОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОП.1 Экономика организации.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Специальность: 080110 «Банковское дело»

Екатеринбург, 2012

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ для подготовки специалистов по специальности среднего профессионального образования 080110 «Банковское дело» -г.Екатеринбург: ОТДиС, 2012.

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОП.01 Экономика организации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.07. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.- Екатеринбург: ОТДИС, 2016.

Составитель:

г. Екатеринбург ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»,

преподаватель А.В.Мерзляков, первая квалификационная категория

Методические рекомендации составлены в соответствии с учебной дисциплиной для реализации программ подготовки специалистов среднего звена и предназначены для заочной формы обучения.

Данные методические рекомендации включают полное содержание учебной дисциплины: ее теоретическую часть, вопросы для самоконтроля знаний и задания для контрольной работы.

Структура методических рекомендаций способствует систематизации и обобщению теоретического материала, что поможет студентам успешно самостоятельно изучать учебную дисциплину.

Рассмотрены и одобрены на заседании Методического Совета.

Протокол от «___»______________2016, № _____.

Председатель Методического совета ОТДИС__________/Ю.С. Соловьянова

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

№ п/п Раздел Стр
1. Пояснительная записка
2. Структура и примерное содержание разделов и тем учебной дисциплины с вопросами для самоконтроля
3. Список литературы
4. Методические указания по выполнению контрольной работы
5. Критерии оценивания контрольной работы
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оформление титульного листа
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень вопросов к промежуточной аттестации (дифференцированный зачёт)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по учебной дисциплине ОП.01.ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ составлены для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ, соответствуют требованиям ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса» по специальности 38.02.07. Банковское дело, заочной формы обучения.

В соответствии с учебным планом, дисциплина относится к общепрофессиональному циклу и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.

Рекомендуется для изучения на 1-2 курсах.

Цель изучения дисциплины - сформировать компетенции выпускника, позволяющие ему осуществлять профессиональную деятельность.

В результате освоения дисциплины студент

должен иметь представление:

- о роли целях и назначении организации (предприятия) в экономике;

- о функциях организации (предприятия) в экономике;

- о социальной роли организации (предприятия) в обществе;

- о роли человека в производственном процессе.

должен знать:

- сущность организации как основного звена экономики отраслей;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования, организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;

- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

- аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономики;

должен уметь:

- определять организационно правовые формы организации;

- планировать деятельность организации;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико- экономические показатели деятельности организации;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

При изучении дисциплины по заочной форме используются различные формы учебной деятельности студента. Это аудиторные часы: лекции, практические работы, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСАХ

Таблица 1

Код Наименование специальность Максимальная учебная нагрузка количество аудиторных занятий по Самостоятельная работа студента Формы контроля
очной форме обучения заочной форме обучения
38.02.07 Банковское дело текущий контроль: выполнение контрольной работы промежуточный

Содержание учебной дисциплины предусматривает следующие виды контроля:

текущий контроль знаний - осуществляется в конце изучения каждой темы методом устного опроса, а также на консультациях по вопросам выполнения домашней письменной контрольной работы в межсессионный период;

промежуточный - дифференцированный зачет (защита контрольной работы).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.3. Функции рынка

Максимальная учебная нагрузка студента: 4часa

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения:0час

Самостоятельная работа студента: 4 часа

Содержание учебного материала:

1.Возникновение, структура и функции рынка. Законы спроса и предложения. Конкуренция и монополия. Противоречия рынка . Экономические кризисы .

2.Роль предприятия на современном рынке. Конкуренция и ее виды. Классификация рынков.

3.Рынки факторов производства для промышленности. Экономическое регулирование рыночных отношений в производстве.

Самостоятельная работа студента:

1.Изучить классификацию основных форм рынков;

2.Изучить основные части рыночной инфраструктуры;

3. Изучить: закон стоимости, как один из основных экономических законов товарного хозяйства, закон спроса и предложения;

4.Изучить основные противоречия рынка;

5.Изучить рынки факторов производства

Изучив данную тему, студент должен знать:

- назначение и функции предприятия на современном рынке;

- классификацию рынков;

- экономическое регулирование рыночных отношений в производстве.

-роль и функции государства в рыночной экономике;

Изучив данную тему, студент должен уметь:

- проводить анализ позитивных и негативных сторон рыночного механизма;

- анализировать влияние производства на рыночную структуру.

В рыночной экономике

Максимальная учебная нагрузка студента: 1 час.

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения: 1 час.

Самостоятельная работа студента: 0 час.

Содержание учебного материала:

1. Предприятие – хозяйственный объект рыночной экономики. Этапы формирования экономических отношений.

2.Понятие организационно-правовой формы предприятия. Организационно-правовые формы предприятий, определяемые Гражданским кодексом РФ.

Самостоятельная работа студента:

1. Изучить сущность собственности как экономической категории.

2.Изучить формы собственности.

3. Изучить формы экономических отношений между производствами.

4. Изучить организационно-правовые формы предприятий, определяемые Гражданским кодексом РФ.

5. Изучить принципы хозяйствования.

Изучив данную тему, студент должен знать:

-сущность собственности как экономической категории;

- Федеральные законы, регулирующие права собственности;

-формы собственности;

-задачи макроэкономической политики государства в создании и регулировании форм собственности;

-формы экономических отношений между производствами.

- организационно-правовые формы предприятий в РФ.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

-определять формы собственности и приемы государственного регулирования и контроля форм собственности.

Тема 1.8. Основные средства

Максимальная учебная нагрузка студента: 8 часов

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения: 0 часов

Самостоятельная работа студента: 8 часов

Содержание учебного материала:

1.Основные средства предприятия их состав и классификация.

2. Основные фонды предприятия их назначение, виды и экономические признаки.

3. Показатели использования основных фондов.

4.Износ и его виды. Износ производительный и непроизводительный. Последствия износа экономические и технические.

5.Физический износ и его характеристика. Моральный износ. Виды морального износа, их характеристика. Оценка уровня физического и морального износа основных фондов.

6.Амортизация как экономическая форма износа. Способы начисления амортизации: линейный, нелинейный, производительный. Амортизационные начисления в экономическом обороте предприятия. Амортизационный фонд – источник средств для реновации.

7.Анализ показателей фондоотдачи, фондоёмкости, фондовооружённости труда.

Самостоятельная работа студента:

1.Изучить состав и классификацию основных средств предприятия.

2. Изучить виды и показатели использования основных фондов.

3. Изучить виды износа и его последствия.

4. Изучить виды амортизации и способы ее начисления: линейный, нелинейный, производительный, ускоренный.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- классификацию основных средств предприятия;

- показатели использования основных фондов;

- виды износа и его последствия;

- виды амортизации и способы ее начисления;

Изучив данную тему, студент должен уметь:

- рассчитывать показатели эффективности использования основных средств;

- рассчитывать физический износ основных фондов;

- начислять амортизацию простую и ускоренную.

Тема 2.2. Трудовые ресурсы.

Тема 2.4. Реклама

Максимальная учебная нагрузка студента: 2 час.

Обязательная аудиторная нагрузка при заочной форме обучения: 0 час.

Самостоятельная работа студента: 2 час.

Содержание учебного материала:

1. Сущность рекламы. Виды рекламы. Функции рекламы . Рекламный проект.

2. Роль рекламы в продвижении товара на рынок. Социальная реклама.

Самостоятельная работа студента:

1.Изучить виды и функции рекламы.

2. Изучить определение и понятие «Паблик рилейшнз».

3. Изучить ФЗ « О рекламе».

4.Принципы и этапы планирования рекламной кампании, ее цели и задачи.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- назначение и функции рекламы;

- особенности действия каждого вида рекламы;

- методы и приемы рекламирования товаров и услуг.

Изучив данную тему, студент должен уметь:

-самостоятельно выбрать вид рекламы и метод рекламирования конкретного товара или услуги для определенной группы потребителей;

- различать виды рекламы и методы рекламирования товаров и услуг.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы выбирается студентом в соответствии с 2-мя последними цифрами зачётной книжки.

Таблица 2

Последние две цифры шифра зачетной книжки студента № вари анта Последние две цифры шифра зачетной книжки студента № варианта Последние две цифры шифра зачетной книжки студента № варианта Последние две цифры шифра зачетной книжки студента № варианта
01, 21, 41 11, 31, 51 61, 81 71, 91
02, 22, 42 12, 32, 52 62, 82 72, 92
03, 23, 43 13, 33, 53 63, 83 73, 93
04, 24, 44 14, 34, 54 64, 84 74, 94
05, 25, 45 15, 35, 55 65, 85 75, 95
06, 26, 46 16, 36, 56 66, 86 76, 96
07, 27, 47 17, 37, 57 67, 87 77, 97
08, 28, 48 18, 38, 58 68, 88 78, 98
09, 29, 49 19, 39, 59 69, 89 79, 99
10, 30, 50 20, 40, 60 70, 90 80, 00

Контрольная работа сдается на проверку в первый день экзаменационной сессии. Работа рецензируется преподавателем, и в случае получения отрицательной рецензии - работа возвращается студенту на доработку.

В межсессионный период для студентов проводятся консультации по выполнению контрольных работ, сроки которых дополнительно сообщает заочное отделение.

Таблица 3

Оценка Критерии оценивания
«5» - отлично - соответствие содержания работы теме; - тема раскрыта в полном объеме; - использовано не менее 5 источников информации; - работа оформлена грамотно и в соответствии с требованиями.
«4» - хорошо - соответствие содержания работы теме; - тема раскрыта в достаточном объеме; - использовано не менее 3 источников информации; - работа оформлена с незначительными недочётами.
«3» - удовлетворительно - соответствие содержания работы теме; - тема раскрыта в неполном объеме; - работа оформлена со значительными недочётами.
«2» - неудовлетворительно - не соответствие содержания работы теме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»

ТЕМА:______________________________________________________

Исполнитель: ______________________

студент(ка) ФИО

группы __________ шифр _______

Проверил: Мерзляков А.В.

преподаватель ФИО

Оценка __________________________

Екатеринбург, 20___

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

(темы рефератов)

1.Роль и место предприятия в экономике.

2.Собственность, как основа предпринимательства. Объекты и субъекты собственности.

3.Макро и микро среда предприятия.

4. Производство и его роль в функционировании предприятия, как экономического субъекта.

5. Производственные возможности, порядок их определения.

6. Стадии развития производства.

7. Производственный капитал, его виды и функции.

8. Источники формирования капитала предприятия.

9. Круговое движение капитала предприятия.

10. Ресурсы предприятия, источники формирования и накопления.

11.Фонды предприятия. Виды фондов. Источники формирования.

12.Заработная плата. Виды заработной платы.

13.Методы стимулирования труда работников.

14. Имущество предприятия и его структура. Характеристика и назначение основных объектов имущества предприятия.

15. Оборотный капитал предприятия.

16. Инвестиционная деятельность предприятия. Виды инвестиций.

17. Нематериальные активы предприятия.

18. Кругооборот денежных и финансовых ресурсов предприятия.

19. Прибыли предприятия. Виды прибыли. Пути и способы увеличения прибыли.

20. Экономический рост предприятия. Факторы экономического роста. Показатели экономического роста предприятия.

21.Производственный цикл предприятия и его фазы.

22. Основные фонды предприятия. Виды основных фондов. Классификация. Показатели использования. Износ основных фондов и его виды.

23. Производственные оборотные фонды. Их виды и назначение.

24. Фонды обращения, как составная часть оборотных средств. Состав и источники формирования.

25.Показатели оборота и длительности оборота оборотных средств. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

26. Собственные и заемные оборотные средства предприятия.

27. Нормирование оборотных средств. Показатели нормирования.

28. Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура.

29. Показатели использования кадрового потенциала предприятия: показатели движения персонала, показатели списочного и среднесписочного состава, показатели структуры, коэффициенты оборота, приёма, выбытия и текучести персонала.

30. Производительность труда и ее экономическое значение. Показатели производительности труда. Пути повышения производительности труда.

31.Маркетинговая деятельность организации, ее назначение и концепции.

32. Конкурентоспособность продукции предприятия и обеспечение конкурентных преимуществ.

33. Ценовая политика предприятия. Виды цен. Методы ценообразования, применяемые на современных предприятиях.

34.Роль и значение рекламы предприятия в продвижении продукции на рынок. Виды рекламы, применяемые организациями.

35.Качество продукции. Формирование и методы оценки качества продукции предприятия.

36. Роль системы стандартизации в оценке качества.

37. Пути повышения качества.

38. Сертификация продукции предприятия и ее назначение.

39.Виды инновационной деятельности предприятия.

40.Инновационный цикл, его состав и структура. Характеристика полного цикла и отдельных видов инновационной деятельности.

ГАПОУ СО «Областной техникум дизайна и сервиса».

– Екатеринбург, 2016. – 31с.

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Областной техникум дизайна и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОП.1 Экономика организации.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Наши рекомендации