Сотрудники отдела технического контроля проверяют качество и комплектность товара и выдают покупателям, оформляют гарантийные талоны.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля и т.д. Главному бухгалтеру помогает бухгалтер.
Вспомогательными рабочими являются уборщица, которая убирает помещение магазина, электрик, ответственный за электроснабжение и охранник.
Работа каждого структурного подразделения имеет свою цель, но все цели структурных подразделений подчинены общей единой цели. Отдел прямых продаж имеет цель наиболее полно удовлетворить потребности потребителей. Отдел рекламы имеет цель - поддерживать и развивать связи с максимальным числом заказчиков, продвигать предприятие на рынке. Бухгалтерия имеет цель обеспечить предприятию качественное бухгалтерское и правовое сопровождение. Администрация - оптимизировать и ускорить деятельность других структурных подразделений. Все эти цели подчинены одной общей - создать и реализовать на рынке качественный и конкурентоспособный продукт, удовлетворив этим спрос на свою продукцию и получив следующие предложения сотрудничества.
Одной из причин, объясняющей, почему ООО «Техкомп» является прибыльной организацией, заключается в очень упорной работе собственников и сотрудников фирмы. Стремление к лидерству и качество команды позволили поставить перед собой широкий набор целей, которые должны соответствовать постоянно меняющимся требованиям на рынке видеопроизводства
Миссия ООО «Техкомп» в том, чтобы предоставить самый широкий и качественный ассортимент компьютерной и цифровой техники.
Стратегическая цель ООО «Техкомп» - завоевание лидирующего положения на рынке видеопроизводства за счет использования максимума современных технологий для достижения лучшего качества.
Тактические цели предприятия представим наглядно на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Древо целей организации
Целостность организации как состояние динамического равновесия:
- Любая часть системы организации вторична относительно первичного целого. То есть любое из структурных подразделений организации предприятия не может иметь главного значения относительно целой системы.
- Части системы образуют единое целое таким образом, что воздействии на одну из частей влияет и на все остальные.
Например: сбои работы отдела логистики ведут к тому, что товар вовремя не выходит в продажу. Вследствие этого покупатели обращаются в другие магазины, что приводит к финансовому сбою в работе компании. Предприятие не в состоянии приобретать новый товар, оплачивать аренду помещения, налоги и заплату сотрудникам. Или: если отдел рекламы не предоставит рекламные заказы, предприятие так же не заработает прибыли, что приведёт к его неплатежеспособности.
- Каждая часть несет свою долю участия в функционировании целой системы.
Например: отдел маркетинга изучает конкурентов и потенциальных клиентов, разрабатывает стратегии по их привлечению. Рекламный отдел поддерживает и развивает связи с заказчиками рекламной продукции. Бухгалтерия производит расчеты расходов и доходов, исполняет налоговые обязательства и т.д. Совокупная работа отделов образует налаженную деятельность целой системы предприятия ООО «Техкомп»
- Целое ведёт себя как нечто единое вне зависимости от уровня сложности системы.
Например, организация ООО «Техкомп» ведет себя как единое целое, не смотря на то, что в её состав входит множество разнообразный по функциям системных компонентов.
Эмерджентность - наличие у предприятия качественно новых свойств, которые отсутствуют у её составных частей. ООО «Техкомп», обладая техническими, творческими и правовыми возможностями, может продавать свою продукцию как в розницу, так и оптовыми партиями крупным корпоративным клиентам - школам, организациям, предварительно заключив договоры о сотрудничестве с той или иной компанией. Также имеет возможность участвовать в выставках и презентациях. Заключать договоры на рекламные кампании и реализовывать их. То есть обладает свойством реализовываться, которое недоступно каждой отдельной части системы предприятия.
Структурность. ООО «Техкомп» состоит из более мелких систем - системы рекламного отдела, системы отдела прямых продаж, системы отдела логистики, системы бухгалтерского учёта и т.д. Также само предприятие является частью более крупной системы - системы торговых компаний города, области, страны; системы коммерческих предприятий; системы обществ с ограниченной ответственностью и т.д.
Части системы можно классифицировать на подсистемы и компоненты.
Подсистема - относительно независимая часть системы, обладающая ее основными свойствами.
Рассмотрим ООО «Техкомп» как подсистему системы продажи компьютерной и цифровой техники. Предприятие сохраняет основные функции системы торговли:
а) обеспечивать общество необходимой, объективной и достаточной информацией;
б) удовлетворять потребности покупателей.
Для ООО «Техкомп» подсистемами будут являться:
· Отдел логистики
· Отдел прямых продаж
Они сохраняют основную функцию предприятия (системы): создать и реализовать на рынке качественный и конкурентоспособный продукт.
Если часть системы, не сохраняет ее некоторые основные свойства, то она называется компонентом. Компонент - набор однородных элементов системы, выделенных по определенному признаку.
Выделим по однородному признаку для ООО «Техкомп» некоторые компоненты:
· Отдел прямых продаж;
· Отдел по работе с корпоративными клиентами;
Все эти компоненты выделены по определенному признаку, в данном случае – продажи компьютерной и цифровой техники.
Рассмотрим систему предприятия ООО «Техкомп» в классификациях по различным признакам: