Как ввести счетчик в эксплуатацию?

Однако сегодня становится всё яснее: чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно устанавливать в своих квартирах счетчики. Впрочем, купить и поставить прибор учета мало. Необходимо ввести его в эксплуатацию.

И установка счетчика, и ввод в эксплуатацию обеспечиваются собственником квартиры.

Ввод прибора учета в эксплуатацию - это его документальное оформление как счетчика, по показаниям которого будет начисляться плата за услуги собственнику квартиры. В обычной жизни мы называем этот процесс опломбировкой, но это не совсем верно, поскольку опломбировка - это одно из действий по вводу счетчика в эксплуатацию. Помимо него в данную процедуру входит первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта.

Затягивать с вводом в эксплуатацию счетчика нельзя. Его необходимо опломбировать не позднее месяца, следующего за датой установки.

При этом исполнитель должен будет со следующего дня после опломбировки начислять вам плату в соответствии с показаниями нового счетчика.

Для того чтобы представители управляющей компании, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации пришли к вам домой и опломбировали счетчик, нужно написать заявку, в которой указать:

- свои фамилию, имя и отчество, паспортные данные, номер телефона (если вы подаете заявку от имени юридического лица, требуется указать фирменное название вашей компании или ИП, место государственной регистрации, номер телефона);

- дату, в которую вы были бы готовы принять у себя специалистов, которые опломбируют счетчик и подпишут акт;

- тип и заводской номер прибора учета, место его установки;

- сведения об организации, которая смонтировала вам прибор учета;

- показания счетчика на момент его установки;

- дату следующей поверки счетчика.

Обязательно приложите к заявке копию паспорта прибора учета и (если ваш счетчик не новый) копии документов, которые подтверждают, что прибор успешно прошел поверку.

Важный нюанс. Если в заявке вы укажете, что хотели бы видеть специалистов по опломбировке, к примеру, 17 января, компания-исполнитель должна прислушаться к вашей просьбе. Но если эта дата исполнителя не устраивает, вам в течение трех рабочих дней должны позвонить и договориться на другое число, которое будет удобно и вам, и представителям компании. И дата эта должна быть не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения заявки.

Случается, что сотрудники компании-исполнителя в указанное время просто не приходят. Бывает и другое: компания-исполнитель предлагает ввести прибор учета в эксплуатацию через месяц или даже позже. В этих случаях ваш счетчик считается веденным в эксплуатацию с того дня, в который вы направили исполнителю свою заявку. И именно с этого дня учитываются его показания.

Если же вы установили прибор учета, вовремя подали заявку на его опломбировку, а представители компании-исполнителя к вам не приходят, не назначая никаких сроков (и при этом продолжают начислять платежи по нормативу, а не по показаниям счетчика), обращайтесь с жалобой в муниципальный жилищный контроль, Госжилинспекцию.

Однако чаще мы сталкиваемся с иным вариантом: новый счетчик монтируют сотрудники компании-исполнителя (ЖЭКа, ТСЖ и т.д.). В таком случае они одновременно и заполняют акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

Обратите внимание: акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах. И подписывать его должны не только представители компании-исполнителя, но и потребитель (то есть хозяин квартиры).

Примечание

Ввод прибора в эксплуатацию - процедура бесплатная. Взимать за это деньги компания-исполнитель не имеет права! Единственное исключение - если кто-то из жителей квартиры (или неустановленные личности) самовольно повредил или сорвал пломбу. Тогда ставить новую уже будут за плату.

В 2015 году планируется внесение изменений в правила предоставления коммунальных услуг, которые обяжут исполнителя проверять:

а) целостность прибора учета, отсутствие непредусмотренных изготовителем отверстий, трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

б) наличие и сохранность контрольных пломб, установленных при вводе прибора учета в эксплуатацию, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

в) отсутствие свободного доступа к элементам (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Установив счетчик, собственник помещения должен за ним следить. Проверьте в паспорте прибора учета, какой должна быть дата его следующей поверки. Чтобы не забыть ее, можно прикрепить на прибор небольшую бирку-«напоминалку».

В 2015 году в действующее законодательство, возможно, будут приняты изменения, которые установят обязанность исполнителя коммунальной услуги производить проверку состояния счетчиков по заявлению потребителя в срок, не превышающий 14 дней со дня получения такого заявления. Кроме того, даже не имея заявления от потребителя, исполнитель обязан производить проверку целостности пломб и невмешательства в работу приборов учета не чаще 1 раза в 3 месяца и не реже 1 раза в 6 месяцев. Соответственно, потребитель обязан обеспечить доступ исполнителя к своим приборам учета. В случае если потребитель не допускает представителей исполнителя коммунальной услуги в жилое помещение более двух раз подряд, плата за коммунальные услуги начинает начисляться по нормативу.

Каждый месяц жители должны передавать показания приборов учета. Забыть сообщить показания один раз - не страшно (вам начислят платеж по вашему же среднему уровню потребления). Но если исполнитель не будет получать от вас показания в течение 6 месяцев подряд, он будет обязан в течение 15 дней прислать специалистов, которые проверят, действительно ли счетчик работает, и снять его показания. 6-месячный срок может меняться в зависимости оттого, каким он зафиксирован в вашем договоре с управляющей компанией или ТСЖ.

Наши рекомендации