Анализ основных стейкхолдеров фирмы

Стейкхолдер (stakeholder) — понятие, которое описывает человека, группу лиц или отдельные организации, чьи действия, поведение или решения могут влиять на прибыль компании и процессы в ней. Стейкхолдеров разделяют на внутренних (находятся внутри организации) и внешних (за пределами предприятия). В общемировой практике к стейкхолдерам фирмы относят следующие группы лиц: поставщиков, конечных покупателей товара, посредников, инвесторов, работников и учредителей компании. Поставщики АО «ВММ-1» являются стейкхолдерами, так как влияют на стоимость сырья, на сроки и условия поставки, что напрямую связано с издержками компании. Посредники фирмы относятся к стейкхолдерам, так как могут влиять на воспринимаемое качество и объем продаж товара (например, розничные торговые сети, выставляющие товар на невыгодных местах продаж) или на затраты компании (например, исследовательские и рекламные агентства).

Конечные покупатели являются внешними стейкхолдерами, так как представляют спрос на продукт, выдвигают определенные требования к свойствам и качеству товаров компании, а значит также влияют на уровень себестоимости товара и издержки фирмы. У покупателей может измениться уровень дохода или численность, что может привести к снижению спроса на товар.

Учредители АО «ВММ-1» являются стейкхолдерами, так как напрямую принимают решения, связанные с выбором стратегии ведения бизнес отрасли, согласовывают бюджет на продвижение и развитие товара, и влияют на прибыль компании. Персонал компании является внутренним стейкхолдером и влияет на скорость и качество выполнения работ по созданию продукции и развитию компании в отрасли.

У всех заинтересованных сторон есть свои ожидания и интересы, но все они непосредственно связаны с успехом деятельности и общим благосостоянием организации, но некоторые интересы заинтересованных сторон имеют особое значение при определенных обстоятельствах. Примером может послужить следующее: клиенты имеют приоритетное значение при обсуждении качества товара; сотрудники важны при обсуждении условий на рабочем месте; правительство важно в вопросах связанных с законодательством и т.д. Разнообразие поставщиков материалов предприятия позволяет наиболее полно и гибко реагировать на изменения рынка, новые его требования и технологии. Преимущества высокой численности поставщиков состоят в том, что всегда есть возможность приобрести необходимый товар по более низкой цене, восполнить недостающий у одного поставщика объём продукции за счёт закупок у другого, и т.п. Кроме того, при такой большой базе поставщиков значительно больше возможностей для отслеживания информации о рыночной ситуации в целом. Для заказчиков АО « ВММ-1» имеет некоторые преимущества: - во первых специализация и то, что в отличие от других организаций АО « ВММ-1» выполняет полный комплекс работ от проектирования до приёмо-сдаточных испытаний. И заказчикам не придётся обращаться в несколько организаций для того, чтобы им в одной выполнили проект, в другой – произвели монтаж кабельных линий и электрооборудования, а в третьей провели испытания. В то время как эти работы может сделать одна организация; - во вторых, не все организации занимаются комплектацией оборудования и материалов. «Востокметаллургмонтаж-1» работает с постоянными поставщиками и имеет возможность приобретать оборудование практически по оптовым ценам, т.к. является постоянным покупателем у поставщиков и имеет значительные скидки, что тоже очень привлекательно для заказчиков. Подробный анализ позиций компании, приведенный выше, позволяет сделать вывод о необходимости в разработке стратегии дальнейшего развития компании.

2.4 Выбор стратегии развития АО «ВММ-1»

Удачная стратегия должна решать 2 задачи в отношении сил конкуренции: как можно сильнее изолировать свое предприятие от негативного влияния отраслевых сил конкуренции; использовать сложившуюся в отрасли ситуацию и правила игры в свою пользу. Для выхода из сложившейся ситуации предприятию предлагается разработка наиболее эффективной стратегии дальнейших действий. Рассмотрим 2 варианта стратегии выхода из кризисной ситуации.

Основные характеристики предлагаемых вариантов

  Вариант 1 Вариант 2
Направление стратегии товары и услуги, новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка товары и услуги, новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынка
Суть Диверсификация производства Перепрофилирование компании
Необходимые мероприятия закупка нового оборудования, переобучение персонала, разработка маркетинговой стратегии закупка нового оборудования и ПО, повышение квалификации персонала,разработка маркетинговой стратегии
Перспективы развития стратегии Емкость ранка составляет 75% Рынок полностью свободен (отсутствие конкурентов)


Вариант 1 предусматривает: сохранение тех позиций, которые компания имеет на сегодняшний день, и открытие нового направления – сборка и монтаж комплектных трансформаторных подстанций. Для реализации этого варианта необходимый объем инвестиций, рассчитанный ниже, будет составлять 1,5 млн. рублей.

Объем инвестиций, необходимых для реализации варианта 1

направления инвестирования сумма, млн. руб.
инвестиции в основной капитал: 1,15
приобретение оборудования 0,8
переобучение персонала 0,2
приобретение лицензии 0,15
прочие инвестиции: 0,35
маркетинг и реклама 0,3
другие расходы 0,05
ИТОГО: 1,5


Суть стратегии по первому варианту заключается в том, чтобы открыть новое направление – сборка и монтаж комплектов трансформаторных подстанция. Причем не оставляя нынешний рынок услуг без внимания. Хотя он и на сегодняшний день исчерпал себя, возможно в дальнейшем появятся перспективы развития этого сегмента. Для реализации предложенного варианта необходима реализация следующих мероприятий: закупить необходимое оборудование, переобучить персонал, закупить необходимые материалы, разработать и реализовать маркетинговый план. Одним из важнейших мероприятий является грамотная маркетинговая политика. Как уже отмечалось выше, рынок этих услуг занят на 70%. На рынке конкурируют между собой 6 компаний, причем две из них являются бредовыми, и занимают на двоих почти 50% емкости рынка. Поэтому АО «ВММ-1» предлагается реализация маркетинговой стратегии, направленной на оптимизацию сбыта с самых первых заказов. Для этого в первую очередь необходимо: - размещение рекламы по всем возможным каналам (а именно: телевидение – местные каналы, радио, баннеры, реклама в интернете, нестандартные виды рекламы, акции и т.д) - установление гибкой ценовой политики (в частности цены рекомендуется установить ниже, чем у конкурентов на 10-15%). Выполнение работ наивысшего качества, тем самым имея возможность зарекомендовать себя как надежный подрядчик. Однако, для реализации такой стратегии необходимы значительные капиталовложения. А вероятность успеха сводиться к минимуму. Ведь свободно всего лишь 30% рынка, и не факт, что все эти действия приведет к их полноценному захвату. К тому потребители в большинстве своем, отдают предпочтения бредовым компаниям, работающим в этом направлении 8-10 лет. Таким образом, возникает необходимость разработки альтернативного варианта стратегии развития компании. Альтернативной стратегией предприятия АО «ВММ-1» является вход на новый рынок услуг с новыми проектами и реализация этих проектов. Задача предприятия состоит в том, чтобы первыми обосноваться на данном рынке, опередить появление потенциально возможных конкурентов, по той причине, что этот рынок новый, не развит и занять эту нишу. Анализ состояния предприятия необходим, поскольку без качественного анализа невозможно организовать работу, направленную на оздоровление предприятия. Проведя анализ состояния предприятия АО «ВММ-1» было выявлено, что выручка от реализации услуг в 2014 году упала почти в 2 раза по сравнению с показателями 2013 года, снизилась на 44,68%, как и объём от реализации услуг. Это связано, прежде всего, с тем, что на протяжении двух лет (начиная с середины 2012 года по середину 2014 года) фирма осуществляла основную целенаправленную деятельность по реконструкции котельных Челябинской области, а именно, демонтаж старого и монтаж технологически электрооборудования, систему энергоснабжения, автоматизации и сигнализации. Которые до недавнего времени являлись «проблемными» объектами теплоэнергетики области. И их реконструкция являлась частью областной целевой программы по энергосбережению на 2012-2014 года. И входила в состав реализации Государственной Целевой программы про энергоресурсосбережению. На сегодняшний день эта часть областной программы практически выполнена. Как следствие, можно сказать, что работы в данном направлении для предприятия АО «ВММ-1» практически иссякли. При нынешнем положении руководству фирмы пришлось разработать новый стратегический план, который заключается в входе на новый рынок услуг с новыми проектами и реализации этих проектов Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга и должна быть направлена на достижение его стратегических целей. Для предприятия была выбрана стратегия разработки новых проектов и предоставления нового вида услуг для завоевания новых рынков. В условиях, когда реализовать избранную стратегию маркетинга без использования активных мер ценообразования нельзя, необходимо определить задачи, решаемые только при помощи управления ценами. Предпосылки освоения рынков различных регионов с новым видом услуг. Малое предприятие является наиболее мобильным из всех существующих форм бизнеса. АО «ВММ-1» с момента своего образования проводит политику расширения собственных рынков услуг, постоянно внедряя новейшие технологии в свои проекты и на объектах работ, осуществляя попытки выхода на рынки других регионов. В частности, достаточно серьезные проекты и объекты работ совсем недавно были реализованы в республике Бурятия и Красноярском крае. Учитывая накопленный опыт деятельности предприятия на рынках Иркутской области и других регионов, представляется важным и в дальнейшем осуществлять активное движение в этом направлении: осваивать новые технологии, внедрять новые проекты, как на рынке Иркутской области, так и путём освоения рынков других регионов. Планируемые работы непосредственно касаются специфики фирмы, это такие, как выполнение проекта схем электрического подключения и схем оборудования, установка технологического оборудования в цехе, подключение оборудования, автоматизированное управление и запуск оборудования, а также проведение измерений. Но даже притом, что эта работа совпадает со спецификой предприятия и, казалось бы, что подобные работы уже выполнялись, она новая, т.к. предприятию не приходилось выполнять такие проекты, поскольку в России нет подобных аналогов заводов, а всегда приятно оказаться на рынке услуг первыми. В январе 2015 года по заказу АО «Энерпред-Электроникс» (г. Москва) АО «ВММ-1» было разработано техническое задание для нового глобального проекта разработки автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии и ресурсов для ПАО «Волгоградтрансгаз». Глобальность этого проекта состоит в том, что РАО ЕЭС России в ближайшем будущем планируют внедрить такие проекты в западной части Российской Федерации, а в последствии и по всей России. Т.е. РАО ЕЭС России планирует контролировать распределение и поступление электроэнергии в первую очередь на основные производственные мощности страны. Суть этого проекта состоит в том, чтобы создать общую глобальную автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии, которая будет учитывать как общее поступление электрической энергии на большинстве предприятий, так и на отдельно взятое предприятие и считывать эту информацию непосредственно для поставщика энергии. В данный момент техническое задание на разработку АСКУЭР для ПАО «Волгоградтрансгаз» подписано в г. Москве и направлено обратно для непосредственной работы над созданием системы. Существовала большая сложность составления такого технического задания, поскольку автоматизированный коммерческий учёт электроэнергии только вводится на большинстве промпредприятий или, во всяком случае, модернизируется там, где он уже существует. Но это происходит непосредственно внутри самих предприятиях для перераспределения остаточной электроэнергии для более мелких заводов или других производственных мощностей. Сложность составления разработанного технического задания состояла в том, что эта глобальная система новая и ещё нет даже соответствующих ГОСТов и СНиПов в нужном объёме. Работники столичных институтов только работают над их разработкой, потому что раньше не было необходимости в создании подобной системы.

Назначение и цели создания системы: АСКУЭР предназначена для организации автоматизированного коммерческого учета электроэнергии и ресурсов. АСКУЭР обеспечивает автоматическое измерение приращений электроэнергии и других необходимых параметров коммерческого учета, сбор результатов измерений и других данных, обработку, хранение и предоставление данных и обеспечивающей информации потребителям информации. АСКУЭР создается для обеспечения финансовых расчетов на рынке электроэнергии и ресурсов, обслуживаемых данной АСКУЭР. Критерием достижения цели создания АСКУЭР является получение Заказчиком АСКУЭР Акта приемки системы в постоянную эксплуатацию.

Характеристика объектов автоматизации: Объектами автоматизации АСКУЭР являются процессы измерений, сбора, обработки и хранения информации, технические средства и организационные мероприятия, необходимые для ведения и обеспечения коммерческого учёта электроэнергии и ресурсов. Объекты автоматизации имеют следующие характеристики: необходимость выполнения измерений в соответствии с государственными и другими нормативными требованиями; территориальная распределённость размещения технических средств; коммерческая ответственность за данные, предоставляемые для финансовых расчётов; широкий перечень средств измерений, средств связи, способов информационного и организационного взаимодействия; потребность в унифицированном взаимодействии объекта автоматизации с внешними управляющими и информационными системами; потребность в непрерывном функционировании.

Руководством АО «ВММ-1» рекомендуется приступить к работе на воплощение в жизнь такого проекта, как разработка АСКУЭР для ПАО «Волгоградтрансгаз», являющегося началом большого проекта. По завершению выполнения данной работы есть прекрасная перспектива внедрения подобных данному проекту для различных больших и малых производственных предприятий других регионов, который с недавнего времени стал обязательным для всей территории нашей страны и будет внедряться во всех регионах. Такую великолепную возможность внедрения новых технологий в реализации Государственной Целевой программы по энергоресурсосбережению просто нельзя упускать. Для предприятия АО «ВММ-1» разработка АСКУЭР это хорошая возможность для расширения видов предоставляемых услуг, выход на новые рынки сбыта услуг других регионов и, конечно, получение хорошей прибыли. В результате предприятие получит дополнительно 66 954 рублей чистой прибыли. Косвенными результатами можно считать: удовлетворение, полученное предприятием-заказчиком работ от сотрудничества с фирмой, предполагающее, в свою очередь, дальнейшее долгосрочное обслуживание создаваемой системы, возможность дальнейшего расширения рынка за счёт распространения информации о предприятии среди других производственных предприятий. Для предприятия АО «ВММ-1» проекты разработки АСКУЭР для производственных промышленных предприятий является реализацией стратегического развития предприятия и дает возможность расширения предоставляемых услуг, освоение новых рынков с новыми проектами и получение прибыли.

Заключение

Стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность. Стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха. Стратегия определяет, что нужно сделать сегодня, чтобы выжить завтра. Основными факторами макросреды, оказывающими влияние на АО «ВММ-1» являются экономические, правовые, научно-технические. Группы потребителей данной продукции достаточно стабильны. Клиентами являются свыше 200 ведущих предприятий российского рынка. АО «ВММ-1» работает с оптовыми и мелкооптовыми заказами, а также розничными покупателями. У предприятия есть два безусловных преимущества: это наличие аффилированного поставщика и финансовые ресурсы. В то же время риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании, поскольку на сегодняшний день существует достаточно много независимых предприятий, которые всегда готовы предложить более широкий ассортимент продукции, в том числе и продукцию конкурентов. Они более гибко подходят к потребностям покупателей. Поэтому основным преимуществом для АО «ВММ-1» остается возможность значительного варьирования ценой на грани демпинга.

Список использованных источников

1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

2. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.

3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: ИД «Вильямс», 2007. - 656 с.

5. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер; Акад. Нар. Хоз-ва при Правительстве РФ, РАН. Центр. Экон.-мат. Ин-т. - М.: Дело, 2008. - 568 с.

6. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 488 c.

7. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.

8. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.

9. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.

Наши рекомендации