Как получить венчурный капитал?
Для начала разберемся какие виды деятельности интересуют венчурных инвесторов. Итак, привлекательные для инвесторов отрасли:
● высокие технологии (hi-technology products), обычно в сфере B2B, то есть ориентированы на продукцию для предприятий (например, роботы);
● компании, производящие продукты революционные, инновационные и эволюционные. То есть не перепродающий бизнес, а ведущий научные разработки прикладного характера, предлагающий товары-заменители.
Непривлекательные отрасли:
● розничная торговля;
● оптовая торговля;
● дистрибуция.
Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться, при привлечении инвестиций:
- запрашиваемых денег должно гарантированно хватить для перехода к следующему раунду финансирования - обязательно правильное, взвешенное расходование денежных средств;
- чем больше сумма привлекаемых инвестиционных денежных средств, тем больше доля предприятия, с которой Вы должны будете расстаться, передав ее венчурному инвестору;
- наиболее сложный период для привлечения инвестиций - начальный период жизни предприятия, так называемая “посевная кампания” или стартап. “Посев” - это время, когда бизнес существует еще на уровне идеи и не приносит никакого значительного результата. Стартап - время бурного развития бизнеса, время первой выручки, первого дохода;
- не стоит поддаваться на уговоры венчурного управляющего о сокращении бюджета.
Венчурные инвесторы, при поиске и выборе проектов для инвестирования, обращают внимание на:
- масштаб и перспективы роста с точки зрения потоков наличности, то есть насколько быстро окупятся инвестиции, вложенные в бизнес;
- четко сформулированную стратегию, на открытость и понятность бизнеса;
- наличие команды профессионалов, в частности на опыт и качества управляющего предприятием, на профессионализм и личные характеристики ключевых сотрудников;
- позицию и репутацию этой команды в бизнесе и правительстве;
- отсутствие криминала и/или нарушений Налогового или Гражданского Законодательства;
- определенный уровень корпоративной культуры внутри коллектива.
Кто такие бизнес-ангелы?
Бизнес-ангел (англ. angel, business angel, angel investor и пр.) — частный венчурный инвестор, обеспечивающий финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития [Christine K. Volkmann, Kim Oliver Tokarski, Marc Grünhagen, 2010, p. 297]. Как мы уже говорили выше, ранние этапы развития - это “посевная кампания” и стартап. Важное уточнение роли бизнес-ангела, которые Вы видите - это экспертная поддержка, то есть помощь связями, опытом и тд. Понятие это сформировалось достаточно давно, в начале 20-х гг прошлого века в театральной среде Нью-Йорка. Изначально бизнес-ангелами называли обеспеченных людей, инвестирующих денежные средства в новые театральные постановки и спектакли.
В современном понимании, термин бизнес-ангелы впервые был применен профессором Университета Нью-Гэмпшира Уильямом Ветцелем, и относился к обеспеченным мужчинам, имеющим опыт предпринимательской и управленческой деятельности, непублично (закрыто) вкладывающим средства в местные компании на ранних стадиях развития. Правительству пришлась по вкусу такая идея и оно активно включилось в программу поддержки малого бизнеса с помощью частных инвесторов.
В русском языке существует всем известный синоним термина бизнес-ангел - слово меценат. В экономико-математическом словаре Лопатникова есть и еще один термин меценат-инвестор.
Итак, современный среднестатистический бизнес-ангел - это мужчина, имеющий университетскую степень, в возрасте от 45 до 65 лет, у которого за плечами управленческий и предпринимательский опыт. Обычно бизнес-ангелы интересуются бизнесом, среди них довольно редко встречаются ученые и специалисты, не связанные с управлением.
Деньги, получаемые от бизнес-ангелов, часто называют “умными деньгами”. Так как бизнес-ангелы не просто выделяют денежные средства, они помогают опытом и знаниями. В такой дополнительной экспертной помощи и есть главное отличие от других типов инвесторов.
В России понятие бизнес-ангел еще в новинку и сам рынок бизнес-ангелов не велик. Схожую с бизнес-ангелами функцию в нашей стране выполняют программы грантов. Подготовкой новых инвесторов в России занимается Российская Венчурная Компания. Также, среди отраслевых организаций, представлены Фонд развития интернет-инициатив, Национальная Ассоциация Бизнес-ангелов, Национальное Содружество Бизнес-ангелов и небольшие объединения в крупных российских городах.
В России из-за небольшого числа инвестиционно-привлекательных проектов и неопределенных перспектив выхода из проинвестированных проектов, зачастую инвесторами выступают бизнес-ангелы из США, Европы и Израиля.
Однако, есть и российские бизнес-ангелы:
1. Юрий Мильнер. В его инвестиционном портфеле есть акции таких компаний, как Twitter, Facebook, Groupon, WhatsApp, Skype, Alibaba, Ozon, Mail.ru. Особенностью Юрия Мильнера является готовность ожидать роста компании, терпеливость, однако, он однозначно рассчитывает на внимание публики к новому проекту.
2. Павел Глушенков. Инвестиционный портфель представлен такими компаниями, как Второй Пилот, Две Ладошки, Level.Travel, CrowdSystems и Постирай. Чтобы заинтересовать Павла Глушенкова, необходимо очень внимательно отнестись к формальной стороне проекта, тщательно проработать все необходимые документы и бизнес-план. Кстати говоря, обычно у начинающего предпринимателя есть всего 3 минуты на изложение своего проекта будущему инвестору, всего три минуты, чтобы заинтересовать бизнес-ангела. Сфера интересов Павла Глушенкова - это путешествия, обучение и мобильные приложения. Обращаясь к бизнес-ангелу, Вы несомненно должны соотносить свой будущий бизнес, свою идею, с интересами конкретного инвестора.
3. Алексей Кирин. В портфеле этого инвестора есть акции компаний CentroBit, TicketCloud и HelpBe. Этот инвестор старается начать работать с компаниями как можно раньше, еще с “посевной” стадии. Алексея Кирина интересуют проекты, индивидуально заточенные для выхода на новый уровень инвестирования.