Проведение траурных мероприятий

Вопрос №1444: В мечетях и хосейние большинства районов, особенно в сельской местности, организовываются религиозные драматические театральные постановки /тазийа/ на основании того, что это является старинным обычаем, и многие из них оказывают положительное влияние на сознание людей. Каково положение относительно их проведения?

Ответ: Если такая театральная постановка не основана на лжи, не приводит к распущенности и со временем не приведет к ослаблению религиозного истинного течения, то делать это не возбраняется, в ином случае лучше вместо них организовать собрания, где читались бы проповеди, траурные элегии, вспоминалась бы трагическая история Имама Хусейна (мир ему!).

Вопрос №1445: Какое решение имеет использование в траурных мероприятиях музыкальных инструментов, таких как барабан, тарелки, труба, а так же цепей с лезвиями?

Ответ: Если использование подобных цепей приводит к очернению шиизма в глазах других людей или становится причиной нанесения телесных повреждений, то это запрещено, но использование барабанов, тарелок и труб известным образом не возбраняется.

Вопрос №1446: В некоторых мечетях при проведении траурных мероприятий используют различные символы (своеобразные знамена), имеющие обильные и дорогостоящие украшения, о значении которых задаются вопросы и использование которых вредит религиозной пропаганде и даже иногда противоречит священным целям мечети. Каково положение относительно этого?

Ответ: Это - нехорошо, если нахождение этих символов в мечети, с точки зрения общества, противоречит достойному положению мечети или мешает молящимся.

Вопрос №1447: Если человек для проведения траурных мероприятий по поводу гибели Имама Хусейна (мир ему!) приносит в дар вышеупомянутый символ, могут ли служащие мечети отклонить этот дар?

Ответ: Это дарение не обязывает смотрителей и служителей принимать символ.

Вопрос №1448: Каково положение относительно упомянутого символа на траурных собраниях при проведении траурных мероприятий по поводу гибели Имама Хусейна (мир ему!) и ношения его людьми, участвующими в проведении этих мероприятий?

Ответ: Само по себе это не возбраняется, однако, не нужно считать этот обычай частью религии.

Вопрос №1449: Если некоторые обязательные деяния человека остаются невыполненными из-за участия в траурных мероприятиях, например, останется несовершенной его утренняя молитва, то нужно ли не принимать участие в трауре, чтобы выполнить молитву, или это может стать причиной отдаления его от семейства Пророка (Ахл аль-бейт) (мир им!)?

Ответ: Несомненно, что обязательная молитва важнее участия в траурных мероприятиях по поводу семейства Пророка (мир им!), и невыполнение молитвы, оправдываясь участием в траурных мероприятиях, недозволенно. Но участие в траурных мероприятиях таким образом, чтобы это не мешало намазу, - желательное и настоятельно рекомендуемое деяние.

Вопрос №1450: В некоторых религиозных группах произносятся рассказы о трагических событиях, которые взяты из недостоверных источников, и ни какие ученые не рассказывали подобных историй. Когда спрашивают людей, читающих эти истории, об их источнике, те отвечают, что это им дали понять имамы (мир им!) или направили их, и что не все события Кербелы описаны в книгах и рассказаны учеными. И даже что некоторые знания об этих событиях получены сочинителями од и чтецами проповедей об Имаме Хусейне (мир ему!) посредством вдохновения. Мой вопрос таков: правдивы ли истории, полученные таким путем или нет и, если не соответствуют действительности, какова обязанность слушающих их?

Ответ: Вышеописанные истории, не имеющие подтверждений, основанных на преданиях, или не приведенные в исторических источниках, не обладают достаточной достоверностью, разве что если рассказчик делает выводы, основываясь на действительных фактах, по поводу которых у других нет возражений. В ином случае обязанность слушателей – удержание от зла с условием, что они сами будут разбираться в данной теме.

Вопрос №1451: Иногда из зданий хосейние раздаётся чтение Корана или проповеди, настолько громкие, что их звуки слышны даже за пределами города. Хотя это нарушает покой проживающих по соседству людей, все же служащие хосейние настойчиво продолжают придерживаться такой громкости. Каково положение относительно таких действий?

Ответ: Даже если мероприятия и читаемые стихи являются религиозными, звучат соответственно случаю, из лучших намерений и в качестве желательного деяния /мустахаб/, все же необходимо /ваджиб/, чтобы организаторы мероприятия настолько, насколько это возможно, избегали причинения неудобств и беспокойств проживающим по соседству людям, любым способом – уменьшив звук или расположив громкоговорители внутри хосейние.

Вопрос №1452: Каково Ваше мнение по поводу продолжения траурных мероприятий и шествий, продолжающихся до полуночи в дни мухаррама и сопровождающихся ударами в барабан и звуками труб?

Ответ: Траурные шествия по поводу гибели Имама Хусейна и его сподвижников (мир им!) и участие в этих шествиях – деяние весьма значительное и желательное, являющееся одним из величайших деяний человека, приближающих его к Богу, однако, необходимо избегать причинения любого рода неудобств и беспокойств другим людям, что по шариату является запрещенным /харам/.

Вопрос №1453: Каково положение относительно использования во время проведения траурных мероприятий музыкальных инструментов, таких как орган, тарелки и др.?

Ответ: Использование музыкальных инструментов не совместимо с трауром по Господину мучеников (мир ему!), поэтому лучше проводить траурные мероприятия традиционным образом, как они обычно проводились издавна.

Вопрос №1454: Разрешено ли такое распространенное действие, которое обычно совершается в траурные дни по Имаму Хусейну (мир ему!), когда некоторые люди прокалывают кожу и подвешивают к телу замок с килограммовым камнем?

Ответ: Такое действие, роняющее достоинство религиозного течения, относящегося к семейству Пророка (да благословит Аллах его и род его!), не дозволяется.

Вопрос №1455: Каково положение относительно того, что люди, посещая места захоронения Имамов (мир им!), падают на землю, катаются и трутся об неё лицом и грудью, пока не появится кровь, затем прямо в таком виде входят в храм?

Ответ: Такие действия не считаются способом выражения скорби, траура и любви к святым Имамам (мир им!) и, с точки зрения шариата, не имеют законного основания, и если к тому же при этом наносятся телесные повреждения и падает достоинство религиозного течения, относящегося к семейству Пророка (да благословит Аллах его и род его!), то совершать такое не разрешено.

Вопрос №1456: В некоторых женских заведениях организовываются мероприятия под названием "трапеза его светлости Абу аль-Фазля (мир ему!)" для проведения праздника по поводу свадьбы её светлости Фатимы (мир ей!) и Имама Али (мир ему!). На этих мероприятиях читаются свадебные стихи, звучат аплодисменты, и затем начинаются танцы. Каково положение относительно проведения таких праздников?

Ответ: Если проведение этих мероприятий не будет сопровождаться ложью, выдумками и проведение их не роняет достоинство религиозного течения относящегося к семейству Пророка (да благословит Аллах его и род его!), то само по себе это не возбраняется, однако запрещены такие танцы, при которых разжигается страсть и которые влекут за собой совершение недозволенных деяний.

Вопрос №1457: Как должно распорядиться остатками средств, которые собирались для проведения траурных мероприятий в Ашуру?

Ответ: С разрешения тех, кто дал эти средства, можно использовать их для добрых дел или оставить для проведения траурных мероприятий в будущем.

Вопрос №1458: Можно ли при проведении траурных мероприятий собирать средства у людей, чтобы потом, поделив их на части, распределить между чтецами Корана, чтецами траурных элегий, рассказчиками проповедей, а остатки истратить для организационных работ?

Ответ: Если это будет с согласия хозяев средств, то не возбраняется.

Вопрос №1459: Можно ли женщинам, соблюдая соответствующее шариату одеяние, принимать участие в траурных шествиях групп верующих, ударяющих себя цепями и бьющих себя в грудь, проявляя таким образом скорбь?

Ответ: Принимать участие в бичеваниях себя цепями недостойно женщин.

Вопрос №1460: Если во время траурных процессий по поводу Ашуры, человек, ударив себя по голове мечом, скончается, будет ли это считаться самоубийством?

Ответ: Если обычно это действие не приводит к смерти, то это не считается самоубийством, а если с самого начала у человека было опасение за свою жизнь и он, сделав это, умер, то в таком случае это будет считаться самоубийством.

Вопрос №1461: Можно ли участвовать на собраниях по усопшему, который закончил свою жизнь самоубийством? Каково положение относительно чтения суры «Фатиха» на могиле этого человека?

Ответ: Это само по себе непредосудительно.

Вопрос №1462: Каково положение относительно чтения траурных элегий и од во время проведения праздников по поводу дней рождения Имамов (мир им!) или праздника выступления его светлости Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) со своей пророческой миссией, если при этом слушающие начинают плакать? Каково положение относительно подбрасывания денег над головами присутствующих?

Ответ: Чтение траурных элегий и од во время проведения религиозных праздников не возбраняется. Разбрасывание денег над головами присутствующих также не возбраняется, кроме того, если это совершается с целью порадовать и развеселить верующих, то даже имеет вознаграждение.

Вопрос №1463: Разрешено ли женщине чтение траурных элегий на траурных собраниях, если она знает, что её голос слышат посторонние мужчины?

Ответ: Если это ведет к распущенности, то этого нужно избегать.

Вопрос №1464: В дни Ашуры устраиваются такие мероприятия, на которых совершаются удары себя мечом по голове или хождение босиком по огню или раскаленным углям, что роняет доброе имя религиозного течения сторонников имамата и Ашуры в глазах ученых и последователей других исламских течений и в глазах людей всего мира. Также это приводит к телесным повреждениям и душевным потрясениям участников и роняет достоинство шиизма. Каково Ваше мнение относительно таких действий?

Ответ: Любое деяние, наносящее вред человеку и роняющее достоинство религиозного течения сторонников семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!), является запрещенным /харам/, и верующие должны сторониться таких действий. Совершенно ясно, что большинство из этих деяний порочят и унижают путь сторонников имамата, а это - великий вред.

Вопрос №1465: Разрешается ли нанесение себе ударов мечом по голове, совершающееся тайно, или такие действия полностью запрещены?

Ответ: Кроме того, что это деяние, с точки зрения общества, не считается проявлением скорби и печали, подтверждения существованию такого обычая во времена Имамов (мир им!) не имеется, и в настоящее время это является причиной падения достоинства течения сторонников имамата. Так что такие действия полностью запрещены /харам/.

Вопрос №1466: С точки зрения шариата, вредом считается вред психологический или физический?

Ответ: Критерием вреда служит тот ущерб, на который люди обращают внимание.

Вопрос №1467: Каково положение относительно избиения себя цепями, как это делают некоторые?

Ответ: Если избиение совершается таким образом, что, по мнению общества, является проявлением скорби и печали во время проведения траурных мероприятий, то не возбраняется.

Дни рождения и праздники

Вопрос №1468: Разрешено ли заключение братских союзов в другие дни кроме праздника Гадир Хум?

Ответ: Нет сведений, что этот союз можно заключать исключительно в праздник Гадир Хум, хотя день праздника предпочтительней для этого.

Вопрос №1469: Обязательно ли союз братства должен быть заключен известным всем способом, или может быть прочитан на любом языке?

Ответ: Хотя из преданий ясно, что лучше произнести специальную формулу, однако, нет данных о том, что союз невозможно заключить другим образом.

Вопрос №1470: Каково Ваше мнение по поводу праздника Новруз? Считается ли этот праздник признанным шариатом, и должны ли мусульмане отмечать его как праздники Фитр (разговения) или Курбан (жертвоприношения), или это такой же благословенный день, как, например, пятница и т.п.?

Ответ: Несмотря на то, что в достоверных преданиях ничего не сказано о религиозном характере и благословенности этого праздника, все же отмечать его и встречаться в этот день друг с другом не возбраняется, и к тому же поддерживание дружеских и семейных отношений является одобрительным деянием.

Вопрос №1471: Действительны ли те достоинства, приписываемые празднику Новруз, и предписания, которые предусмотрены для него? Разрешено ли выполнение этих предписаний (намаза, молитв и др.) с намерением исполнить предписанное?

Ответ: Выполнение этих деяний с намерением выполнить предписанное (достоверными источниками) неправильно, но выполнение их с надеждой на то, что они верны, не возбраняется.


Наши рекомендации