Избавление от мнительности и излишних сомнений

Вопрос № 310: На протяжении нескольких лет я страдаю мнительностью. Это очень сильно затрудняет мою жизнь, так как я сомневаюсь в каждом поступке. Вся моя жизнь пронизана сомнениями. В основном, я сомневаюсь в еде и влажных вещах, поэтому я не могу жить как обычные, нормальные люди. Когда я прихожу куда-либо, то немедленно снимаю носки, так как мне постоянно кажется, что мои ноги вспотели, и носки осквернятся вследствие контакта со скверной \наджис\. Я даже не могу сидеть на молитвенном коврике, так как, если сяду, то тут же встаю, чтобы волоски с коврика не остались на моей одежде, и мне не пришлось очищать их водой. Раньше со мной такого не было. Я стыжусь этих своих поступков и поэтому постоянно хочу увидеть кого-либо во сне и рассказать ему о моих проблемах. Или чтобы произошло чудо и поменяло мою жизнь, вернув меня в прежнее нормальное состояние. Надеюсь, что Вы просветите меня в этом.

Ответ: Положения, касающиеся ритуальной чистоты \тахарат\ и скверны \наджис\, те, что разъяснены в книгах по практическим предписаниям Ислама таковы: с точки зрения исламского закона, все вещи считаются ритуально чистыми \тахир\, кроме тех, что Установитель исламского закона (Всевышний Аллах) объявил скверной \наджис\, и у человека появилась уверенность в этом. В данном случае, для избавления от излишних сомнений, не требуется ни снов, ни чудес. Достаточно лишь, чтобы человек оставил в стороне свое личное мнение и предпочтения и, уверовав в священный исламский закон, стал в точности следовать его положениям. То, в оскверненности чего нет уверенности, не считается скверной \наджис\. Откуда у тебя уверенность в том, что двери, стены, коврики для молитв и прочие вещи, что ты используешь в жизни, являются скверной? Каким образом ты приобрел уверенность в том, что волоски коврика для молитв, по которому ты ходишь или на котором сидишь, осквернены и скверна передастся твоей одежде, телу и носкам? В любом случае, в твоем состоянии нельзя придавать значение сомнениям. Какое-то время не придавай значения сомнениям и тренируйся в том, чтобы не придавать им значения впредь, и это поможет тебе (если будет на то воля Аллаха, ведь успех каждого дела зависит от Всевышнего) вызволить себя из плена мнительности и излишних сомнений.

Вопрос №311: Я женщина с высшим образованием, у меня несколько детей. Моя проблема, которая сильно затрудняет меня, касается ритуальной чистоты \тахарат\, так как я выросла в религиозной семье и хочу соблюдать все исламские предписания. У меня маленькие дети, и поэтому я постоянно сталкиваюсь с проблемами, касающимися мочи и кала. Брызги во время очищения детского горшка попадают на руки, ноги, лицо и даже волосы. Каждый раз я возникает необходимость очищения от скверны этих частей тела. Это приводит к большим трудностям в моей жизни, но, с другой стороны, я не могу отказаться от соблюдения всех этих предписаний, так как они касаются моей идеологии и религии. Я даже обратилась к психологу, однако, безрезультатно. Кроме этого есть и другие затрудняющие меня проблемы, такие как пыль оскверненных вещей или присмотр за оскверненными руками детей. Обязательно либо очищать их от скверны, либо предотвращать их контакт с другими вещами. Очищение оскверненной вещи очень сложно для меня, однако, мытье или стирка тех же самых вещей, когда они не осквернены, меня не затрудняет. Поэтому надеюсь, Вы облегчите мне жизнь, просветив меня в моей проблеме.

Ответ:

1) В положениях, касающихся ритуальной чистоты, точка зрения священного исламского закона состоит в том, что основным и изначальным состоянием вещей является ритуальная чистота. Таким образом, если только появятся малейшие сомнения в оскверненности вещи, она считается ритуально чистой.

2) Особо чувствительные к вопросам ритуальной чистоты \тахарат\ и скверны \наджис\ лица (в исламском праве их терминологически называют \васваси\ – мнительные) даже в случае уверенности в оскверненности вещи, должны посчитать ее ритуально чистой, разве что они сами наблюдали процесс осквернения в такой ситуации, когда любой мусульманин посчитал бы вещь оскверненной. Только в этих случаях они обязаны вынести решение об оскверненности. Это постоянно действующее правило, касающееся людей с повышенной мнительностью.

3) Для очищения от скверны \наджис\ любой оскверненной вещи или части тела, после исчезновения следов самой скверны \наджис\, достаточно один раз помыть ее водопроводной водой. Не требуется проделывать это несколько раз или погружать оскверненную вещь в воду. Если осквернена вещь из ткани, то необходимо выжать ее (как обычно), чтобы из нее вытекла вода.

4) Так как Вы страдаете подобной повышенной мнительностью в вопросах ритуальной чистоты \тахарат\ и скверны \наджис\, знайте, что пыль с оскверненного предмета ни в коем случае не является для вас скверной \наджис\. Нет необходимости в том, чтобы следить за ритуально чистыми \тахир\ или оскверненными руками ребенка. Нет нужды точно выяснять удалилась ли кровь с тела или нет. Это положение действует для вас до тех пор, пока полностью не пройдет упомянутая повышенная мнительность.

5) Исламские предписания легки для исполнения и соответствуют человеческим инстинктам. Не затрудняйте их для себя и не причиняйте таким образом вреда своему телу и душе. Состояние беспокойства и волнения в этих случаях портит вам жизнь. Поистине Творец – преславно имя Его – недоволен вашими страданиями и страданиями ваших близких. Будьте благодарны Ему за легкую для исполнения религию, и благодарность должна выражаться в четком и неотступном исполнении Его предписаний.

6) Из этого состояния есть выход. Многие люди вышли из подобных ситуаций описанным методом. Положитесь на Всевышнего Аллаха и облегчите свою душу (посредством серьезного отношения к проблеме и желания избавиться).

Ответы на вопросы, касающиеся ритуальной нечистоты неверных и чистоты людей писания (иудеев и христиан)

Вопрос №312: Некоторые исламские ученые считают людей писания скверной \наджис\, а некоторые ритуально чистыми \тахир\. Каково ваше мнение по данному вопросу?

Ответ: Люди писания ритуально чисты \тахир\ по своей сути.

Вопрос №313: Считаются ли неверными в вопросах ритуальной чистоты люди писания, которые с идеологической точки зрения принимают пророчество Мухаммада – печати пророков (да благословит Аллах его и род его!), однако живут по традициям своих предков (а не по предписаниям Ислама)?

Ответ: Одного лишь принятия пророчества Мухаммада – печати пророков (да благословит Аллах его и род его!) недостаточно для Ислама. Однако если они считаются людьми писания, то являются ритуально чистыми.

Вопрос №314: Я вместе с группой друзей снимаю дом. И мы узнали, что один из нас не молится. После расспросов он ответил, что в сердце он принимает Всевышнего Аллаха, однако не молится. Принимая во внимание то, что мы вместе с ним едим и общаемся, прошу пояснить, является ли он скверной \наджис\?

Ответ: Одно лишь оставление молитвы и поста, да и прочих обязательных предписаний не приводит его к отступлению от веры, и он не становится скверной \наджис\. До тех пор, пока не станет явным его отступление от веры, по отношению к нему действуют те же самые положения, что и к остальным мусульманам.

Вопрос №315: Последователи каких религий имеются в виду под «людьми писания» \ахль аль-китаб\? Каков стандарт для взаимодействия с ними?

Ответ: Под людьми писания следует понимать последователей любой божественной религии, т.е. тех, кто относит себя к последователям одного из Божьих пророков (мир им всем!), тех, кто следует одной из небесных (ниспосланных Аллахом) книг, таких как: иудеи, христиане, зороастрийцы и, как показали наши исследования, сабеяне. Взаимодействие с ними, следуя исламским предписаниям и нравственности, не порицается исламским законом.

Вопрос №316: Имеется течение, называющее себя «Алиюллахия». Последователи его считают, что повелитель правоверных Имам Али ибн Аби Талиб (мир ему!) – бог. И верят в то, что молитва-просьба (дуа`) и прошение того, в чем нуждаются, заменяют обязательную молитву и пост. Являются ли они скверной \наджис\?

Ответ: Если они верят в то, что Имам Али (мир ему!) – бог, то положение по отношению к ним такое же, как и к другим немусульманам не из людей писания, то есть они неверные и скверна \наджис\.

Вопрос №317: Есть течение, называющее себя «Алиюллахия». Последователи этого течения говорят, что Имам Али (мир ему!) не бог, но и не меньше бога. Каково положение по отношению к ним?

Ответ: Если они не верят в наличие у Всевышнего и Благословенного Аллаха сотоварища, то по отношению к ним не действуют положения, касающиеся многобожников.

Вопрос №318: Разрешается ли отдавать то, что было дано шиитами-имамитами в обет для Имама Хусейна или других непорочных из рода Пророка (мир им всем!) центрам, в которых собираются последователи течения «Алиюллахия», что приводит к возрождению этих центров.

Ответ: Вера в то, что Имам Али (мир ему!) – бог – ошибочная и заблудшая. Она выводит человека из Ислама. Запрещается \харам\ любая помощь в распространении этой порочной идеологии, вдобавок к тому, нельзя тратить данные в обет средства ни на что другое, кроме того, на что был дан обет.

Вопрос №319: В нашей области, да и в некоторых других тоже, имеется течение, именующее себя исмаилизмом. Его последователи верят в имамат шести (из двенадцати) непорочных имамов (мир им!), но не принимают никаких обязанностей (таких как молитва, пост, хадж и п.р.), предписанных исламским законом. Они также не принимают «правление исламского законоведа» \вилаят аль-факих\. Поэтому просим пояснить, считаются ли последователи упомянутого течения скверной \наджис\?

Ответ: Одно лишь непринятие имамата шести других непорочных имамов (мир им всем!) или каких-либо обязанностей, предписанных исламским законом, не приводит к отступлению от веры. Такие люди не считаются скверной \наджис\, до тех пор, пока это не приведет их к отрицанию самого исламского закона (шариата) или пророчества последнего Божьего Посланника Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), а так же до тех пор, пока с их стороны не будет проявлено попрание чести кого-либо из непорочных Имамов (мир им всем!).

Вопрос №320: Абсолютное большинство жителей в нашей местности – неверные (буддисты). Каково положение относительно ритуальной чистоты студента, арендующего жилье? Необходимо ли мыть и очищать арендованное жилье? Следует заметить, что тут преобладают деревянные дома, которые невозможно помыть. Каково положение относительно гостиниц и предметов утвари в них?

Ответ: Пока не выявлено, что к вещи достаточно влажной рукой прикасался неверный (не из людей Писания), нельзя считать ее оскверненной. И в случае наличия уверенности в оскверненности предмета, необязательно очищать двери и стены домов и гостиниц, и имеющуюся в них утварь. Необходимо очистить лишь те предметы, что используются для еды, питья и молитвы.

Вопрос №321: В области Хузистан (на юге Ирана) живет большое количество людей, называющих себя сабеянами и считающих себя последователями пророка Яхьи (Иоанна) (мир ему!). Они говорят, что обладают его книгой. И учеными-религиоведами доказано, что это те самые сабеяне, что упоминаются в Священном Коране. Просим пояснить относятся ли они к людям писания \ахль аль-китаб\?

Ответ: Сторонники этого течения относятся к людям писания \ахль аль-китаб\.

Вопрос №322: Верно ли, что дом, построенный руками неверного, оскверняется, и молиться в нем нельзя \макрух\?

Ответ: Молитва в упомянутом доме не относится к порицаемым \макрух\ поступкам.

Вопрос №323: Каково положение относительно работы у иудеев и сторонников прочих неисламских течений и получения от них прибыли?

Ответ: Для этого нет препятствий, если только работа не будет заключаться в чем-то запрещенном Исламом \харам\ или не будет противоречить интересам Ислама и мусульман.

Вопрос №324: В месте, где проходит моя военная служба, некоторые семьи следуют течению, называющему себя «течение истины» (мазхаб аль-хакк). Разрешается ли использовать молоко, сыр и прочие подобные продукты, производимые ими?

Ответ: Если они принимают основы Ислама, то в вопросах ритуальной чистоты по отношению к ним действуют те же положения, что и к прочим мусульманам.

Вопрос №325: Жители деревни, в которой мы преподаем, не молятся, так как они последователи «течения истины» (мазхаб аль-хакк). Мы вынуждены есть их пищу, так как постоянно находимся в их деревне. Правильны ли наши молитвы?

Ответ: Если они не отрицают единобожие и пророчество, и не отрицают ничего из необходимых составляющих Ислама, а также не убеждены в несовершенстве пророчества Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), то они не считаются неверными и скверной \наджис\. В противном случае, необходимо соблюдать правила, касающиеся ритуальной чистоты \тахарат\, при контактах с ними и употреблении их пищи.

Вопрос №326: Один из наших родственников был коммунистом, когда мы были маленькими, он давал нам много денег и подарков. Каково положение относительно тех денег и вещей, если они сейчас имеются в наличии?

Ответ: Если доказано его неверие \куфр\ и отступление от веры, и он выбрал неверие, будучи совершеннолетним, и до проявления своего Ислама, то положение относительно его денег и имущества такое же как и для других неверных.

Вопрос №327: Просим ответить на следующие вопросы:

1) Каково положение относительно контактов, взаимодействия и общения между школьниками-мусульманами и школьниками-последователями заблудшего бахаитского течения, вне зависимости от того, мальчики это или девочки, совершеннолетние или нет, в школе или за ее пределами?

2) Как следует вести себя преподавателям с теми учениками, которые открыто объявляют о своей принадлежности к бахаитам или с теми, в ком есть уверенность в том, что они бахаиты?

3) Каково положение относительно предметов, которые используются всеми школьниками, таких как краны для питья, краны в туалетах и кувшин для подмывания, мыло и т.п., зная о влажности рук или тела?

Ответ: Все последователи заблудшего бахаитского течения считаются скверной \наджис\. При контактах с ними необходимо соблюдать правила исламского закона, касающиеся ритуальной чистоты \тахарат\ там, где она требуется. Однако, преподаватели, воспитатели и управляющие должны вести себя с последователями бахаизма в рамках установленного законодательства и в соответствии с исламской нравственностью.

Вопрос №328: Просим пояснить, как должны вести себя правоверные с последователями заблудшего бахаитского течения, и каковы последствия присутствия бахаитов в исламском обществе?

Ответ: Правоверные должны противодействовать обману и развращению общества этим заблудшим течением, а так же препятствовать присоединению к нему других людей.

Вопрос №329: Иногда к нам приходят бахаиты и предлагают еду или другие вещи, можно ли нам пользоваться ими?

Ответ: Необходимо воздерживаться от любого взаимодействия с последователями заблудшего и вводящего других в заблуждение течения бахаитов.

Вопрос №330: К нам домой часто приходят бахаиты, живущие по соседству. Некоторые говорят, что бахаиты – скверна \наджис\, а некоторые – что они ритуально чисты \тахир\ и очень хорошие и нравственные люди. Считаются ли они скверной \наджис\?

Ответ: Поистине они скверна \наджис\ и враги вашей религии и веры! Сторонитесь их!

Вопрос №331: Каково положение относительно сидений машин и поездов, которыми пользуются и мусульмане, и неверные, принимая во внимание, что в некоторых местах численность неверных больше численности мусульман? Считаются ли они ритуально чистыми \тахир\, зная, что жара приводит к тому, что пот попадает на них?

Ответ: Неверные из людей писания \ахль аль-китаб\ считаются ритуально чистыми \тахир\. И в любом случае, при совместном использовании предмета мусульманами и неверными он считается ритуально чистым \тахир\, пока нет точного знания о его осквернении.

Вопрос №332: Учеба за рубежом приводит к необходимости взаимодействия с неверными. Каково положение относительно употребления продуктов питания, приготовленных неверными (при условии отсутствия в них запрещенных Исламом продуктов, как мясо животных убитых неисламским методом и пр.), если возможно, что эти продукты контактировали с влажными руками неверных?

Ответ: Одной лишь возможности контакта продукта с влажной рукой неверного недостаточно. До того, пока не появится уверенность в этом, продукт считается ритуально чистым \тахир\. И если неверный из людей писания \ахль аль-китаб\, то он тоже считается ритуально чистым и прикосновение его влажной руки не приводит к осквернению.

Вопрос №333: Если все расходы мусульманина, живущего в исламском государстве, покрываются за счет работы на неверного, с которым у него тесные связи, то можно ли другим мусульманам иметь семейные отношения с таким человеком и иногда есть его пищу?

Ответ: Связь с упомянутым мусульманином не порицается исламским законом. Однако, если мусульманин будет опасаться отклонения от своей веры из-за общения с неверным, у которого он работает, то он обязан отказаться от контактов с ним. Остальные же, в таком случае, должны удерживать его от порицаемого.

Вопрос №334: Брат моей жены, к великому сожалению, по различным причинам стал развратником и полностью отступил от веры. И дошло даже до попрания чести некоторых религиозных ценностей. В настоящее время, по прошествии нескольких лет после отступления его от Ислама, выяснилось из его письма, что он принимает Ислам, но не молится и не постится. Как следует общаться с ним его матери, отцу и другим членам семьи? Считается ли он неверным и скверной \наджис\?

Ответ: Если было доказано его отступление от веры, но он покаялся после этого, то он считается ритуально чистым, и общение с ним членов его семьи не порицается исламским законом.

Вопрос №335: Считается ли неверным тот, кто отрицает некоторые из обязательных составляющих религии, такие как пост и т.п.?

Ответ: Если его непринятие обязательных составляющих религии приводит к отрицанию пророчества, приписыванию лжи Пророку Ислама (да благословит Аллах его и род его!)или обвинению исламского закона в несовершенстве, то это неверие и отступление от Ислама.

Вопрос №336: Меры наказания, установленные для вероотступников и «воинствующих неверных», являются политическими мерами и находятся в юрисдикции руководителей, или же это - наказания, установленные до Судного дня?

Ответ: Это пункты исламского закона, действующие до Судного дня.


Раздел молитвы

Важность и условия молитвы

Вопрос №337: Каково положение, касающееся того, кто не совершает молитвы или не придает им должного значения?

Ответ: Обязательная ежедневная пятикратная молитва считается одним из самых важных предписаний исламского закона. Она – опора религии. Отказ от нее или пренебрежение ею.каз от нее или пренебрежение ейприводит к наказанию Всевышнего.

Вопрос №338: Обязательна ли молитва для того, кто не может найти ни воды, ни песка (для малого омовения \вуду\ или очищения землей \таяммум\ вместо него)?

Ответ: Он, из предосторожности, должен помолиться вовремя (даже не находясь в состоянии ритуальной чистоты \тахарат\). А потом возместить эту молитву как пропущенную \када\ при малом омовении \вуду\ или очищении землей \таяммум\.

Вопрос №339: В каких случаях, по вашему мнению, следует изменить намерение и перейти от одной молитвы к другой?

Ответ: Такой переход обязателен в следующих случаях:

1) Во время дневной молитвы \`Аср\ следует сменить намерение на полуденную \зухр\, если молящийся вспомнит, что не выполнил ее.

2) Во время ночной молитвы \`иша\, если молящийся вспомнит, что он не выполнил еще вечернюю молитву \магриб\, ему следует сменить намерение на нее. Это лишь в случае, когда он не перешел границу возможной смены намерения (т.е. до начала четвертого рак`ата).

3) В случае, когда у человека есть пропущенные последовательные молитвы, и он приступил ко второй, забыв выполнить первую (например, пропущены утренняя \субх\ и полуденная \зухр\, а он начал совершать дневную), следует сменить намерение на первую молитву.

Такой переход желателен \мустахаб\ в следующих случаях:

1) Перейти от обязательной молитвы, совершаемой вовремя \ада\, к пропущенной обязательной \када\, при условии, что не пройдет срок для совершения обязательной.

2) Перейти от обязательной молитвы к желательной \мустахаб\, чтобы потом присоединиться к общественной молитве /джама‘ат/ и выполнить обязательную вместе с другими.

3) Перейти от обязательной молитвы к желательной в полдень в пятницу для того, кто забыл в своей молитве прочитать суру «Аль-Джуму`а» и прочел вместо нее другую, дойдя в ней до половины или больше. Ему желательно сменить намерение на желательную молитву и потом совершить обязательную с чтением суры «Аль-Джуму`а».

Вопрос №340: Должен ли молящийся, желающий совмещать полуденную молитву \зухр\ и пятничную \джум`а\, для каждой из них принимать намерение только лишь приблизиться к Аллаху без намерения обязательности, или принимать для одной из них намерение приближения к Аллаху и обязательности, а для другой только лишь приближения к Аллаху, или для каждой из них принимать намерение и приближения к Аллаху и обязательности?

Ответ: Достаточно намерения приближения к Аллаху для каждой из них. Намерение обязательности не требуется ни для одной из них.

Вопрос №341: Каково положение в случае, если кровотечение из носа или во рту будет продолжаться с начала времени молитвы и почти до ее конца?

Ответ: Если невозможно очистить тело и есть опасение, что закончится время молитвы, то следует молиться без очищения.

Вопрос №342: Необходимо ли, чтобы тело молящегося находилось в состоянии полного покоя во время произнесения желательных слов поминания Аллаха \зикр\ при совершении молитвы?

Ответ: В отношении желательных слов поминания Аллаха \зикр\ во время молитвы действуют те же правила о нахождении тела в состоянии покоя, что и для обязательных. Однако непредосудительно произносить их во время движения с намерением только лишь поминания Аллаха.

Вопрос №343: В некоторых больницах пациентам устанавливают специальные трубки для вывода мочи из организма. В таком случае выделение мочи происходит непроизвольно, будь то во время сна, или бодрствования, или же во время молитвы. Просим ответить на следующий вопрос: необходимо ли, в таком случае, выполнить молитву заново, или достаточно той, что была выполнена в упомянутом состоянии?

Ответ: Если молитва была выполнена в соответствии с действующими тогда для него предписаниями исламского закона, то она засчитывается, и нет необходимости ее перечитывать.

Время молитв

Вопрос №344: На чем основывается шиитская религиозно-правовая школа в определении времени обязательных ежедневных молитв? Как Вы знаете, сунниты считают начало времени ночной молитвы \‘иша\ концом времени вечерней молитвы \магриб\. То же самое по отношению к полуденной молитве \зухр\ и дневной \‘аср\. Поэтому они считают, что когда наступает время ночной молитвы \‘иша\, и имам встает для ее выполнения, молящимся не разрешается совершать за ним свою вечернюю молитву \магриб\, совмещая тем самым две молитвы (магриб и ‘иша) в одно время.

Ответ: Шиитская религиозно-правовая школа основывается в этом вопросе на аятах Священного Корана и Сунне. Кроме того, имеется большое количество преданий (также и в суннитских источниках), подтверждающих дозволенность совмещения двух молитв во время одной из них.

Вопрос №345: Принимая во внимание то, что окончанием времени дневной молитвы \‘аср\ является наступление вечера, а время полуденной молитвы \зухр\ заканчивается тогда, когда до него остается время, достаточное только для выполнения четырех рак‘атов молитвы \‘аср\, хочу спросить, что подразумевается под наступлением вечера? Это заход солнца или начало вечерней молитвы \магриб\?

Ответ: Концом времени дневной молитвы \‘аср\ является заход солнца.

Вопрос №346: Сколько минут составляет временная разница между заходом солнца и началом времени вечерней молитвы \магриб\?

Ответ: Очевидно то, что это зависит от времени года.

Вопрос №347: Я допоздна задерживаюсь на рабочем месте и возвращаюсь домой около одиннадцати часов ночи. И по причине большого количества посетителей у меня нет возможности для выполнения вечерней молитвы \магриб\ и ночной \‘иша\. Правильно ли совершать эти молитвы после одиннадцати часов ночи?

Ответ: Это не порицается исламским законом, если не приводит к откладыванию выполнения этих молитв на время после астрономической полуночи. Однако, Вам нужно стараться не откладывать их выполнение до столь позднего часа, а выполнять их в начале установленного исламским законом времени.

Вопрос №348: Какую часть молитвы достаточно успеть выполнить вовремя, чтобы можно было совершать эту молитву как выполняемую в предписанное время (а не как пропущенную – прим. пер.)? Каково положение в случае сомнения в том, попадает ли эта часть в указанное время или нет?

Ответ: Достаточно успеть выполнить один рак‘ат вовремя для того, чтобы считать всю молитву выполненной вовремя. В случае сомнения необходимо выполнять молитву с намерением «того, что требуется» \ма физ-зимма\.

Вопрос №349: Посольства и консульства Исламской Республики Иран распространяют таблицы расписаний времени молитв для столиц и больших городов. Насколько можно доверять этим таблицам?

Ответ: Критерием является наличие уверенности в соответствии действительности данных, приведенных в упомянутых таблицах. Тому же, кто сомневается в достоверности приведенных там сведений, необходимо проявить предосторожность и отложить совершение молитвы до тех пор, пока он не убедится в наступлении ее времени.

Вопрос №350: Каково ваше мнение о «ложном» \фаджр казиб\ и «истинном» \фаджр садик\ рассвете? Как следует поступать молящемуся в этом положении?

Ответ: Критерием исламского закона в определении времени молитвы и поста является «истинный» рассвет \фаджр садик\, определение которого вверено самому молящемуся.

Вопрос №351: Руководители одной из средних школ, занятия в которой проходят и в первую, и во вторую смены, проводят общественную полуденную молитву \зухр\ и дневную \аср\ в 14:00 незадолго до начала занятий второй смены. А причина этого в том, что занятия первой смены заканчиваются за 45 минут до наступления времени дневной молитвы \зухр\, и затруднительно оставлять учеников в школе до ее начала. Каково Ваше мнение по этому вопросу, принимая во внимание всю важность выполнения молитвы в начале ее времени?

Ответ: Нет препятствий для откладывания исполнения общественной молитвы для того, чтобы могли придти молящиеся, если они не присутствуют в школе на момент начала времени молитвы.

Вопрос №352: Обязательно ли совершать полуденную молитву \зухр\ после призыва \азан\ на нее, а дневную \‘аср\ в отведенное для нее время, и то же самое в отношении вечерней молитвы \магриб\ и ночной \‘иша\?

Ответ: После наступления времени двух молитв, молящийся волен выбирать между тем, чтобы совместить две молитвы и тем, чтобы выполнить каждую из них в предпочтительное для нее время.

Вопрос №353: Обязательно ли откладывать выполнение утренней молитвы \субх\ на 15 минут в лунные ночи для приобретения уверенности в наступлении рассвета?

Ответ: Нет разницы между лунными и другими ночами в определении времени рассвета \фаджр\ и прекращении принятия пищи во время поста. Однако, лучше проявлять предосторожность в подобном случае.

Вопрос №354: Одинаков ли временной промежуток между временем молитв в разных областях для всех молитв? Например, если в одной области время полуденной молитвы \зухр\ наступает на 25 минут позже, то наступает ли на 25 минут позже и время других молитв (магриб, субх), или же временной промежуток меняется для утренней молитвы \субх\ и ночной \‘иша\?

Ответ: Эта величина не сохраняется обязательно для прочих молитв. Обычно она изменяется в зависимости от времени суток и года.

Вопрос №355: Сунниты выполняют вечернюю молитву /магриб/ до наступления отведенного для нее времени. Дозволяется ли в дни совершения хаджа и в другие дни совершать за ними эту молитву и ограничиться этим?

Ответ: Неизвестно то, что их молитва совершается преждевременно, поэтому, непредосудительно совершать за ними общественную молитву и этого достаточно. Однако выяснение наступления времени молитвы обязательно, кроме как при разумном сокрытии вероисповедания /такиййа/.

Вопрос №356: Солнце восходит в Дании и Норвегии в семь часов утра и светит до полуночи, тогда как в это время в других странах ночь. Как мне следует выполнять молитвы и соблюдать пост?

Ответ: Необходимо соблюдать время молитв и поста, соответствующее местонахождению. Однако если пост будет сильно затруднительным или непереносимым по причине долготы светового дня, то нужно оставить его и потом (когда будет возможность) возместить как пропущенный.

Вопрос №357: Для достижения лучом солнца земли требуется приблизительно семь минут. Что является критерием окончания времени утренней молитвы: восход солнца или достижение его лучей до земли?

Ответ: Критерием восхода солнца является его видимость на горизонте в местности молящегося.

Вопрос №358: Средства массовой информации объявляют время молитвы за день. Можно ли доверять им и считать трансляцию призыва на молитву /азан/ по радио или телевидению наступлением времени молитвы?

Ответ: В случае если религиозно обязанный, таким образом, приобретет уверенность в наступлении времени молитвы, тогда он может довериться этому.

Вопрос №359: Время молитвы наступает с начала призыва на молитву /азан/, или же человек должен подождать, пока не закончится призыв, а затем начать совершать молитву? Может ли постящийся разговляться при начале призыва на молитву, или же он должен подождать, пока не закончится призыв?

Ответ: Если он будет уверен в том, что призыв начался с наступлением времени молитвы, то нет необходимости ждать до его завершения.

Вопрос №360: Действительна ли молитва того, кто вторую молитву совершил до первой, например, ночную молитву /‘иша/ совершил до вечерней молитвы /магриб/?

Ответ: Если он по ошибке совершил вторую молитву до первой и понял это после совершения молитвы, то его молитва действительна, а если он сделал это умышленно, то его молитва недействительна.

Вопрос №361: Приняв во внимание урбанизацию и отсутствие возможности точного определения времени рассвета /фаджр/, поясните, пожалуйста, вопрос относительно времени воздержания от принятия еды и совершения утренней молитвы /субх/?

Ответ: Всем верующим необходимо соблюдать предосторожность относительно воздержания от пищи во время поста и утренней молитвы /субх/. После начала призыва на утреннюю молитву по средствам массовой информации (телевидение и радио), необходимо воздержаться от еды и приблизительно через пять-шесть минут после призыва на молитву начать совершать утреннюю молитву /субх/.

Вопрос №362: Время дневной молитвы /‘аср/ продолжается до призыва на вечернюю молитву /магриб/ или до захода солнца? Когда наступает полночь как завершение времени ночной молитвы /‘иша/, когда следует оставаться на ночевку в местечке Мина (один из обрядов хаджа – прим. пер.)?

Ответ: Окончанием времени дневной молитвы /‘аср/ является заход солнца. Из предосторожности, временем вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитв и т.п. следует считать ночь от захода солнца до призыва на утреннюю молитву /субх/. Таким образом, приблизительно через 11 часов 15 минут после полудня завершается время вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитв. Пребывать в местечке Мина следует от захода солнца до его восхода.

Вопрос №363: Что следует делать тому, кто во время дневной молитвы /‘аср/ вспомнит, что он не совершил полуденную молитву /зухр/?

Ответ: Если молящийся полагал, что он уже совершил полуденную молитву /зухр/, но во время дневной молитвы /'аср/ он вспомнит, что еще не совершал ее, то, в том случае, если это произойдет в общее время для этих двух молитв (зухр и 'аср), тогда сразу же он должен сменить свое намерение на совершение полуденной молитвы /зухр/, завершить ее, а затем совершить дневную молитву /‘аср/. Если это случится в отведенное для полуденной молитвы /зухр/ время, то на основании обязательной предосторожности он должен сменить свое намерение на совершение полуденной молитвы /зухр/, завершить ее, но затем совершить по порядку обе молитвы /зухр и ‘аср/. То же самое касается вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитв.

Направление для молитвы /кибла/

Вопрос №364: Просим ответить на следующие вопросы:

1) Основываясь на упоминании в некоторых книгах по исламскому законодательству того, что солнце стоит прямо над Каабой два дня в году: 24 мая и 16 июля, можно ли определить направление для молитв и прочих обрядов путем установки гномона во время призыва на молитвы \азан\ в Мекке? Что считается достоверней в случае, если направление тени гномона отличается от направления михрабов мечетей?

2) Можно ли полагаться на специальные компасы для определения направления киблы?

Ответ: Разрешается полагаться на гномон или компас в случае наличия уверенности в правильности получаемых таким образом результатов, и необходимо действовать в соответствии с полученным результатом. Не предосудительно полагаться на михрабы мечетей и могилы мусульман для определения направления на киблу.

Вопрос №365: Правильно ли молиться в любую сторону, когда военные действия создают помеху для определения направления киблы?

Ответ: До тех пор, пока не появится хотя бы предположение по поводу правильной стороны, следует молиться в 4 стороны при наличии достаточного времени. А при нехватке времени нужно молиться в столько предполагаемых сторон, на сколько хватит времени.

Вопрос №366: Если будет найдена противоположная священной Каабе точка на земном шаре так, что если из этой точки провести сквозь землю прямую линию, проходящую через ее центр, то попадем точно в Каабу. Как можно встать в сторону киблы в таком месте?

Ответ: Критерием направления в сторону киблы служит то, чтобы человек на поверхности земли повернулся в сторону Каабы. Таким образом, если человек найдет на земле такую точку, что от нее до Каабы в любую сторону все расстояния будут одинаковыми, то он может выбрать при этом любое направление и совершать молитву. Однако, если расстояния не будут равными, следует выбрать наикратчайшее направление.

Вопрос №367: Как следует поступать тому, кто оказался в таких условиях, что не знает направление киблы, не предполагая при этом какой-либо определенной стороны? В какую сторону ему молиться?

Ответ: При упомянутых условиях, исходя из предосторожности, необходимо молиться во все четыре стороны. В случае нехватки времени нужно молиться в столько сторон, на сколько хватит времени.

&nb

Наши рекомендации