Дело № 05-13-01/09-09-17 в отношении ГУП РТ «УК ТЭК 4» по признакам нарушения части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, муниципальными унитарными предприятиями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России Положение о закупке ГУП РТ «УК ТЭК 4» утверждено приказом генерального директора ГУП РТ «УК ТЭК 4» от 15.02.2016 б/н.
Пунктом 18.2 Положения о закупке установлено, что договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее - участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен заказчиком не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, а по результатам неторговых процедур - не позднее 5 рабочих дней со дня подписания итогового протокола, за исключением случая закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом Положением о закупке, в частности пунктом 18.2, минимальный срок, в течение которого заказчик не может подписать договор с победителем, не определен.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Часть 11 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и в Законе «О защите конкуренции» процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», лишает обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
При этом в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое заказчиками Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом «О защите конкуренции» в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
В свою очередь, сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Кроме того, в силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, ГУП РТ «УК ТЭК 4», не установив в пункте 18.2 Положения о закупке требования к минимальному сроку заключения договора с даты публикации протокола о результатах закупки (торгов), который в силу указанных выше положений Закона «О защите конкуренции» должен составлять не менее 10 дней, создает условия, при которых у участников закупки, чьи права и законные интересы нарушены действиями (бездействиями) организаторов торгов лишены (могли быть лишены) возможности обжалования действий указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», что может иметь своим последствием ограничение конкуренции за право заключения договора, в том числе, путем подачи жалобы в антимонопольный орган, что также нарушает права участников гражданского оборота.
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 10.08.2017 г. по делу № 05-13-01/09-09-17 Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» признано нарушившим часть 1 статьи 17, часть 4 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», в части неправомерного установления требований к сроку заключения договора в пункте 18.2 Положения о закупке Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», утвержденного приказом генерального директора Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» от 15.02.2016 года б/н.