Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.

Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

– Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы».)

– Как мы его получили?

– На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано от греческого слова, что значит «звук».)

А звуки называются фонемы.

Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (упражнение 20, с. 15 (устно).

– Прочитать внимательно, какими были кит и кот.

– Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются?

– Из чего же состоят слова? (Из звуков.)

– Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)

– Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать?

– Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)

Как звуки научились превращаться в буквы - student2.ru

3. И г р а «Слова и загадки».

1) – Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова.

Запись на доске:

краска – каска

всласть – (власть)

горсть – (гость)

склон – (слон)

полк – (пол)

тепло – (тело)

беда – (еда)

экран – (кран)

– К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло – синоним, беда – антоним).

– Как произносим слово тепло? ([т’ипло].)

– А слово беда? ([б’ида].)

– Что заметили? (Пишем не так, как слышим.)

– Как же правильно написать эти слова?

– Устно подобрать проверочные слова.

– О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.)

2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

З а п и с ь н а д о с к е:

роза – гроза

рука – (рубка)

стол – (ствол)

клад – (склад)

шар – (шарф)

усы – (бусы)

укус – (уксус)

– Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ…

Но когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

III. Итог урока.

– О чем говорили на уроке?

– Чем буква отличается от звука?

– Из чего состоят слова?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:упражнения 21, 22, с. 16–17.

У р о к 9
гласные и согласные звуки.
Чем отличается гласный звук от согласного?

Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; обучение фонетическому разбору слов, сравнению буквенного и звукового состава слова.

Ход урока

I. Словарная работа.

З а п и с ь н а д о с к е:

Ф..милия, ф..нарь, л..гушка, сн..гирь, стр..коза.

– Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

– Эти слова помогут определить тему нашего урока.

II. Работа над темой.

1. – Сколько букв в слове фонарь? (6.)

– А сколько фонем? (5.)

З а п и с а т ь транскрипцию этого слова.

– Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

– Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

– Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

– Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)

Записать транскрипцию этого слова.

– Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

– На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. – Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их можно пропеть.)

– Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Назовите их.

– Сколько гласных звуков? (6.) Почему?

– Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

И г р а «Молчанка»

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык – называются согласными.)

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.) А сколько звуков? (36.) Почему?

Это интересно

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – и, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Как звуки научились превращаться в буквы - student2.ru

Покачайтесь,

Покружитесь,

Потянитесь,

Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

III. Работа с учебником.

1) У п р а ж н е н и е 23, с. 18 – самостоятельное выполнение.

– А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.

– Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?

– На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7–10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) У п р а ж н е н и е 25, с. 19 – коллективное выполнение.

– Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

– Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие – бумажка падает.

IV. Итог урока.

– Что мы выяснили сегодня на уроке?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные – согласные

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

Домашнее задание:упражнения 28, 31, с. 20–21.

У р о к 10
слогообразующая роль гласных

Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся о слогообразующей роли гласных звуков; введение в активный словарь учащихся терминов: односложные, двусложные, трехсложные слова.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е: в р б й.

Учитель показывает написание букв.

– Что можете сказать об этих буквах (звуках)? (Эти буквы обозначают согласные звуки.)

– Можно ли из этих букв составить слово? Почему?

– Что нужно сделать, чтобы получилось слово? (Добавить гласные.)

– Какое слово получилось? (Воробей.) Что о нем можете сказать?

Составить схему по системе СУО.

Это интересно

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».

А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор.

Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

Воробьи – особенные птицы. Они самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром люди сложили поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.

А как же здесь: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»? Существует и такое шутливо-разговорное выражение: «Воробью по колено».

Маленький он, воробьишка.

– Как вы думаете, что важнее – гласные или согласные? Почему? Что мы должны выяснить сегодня на уроке?

II. Работа над темой.

1. У ч и т е л ь ч и т а е т с к а з к у.

Кто важнее?

Поспорили однажды гласные и согласные звуки о том, кто из них важнее.

– Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – Без нас и рта никто не раскроет!

– Ну, это мы еще посмотрим, – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

– А вот и получится! Например, Н.

– Разве только одно Н, больше ничего!

– И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

– Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

– О, е, и, а, – пропели гласные и смущенно умолкли.

– Вот видите, а если мы скажем ф н т к, так всякий догадается, что это фонетика.

– Ну допустим, хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести такие слова: окно, елка, если.

Согласные промычали в ответ что-то непонятное и тоже умолкли.

– Кто же из них важнее и нужнее?

2. С л о г о о б р а з у ю щ а я р о л ь г л а с н ы х.

– Какую важную роль играют гласные в словах?

– Рассмотрите первую пару картинок (кот и кит).

– Кто изображен слева? (Кот.)

З а п и с ь слова кот.

– Подчеркните гласные в этом слове, разделите на слоги.

– Сколько гласных? Сколько слогов? (Одна гласная и один слог.)

– Кто изображен справа? (Кит.) Запись слова кит.

– Сколько гласных? Сколько слогов?

Следующая пара слов домик – труба разбирается аналогично.

– Какой можно сделать вывод?

Сколько в слове гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

– Как же можно проверить, правильно ли разделили слово на слоги? (Посчитать количество гласных.)

– Сколько слогов было в первой паре слов? (Один.)

– В русском языке такие слова называют односложными. Сколько слогов было во второй паре слов? (Два.)

– Как можно назвать такие слова? (Двусложные.)

– А если в слове три слога? (Трехсложные.)

Как звуки научились превращаться в буквы - student2.ru

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

III. Работа с учебником.

Упражнение 32, с. 21 – самостоятельное выполнение.

– Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки.

– Как, не разделяя слова на слоги, определить количество слогов? (Посчитать гласные.)

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Что важнее – гласные или согласные?

Домашнее задание:упражнения 33 или 35, с. 22 (по желанию).

У р о к 11
алфавит. фразеологизмы

Цель: формирование умения пользоваться алфавитом, фразеологизмами в речи.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

З а п и с ь н а д о с к е: а б в г д е ё ж з и

– Что вы видите на доске? (Буквы.)

– На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные.)

Запись этих букв в тетрадь.

– Подчеркнуть гласные одной чертой, а согласные – двумя.

– Что заметили? (Буквы записаны в алфавитном порядке.)

– Давайте вспомним алфавит, но задание усложним.

И г р а «Вспомни алфавит»

Учитель бросает мячик каждому ученику, участники игры должны называть только согласные в алфавитном порядке, продолжив этот ряд.

II. Работа над темой.

1. – Как вы думаете, для чего мы играем в эту игру? (Повторяем алфавит.)

– Все ли ребята хорошо знают алфавит? (Не все.)

– Нужно ли нам еще поработать над этой темой?

– Назовите тему нашего урока. (Алфавит.)

– А сейчас вы выполните интересные задания, которые помогут вам лучше запомнить алфавит.

– Для чего нам нужно знать алфавит? Где могут вам пригодиться эти знания?

2. З а п и с ь н а д о с к е.

Индюк, лиса, сорока, рыба, осел, змея, еж, заяц, собака.

– Какое задание вы могли бы себе предложить? (Записать слова в алфавитном порядке.)

В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

– Есть ли слова, которые начинаются на одну букву? (Змея, заяц, сорока, собака.)

– Какое из этих слов записать первым? Почему? (Змея, заяц.)

– Как быть со словами сорока и собака?

– Какое еще задание можно предложить к этим словам?

(Подчеркнуть орфограммы; определить часть речи (род, число) и т. п.)

Как звуки научились превращаться в буквы - student2.ru

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Наши рекомендации