Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками. Но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему там так понравилось, что он решил поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился.
Но он все-таки был волшебником. Причем очень добрым. И решил каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, пропев или прошептав ее, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
– Прочитайте то, что записали во второй строке. Что это? (Слово «молодцы».)
– Как мы его получили?
– На протяжении многих тысячелетий звуки складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Звуковую сторону речи изучает фонетика. (Название образовано от греческого слова, что значит «звук».)
А звуки называются фонемы.
Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (упражнение 20, с. 15 (устно).
– Прочитать внимательно, какими были кит и кот.
– Назовите звуки в этих словах. Какими буквами они отличаются?
– Из чего же состоят слова? (Из звуков.)
– Как звуки обозначаются на письме? (Буквами.)
– Выполняя все эти задания, мы и подошли к теме нашего урока. Как бы вы могли ее сформулировать?
– Чем будем заниматься на уроке? (Ответы детей.)
3. И г р а «Слова и загадки».
1) – Из каждого слова выньте по одной фонеме так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Запишите эти слова.
Запись на доске:
краска – каска
всласть – (власть)
горсть – (гость)
склон – (слон)
полк – (пол)
тепло – (тело)
беда – (еда)
экран – (кран)
– К словам тепло, беда подобрать синонимы и антонимы (тепло – синоним, беда – антоним).
– Как произносим слово тепло? ([т’ипло].)
– А слово беда? ([б’ида].)
– Что заметили? (Пишем не так, как слышим.)
– Как же правильно написать эти слова?
– Устно подобрать проверочные слова.
– О таких словах, в которых написание расходится с произношением, мы еще будем говорить в дальнейшем. С такими словами вы будете встречаться очень часто. (Можно с этими словами составить предложения.)
2) Учитель. А теперь наоборот: добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.
З а п и с ь н а д о с к е:
роза – гроза
рука – (рубка)
стол – (ствол)
клад – (склад)
шар – (шарф)
усы – (бусы)
укус – (уксус)
– Такие слова-загадки при отнимании и прибавлении буквы или слога называются логогрифы.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом, толково
Их построить в четкий ряд, –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
III. Итог урока.
– О чем говорили на уроке?
– Чем буква отличается от звука?
– Из чего состоят слова?
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнения 21, 22, с. 16–17.
У р о к 9
гласные и согласные звуки.
Чем отличается гласный звук от согласного?
Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; обучение фонетическому разбору слов, сравнению буквенного и звукового состава слова.
Ход урока
I. Словарная работа.
З а п и с ь н а д о с к е:
Ф..милия, ф..нарь, л..гушка, сн..гирь, стр..коза.
– Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).
– Эти слова помогут определить тему нашего урока.
II. Работа над темой.
1. – Сколько букв в слове фонарь? (6.)
– А сколько фонем? (5.)
З а п и с а т ь транскрипцию этого слова.
– Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)
– Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.
– Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?
– Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
Записать транскрипцию этого слова.
– Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)
– На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.
2. – Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их можно пропеть.)
– Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Назовите их.
– Сколько гласных звуков? (6.) Почему?
– Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.
И г р а «Молчанка»
Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)
– Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык – называются согласными.)
– Сколько согласных букв в алфавите? (21.) А сколько звуков? (36.) Почему?
Это интересно
В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2 – и, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
III. Работа с учебником.
1) У п р а ж н е н и е 23, с. 18 – самостоятельное выполнение.
– А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.
– Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?
– На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7–10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)
2) У п р а ж н е н и е 25, с. 19 – коллективное выполнение.
– Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.
– Какой вывод можно сделать?
При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие – бумажка падает.
IV. Итог урока.
– Что мы выяснили сегодня на уроке?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласные – согласные
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье нас подвластно!
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
Домашнее задание:упражнения 28, 31, с. 20–21.
У р о к 10
слогообразующая роль гласных
Цели: восстановление и уточнение знаний учащихся о слогообразующей роли гласных звуков; введение в активный словарь учащихся терминов: односложные, двусложные, трехсложные слова.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
З а п и с ь н а д о с к е: в р б й.
Учитель показывает написание букв.
– Что можете сказать об этих буквах (звуках)? (Эти буквы обозначают согласные звуки.)
– Можно ли из этих букв составить слово? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы получилось слово? (Добавить гласные.)
– Какое слово получилось? (Воробей.) Что о нем можете сказать?
Составить схему по системе СУО.
Это интересно
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: воробей – это просто-напросто «вора бей».
А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор. От нее образованы такие слова, как ворота, забор.
Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.
Воробьи – особенные птицы. Они самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов. Недаром люди сложили поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». Так говорят про опытного, бывалого человека, которого невозможно перехитрить.
А как же здесь: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь»? Существует и такое шутливо-разговорное выражение: «Воробью по колено».
Маленький он, воробьишка.
– Как вы думаете, что важнее – гласные или согласные? Почему? Что мы должны выяснить сегодня на уроке?
II. Работа над темой.
1. У ч и т е л ь ч и т а е т с к а з к у.
Кто важнее?
Поспорили однажды гласные и согласные звуки о том, кто из них важнее.
– Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – Без нас и рта никто не раскроет!
– Ну, это мы еще посмотрим, – дружно возразили согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
– А вот и получится! Например, Н.
– Разве только одно Н, больше ничего!
– И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
– Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
– О, е, и, а, – пропели гласные и смущенно умолкли.
– Вот видите, а если мы скажем ф н т к, так всякий догадается, что это фонетика.
– Ну допустим, хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести такие слова: окно, елка, если.
Согласные промычали в ответ что-то непонятное и тоже умолкли.
– Кто же из них важнее и нужнее?
2. С л о г о о б р а з у ю щ а я р о л ь г л а с н ы х.
– Какую важную роль играют гласные в словах?
– Рассмотрите первую пару картинок (кот и кит).
– Кто изображен слева? (Кот.)
З а п и с ь слова кот.
– Подчеркните гласные в этом слове, разделите на слоги.
– Сколько гласных? Сколько слогов? (Одна гласная и один слог.)
– Кто изображен справа? (Кит.) Запись слова кит.
– Сколько гласных? Сколько слогов?
Следующая пара слов домик – труба разбирается аналогично.
– Какой можно сделать вывод?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
– Как же можно проверить, правильно ли разделили слово на слоги? (Посчитать количество гласных.)
– Сколько слогов было в первой паре слов? (Один.)
– В русском языке такие слова называют односложными. Сколько слогов было во второй паре слов? (Два.)
– Как можно назвать такие слова? (Двусложные.)
– А если в слове три слога? (Трехсложные.)
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
III. Работа с учебником.
Упражнение 32, с. 21 – самостоятельное выполнение.
– Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки.
– Как, не разделяя слова на слоги, определить количество слогов? (Посчитать гласные.)
IV. Итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Что важнее – гласные или согласные?
Домашнее задание:упражнения 33 или 35, с. 22 (по желанию).
У р о к 11
алфавит. фразеологизмы
Цель: формирование умения пользоваться алфавитом, фразеологизмами в речи.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
З а п и с ь н а д о с к е: а б в г д е ё ж з и
– Что вы видите на доске? (Буквы.)
– На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные.)
Запись этих букв в тетрадь.
– Подчеркнуть гласные одной чертой, а согласные – двумя.
– Что заметили? (Буквы записаны в алфавитном порядке.)
– Давайте вспомним алфавит, но задание усложним.
И г р а «Вспомни алфавит»
Учитель бросает мячик каждому ученику, участники игры должны называть только согласные в алфавитном порядке, продолжив этот ряд.
II. Работа над темой.
1. – Как вы думаете, для чего мы играем в эту игру? (Повторяем алфавит.)
– Все ли ребята хорошо знают алфавит? (Не все.)
– Нужно ли нам еще поработать над этой темой?
– Назовите тему нашего урока. (Алфавит.)
– А сейчас вы выполните интересные задания, которые помогут вам лучше запомнить алфавит.
– Для чего нам нужно знать алфавит? Где могут вам пригодиться эти знания?
2. З а п и с ь н а д о с к е.
Индюк, лиса, сорока, рыба, осел, змея, еж, заяц, собака.
– Какое задание вы могли бы себе предложить? (Записать слова в алфавитном порядке.)
В ы п о л н е н и е з а д а н и я.
– Есть ли слова, которые начинаются на одну букву? (Змея, заяц, сорока, собака.)
– Какое из этих слов записать первым? Почему? (Змея, заяц.)
– Как быть со словами сорока и собака?
– Какое еще задание можно предложить к этим словам?
(Подчеркнуть орфограммы; определить часть речи (род, число) и т. п.)
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?