Рабочий лист №6. Работа с банком

1. С каким банком Вы планируете работать? Обоснуйте свой выбор, заполнив таблицу. Сравните условия работы выбранного банка и еще двух других. При необходимости расширьте перечень показателей.

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Планируете ли Вы кредитоваться в выбранном банке? Если да, то укажите какую сумму и какие условия были предложены __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими банковскими продуктами планируете пользоваться? Например, депозит, зарплатный проект, инкассация и т.п.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сколько приблизительно будет составлять ежемесячная сумма денежных средств на услуги банков. Укажите помесячно в течение первого года работы Вашего предприятия.

Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сен Окт Нояб Дек
                         

Рабочий лист №7. Финансовый план. Часть 1.

1. Определить режим налогообложения, применимый для Вашей предпринимательской деятельности;Произвести расчет суммы налога, определить сроки его уплаты.

Виды налогов Ставка налога Расчет суммы налога, руб.
Из расчета ежемесячно За отчетный период В год
Общий режим налогообложения    
Налог на прибыль (для юридических лиц) 20% от прибыли (глава 25 НК РФ)     _________     _________     ______
НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей)** 13% от прибыли (глава 23 НК РФ)   _________   _________   ______
Налог на имущество* Глава 30 НК РФ (в соответствии с НК РФ)   _________   _________   ______
Земельный налог* Глава 31 НК РФ(в соответствии с НК РФ) _________ _________ ______
Транспортный налог* Глава 28 НК РФ(в соответствии с НК РФ)   _________   _________   ______
Специальные налоговые режимы    
ЕНВД 15% от вмененного дохода (глава 26.3 НК РФ)   _________   _________   ______
Патентная система налогообложения 6% от потенциального дохода (глава 26.5НК РФ)   _________   _________   ______
ЕСХН 6% от разницы доходы-расходы (глава 26.1 НК РФ)   ________   _________   ______
УСН доходы 6% от дохода (глава 26.2 НК РФ)   _________   _________   ______
УСН доходы-расходы 15% от разницы доходы-расходы (глава 26.2 НК РФ)   _________   _________   ______
*Уплачивается в случае возникновения объекта налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, работающие на специальных режимах налогообложения, освобождены от уплаты транспортного налога и налога на имущество. ** Уплачивается индивидуальными предпринимателями, работающими на общем режиме налогообложения, с прибыли. НДФЛ, удерживаемый с работников, не учитывать.
Пример: ИП Иванов И.И. занимается производством, является плательщиком УСН (6% от дохода). По прогнозам производственного плана, ежемесячный доход ИП составит 80 тыс. руб. Налог, из расчета ежемесячно, составит 4800 руб. (80 000 руб.*6%). Годовая сумма налога составит 57 600 руб. (4800 руб.*12 мес.).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Сделайте расчет уплачиваемых страховых взносов за наемных работников.

Примечание: Организации и индивидуальные предприниматели обязаны исчислять и уплачивать обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды.

В 2015 году ИП необходимо произвести два платежа (ежеквартально или один раз за весь год). Размер фиксированных страховых взносов («за себя») в текущем году следующий:

1. Взнос в Пенсионный фонд России (ПФР) — 18 610,80 рублей.

2. Взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 3 650,58 рублей.

Всего за 2015 год индивидуальный предприниматель должен оплатить во внебюджетные фонды взносы на сумму 22 261,38 рублей.

Нанимая работников, индивидуальный предприниматель берет на себя дополнительные обязательства и расходы, а именно:

o ИП исчисляет (и удерживает) НДФЛ (с доходов, выплачиваемых работникам своей организации) в размере 13% в качестве налогового агента;

o ИП вносит фиксированные платежи во внебюджетные фонды ежемесячно за работников: Пенсионный фонд — 22%, но не более 711 000 рублей. Фонд обязательного мед. страхования — 5,1%. Фонд соцстраха — 2,9% (за исключением отчислений в фонд от несчастных случаев), но не более 670 000 рублей. Такие же проценты и у ООО (всего 30%).

Наименование налога Ставка База для расчета Сумма в мес., руб. Сумма в год, руб.
         
         
         
         

3. Произвести месячную калькуляцию себестоимости; Произвести калькуляцию себестоимости единицы продукции (работы, услуги).

Примечание: Классификация издержек (затрат) на производство товаров (выполнение работ, оказания услуг).Постоянные издержки не зависят от объема производства, существуют и при нулевом показателе производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизация, оплата охраны, аренда, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки - сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции (оказание услуги).

Месячная себестоимость всего объема выпускаемой продукции (услуг)

Наименование статей Сумма, руб./в месяц
Аренда помещения и оборудования ____________  
Заработная плата с отчислениями ____________
Сырье, материалы ____________
Амортизация оборудования ____________
Коммунальные платежи (электроэнергия, вода, тепло и.т.д.)   ____________
Ежемесячный лизинговый платеж (если есть) ____________
Проценты по кредиту (если есть) ____________
Затраты на рекламу ____________
Хозяйственные расходы ____________
Транспортные расходы ____________
Налоги (земельный налог, имущественный налог, транспортный налог)   ____________
Прочее ____________
ИТОГО: ____________

Для более детального отражения калькуляции себестоимости (помесячная разбивка) можно использовать следующую таблицу:

Месяц Месячные затраты
1 месяц _________________
2 месяц _________________
3 месяц _________________
4 месяц _________________
5 месяц _________________
6 месяц _________________
7 месяц _________________
8 месяц _________________
9 месяц _________________
10 месяц _________________
11 месяц _________________
12 месяц _________________

Пример расчета себестоимости единицы продукции

Наименование статей Сумма, руб. Доля
Сырье и материалы на производство столов 70 (на 1 единицу) 26%
Сырье и материалы на производство стульев 1000 (на 1 единицу) 74%
Транспортные расходы  
Коммунальные расходы
Хозяйственные расходы
Затраты на рекламу
Заработная плата
Пример Из таблицы видно, что на производство матрешек уходит 26% от общих затрат сырья. Так как распределение остальных затрат не известно, будем учитывать, что на производство матрешек будет уходить 26% остальных затрат. При этом, в месяц матрешек будет произведено 1000 шт., стульев 200 шт. Себестоимость: Стола: (70 000 + (3000+2000+1000+4000+10000)*26%)/1000 = 75 руб. Стула: (200 000 + (3000+2000+1000+4000+10000)*74%)/200 = 1074 руб. Для услуг, где сырьевые затраты минимальны, можно провести аналогичный расчет, только вместо сырья за основу взять затраты на выплату сдельно-премиальной заработный платы.

Расчет себестоимости единицы продукции Вашего предприятия. При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.

4. Произвести расчет показателя « чистая прибыль» (построить план доходов и расходов).

Примечание: План доходов и расходов (бюджет доходов и расходов) показывает ожидаемые доходы и расходы от производства и реализации товаров, оказания услуг, торгово-закупочной деятельности. При формировании БДР учитываются только текущие затраты (не учитываются первоначальные вложения, не учитывается сумма уплачиваемого основного долга по кредитам и займам).

Пример бюджета доходов и расходов. (Возможно указать иные статьи (например, расшифровать «доходы», разгруппировать «расходы»).
  Сумма, руб. 1 месяц 2 месяц 3 месяц
Выручка _____ _____ _____ _____
Затраты (себестоимость) ** _____ _____ _____ _____
Прочие доходы* _____ _____ _____ _____
Прочие расходы* _____ _____ _____ _____
Прибыль (убыток) (1-2+3-4) _____ _____ _____ _____
Налог _____ _____ _____ _____
Чистая прибыль (убыток) (5-6) _____ _____ _____ _____
Чистая прибыль (убыток) нарастающим итогом (7+8)   _____   _____   _____   _____
*внереализационные доходы и расходы (субсидии, уплата процентов по кредиту и т.д.) ** учитываются только те затраты, которые напрямую связаны с извлечением дохода (получением выручки) в конкретном периоде (месяц, квартал и т.д.)

5. Определить перечень необходимых затрат на создание (развитие) предпринимательской деятельности; дать подробные пояснения об источниках финансирования бизнес-проекта.

Примечание: В качестве источника финансирования бизнес-проекта могут выступать: государственные субсидии, инвестиции частных лиц, банковский кредит, лизинг и т.д. Условия, касающиеся привлечения источников финансирования, определяются предпринимателем самостоятельно.

Отразите информацию об источниках финансирования Вашего бизнес-проекта
Всего, руб. Сумма, руб.
В том числе: _______________________________
Собственные средства _______________________________
Средства гранта (субсидии), руб. _______________________________
Дополнительные заемные средства, руб. - Банковский кредит - Инвестиционные фонды - Венчурный капитал - Иные источники финансирования   _______________________________ _______________________________ _______________________________
Отразите информацию об основных статьях финансирования Вашего бизнес-проекта.  
№ п/п   Направление инвестиций   Всего  
 
1. Основные средства    
1.1. __________________________________ __________________________________  
1.2. __________________________________ __________________________________  
... __________________________________ __________________________________  
2. Сырье и материалы __________________________________  
2.1. __________________________________ __________________________________  
2.2. __________________________________ __________________________________  
.... __________________________________ __________________________________  
3. Прочие расходы __________________________________  
3.1. __________________________________ __________________________________  
3.2. __________________________________ __________________________________  
.... __________________________________ __________________________________  
ИТОГО:    

При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.

Рабочий лист №8. Финансовый план. Часть 2.

1. Спрогнозировать денежный поток. Построить бюджет движения денежных средств (далее БДДС)

Примечание:При формировании бюджета движения денежных средств учитываются фактический приход и отток денежных средств. При формировании показателя «приход» учитываются суммы полученных кредитов и займов. При формировании показателя «отток» учитываются сумма выплачиваемого основного долга по займам и кредитам, не учитываются амортизационные отчисления. Затраты на приобретение оборудования учитываются при формировании показателя «отток» от инвестиционной деятельности.

Пример БДДС

  1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц ….
  I. Операционная (основная) деятельность  
  Приток  
  Приход от продаж (оказания услуг) _______ ________ _________ _________ _____
1. Всего _______ ________ _________ _________ _____
  Отток  
  Оплаты по операционным расходам _______ ________ _________ _________ _____
  Проценты по кредиту _______ ________ _________ _________ _____
  Налоги _______ ________ _________ _________ _____
2. Всего _______ ________ _________ _________ _____
3. Чистый операционный поток (1-2) _______ ________ _________ _________ _____
  II. Инвестиционная деятельность  
  Закупка основных фондов _______ ________ _________ _________ _____
5. Отток всего _______ ________ _________ _________ _____
  Продажа основных фондов _______ ________ _________ _________ _____
6. Приток всего _______ ________ _________ _________ _____
7. Чистый инвестиционный поток (6-5) _______ ________ _________ _________ _____
  III. Финансовая деятельность  
  Приток _______ ________ _________ _________ _____
  Получение кредитов и займов _______ ________ _________ _________ _____
8.. Всего _______ ________ _________ _________ _____
  Отток _______ ________ _________ _________ _____
  Возврат кредитов и займов _______ ________ _________ _________ _____
9. Всего _______ ________ _________ _________ _____
10. Чистый финансовый поток (8-9) _______ ________ _________ _________ _____
11. Общий Чистый поток(3+7+10) _______ ________ _________ _________ _____
12. Общий чистый поток нарастающий итогом(11+12)   _______   ________   _________   _________   _____

При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.

2. Произвести расчет показателя NPV (чистая приведенная стоимость или чистая дисконтированная стоимость)

Примечание: Расчет данного показателя основан на сопоставлении величины суммы вложений (инвестиций) с общей суммой дисконтированных денежных поступлений, генерируемых этими вложениями. Поскольку приток денежных средств, в результате деятельности предприятия, распределен во времени, то он дисконтируется (уменьшается) с помощью коэффициента r. Показатель NPV приводит будущие денежные потоки (1 год, 2 год, 3 год реализации проекта), к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Если NPV> 0 при заемном финансировании, то реализация проекта позволит не только погасить долги за использование капитала со стороны, но и получить избыток. При собственном финансировании положительная приведенная стоимость означает, что данный вариант инвестиций выгоднее, чем альтернативное вложение средств под ту же процентную ставку, которая заложена в расчет коэффициента дисконтирования.

Для удобства отражения информации можно использовать следующую таблицу:

  Показатели 1 год 2 год 3 год
1. Валовая выручка        
2. Прямые затраты        
3. Налог        
4. Расходы на приобретение активов (инвестиции)        
5. Внереализационные доходы (субсидии)        
  6. Расходы по финансовой деятельности (проценты по кредитам)        
7. Чистые выгоды (1-2-3-4+5-6)        
8. Коэффициент дисконтирования        
9. Дисконтированный поток (7*8)        
10. Накопленный дисконтированный поток (NPV)(9+10)        
Коэффициент дисконтирования  
  Коэффициент дисконтирования = 1 / (1+r)ⁿ;   где: n- год реализации проекта r – ставка дисконтирования;  
Для расчета ставки дисконтирования можно взять размер ставки рефинансирования банка и уровень риска проекта в % выражении.  
Пример: Ставка дисконтирования установлена на уровне 20 % (8,25% – ставка рефинансирования банка, 11,75% - проектные риски). Реализация проекта предполагает 3 года.  
Ставка дисконтирования 20% 1 год 2 год 3 год  
Коэффициент дисконтирования  
1/ (1+0,2)¹ 1 (1+0,2)² 1/ (1+0,2)³  
0,833 0,694 0,579  
Для расчетов коэффициента дисконтирования Вашего проекта:  
  ______________ ________________ _____________________  
Коэффициент дисконтирования  
       
_______________ _________________ ______________________  
                             

При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.

3. Произвести расчет показателя IRR (внутренняя норма доходности, или внутренняя процентная ставка, или внутренняя рентабельность проекта)

Примечание: Расчет данного коэффициента показывает, какая величина ставки дисконтирования приведет к тому, что NPV будет равен нулю. Смысл данного коэффициента показывает максимально допустимый уровень расхода, который может быть связан с текущим проектом. Например, если проект финансируется за счет банковских кредитов, то значение IRR показывает максимально возможный уровень банковской процентной ставки. Превышение этого уровня делает проект убыточным.

IRR=i,если Рабочий лист №6. Работа с банком - student2.ru -t =0, где NCF – чистый денежный поток

Расчет IRR можно провести в MS EXCEL, применяя функцию «ВСД».

Пример:

  Показатели 1 год (С) 2 год (D) 3 год (E)
1.(2) Начальная стоимость бизнеса (накопительно) -100 000 -100 000 -100 000  
2.(3) Чистый денежный поток (накопительно) 20 000 70 000 120 000  
  3. (4) IRR =ВСД (C2:С3;-20%)=-80% = ВСД (D2:D3) = -30% = ВСД (E2:E3) = 20%  

Расчет IRR Вашего проекта:

4. Произвести расчет срока окупаемости (Ток) без учета дисконтирования и с учетом дисконтирования

Примечание: Срок окупаемости (Ток) – это самый ранний месяц (период), когда совокупный денежный поток достигнет величины первоначальных вложений.

Пример расчета срока окупаемости.

Период 1 год 2 год ….
Поток без учета дисконтирования -26 117 315 33 692 902  
Поток без учета дисконтирования нарастающим итогом   -26 117 315   7 575 587    
Формула расчета срока окупаемости: Ток = (1 - (- 26 117 315) / 33 692 902)*12 мес. Ток = 21 месяц
Организация покрывает первоначальные вложения во 2 году. Для расчета срока окупаемости выраженного в месяцах, необходимо из номера года, в котором денежный поток нарастающим итогом имеет последнее отрицательное значение (1 год), вычесть эту величину (-26 117 315) и разделить ее на величину денежных средств, полученных в следующем году (33 692 902). Для перевода срока окупаемости в месяца, необходимо полученную величину умножить на 12 (12 месяцев в году).Аналогично проводиться расчет срока окупаемости с учетом дисконтирования

Расчет срока окупаемости Вашего проекта:


Наши рекомендации