Интенсивность недовольства членов группы

Рис. 14. Доминирующие функции ассоциированных групп в ответ на различные степени интенсивности недовольства

В условиях слабого и умеренного недовольства для членов органи- зацийнаиболее важны их инструментальные функции. Если жесткость недовольства возрастает, происходит перестановка функций по их важ­ности; если недовольство очень жестко, организация, вероятно, будет обеспечивать своих членов средствами для осуществления политиче­ского насилия. Если люди не организованы, как это случается со мно­гими в массовом обществе, они будут стремиться к тому, чтобы создать новые ассоциации. Приток сельских мигрантов в модернизирующиеся города Азии и Африки сопровождался пышным расцветом добровольных ассоциаций всех типов — традиционных, религиозных и в современном смысле светских. Некоторые из таких ассоциаций первоначально слу­жили тому, чтобы сохранить старый общинный строй и поддерживать традиционные социетальные ценностные возможности, например пат­терны взаимопомощи. Другие прибегали к политической активности, т. е. учреждались или видоизменялись для обеспечения ценностных воз­можностей выражения политического протеста93. Организации черных в Соединенных Штатах в конце 1960-х гг. представляли все точки спект­ра. Кооперативные программы на сельском Юге и некоторые программы общинной деятельности в северных гетто пытались обеспечить прямое ценностное удовлетворение своим членам. Традиционные организации по защите гражданских прав, наподобие NAACP и Урбанистической Лиги, делали акцент на политических ценностных возможностях. Кро­ме того, новые организации, такие как SCLC, CORE, SNCC, созданные первоначально для обеспечения средств политического действия, нача­ли усиливать акцент на выражение протеста и оппозиции как таковых. Группы типа Дьяконов Обороны, Черных Мусульман и Черных Пан­тер были заняты мобилизацией своих членов на оборонное, а во мно­гих случаях — наступательным насилием.

Вообще в условиях нарастающего недовольства существующие орга­низации будут стремиться к своей трансформации для удовлетворения экспрессивных функций. В той степени, в какой они являются негиб­кими, вероятно, будут создаваться новые организации для обеспечения более открытого выражения недовольства. Если RD снижается, то организации, созданные для экспрессивных целей, либо приходят в упадок, либо смещают акцент в направлении обеспечения политиче­ских и социетальных ценностных возможностей, как это делали боль­шинство западных профсоюзов и коммунистические партии Франции и Италии. Сдвиг от инструментальных функций к экспрессивным мож­но зафиксировать для ассоциированных групп всех типов, включая общины, профсоюзы и политические партии. Ряд иллюстраций дают и функции религиозных движений по разрешению и выражению недо­вольства.

Создание новых религиозных движений и сект является обычным ответом на возникающее недовольство. Своеобразную форму проле­тарскому протесту придавали религиозные секты в Британии XIX в.94 Говорят, что христианство пускало особенно глубокие корни в тех регионах Римской империи, где работники были беспокойны и не име­ли возможностей для выражения экономического и политического про­теста95. Сорокин приводит свидетельство того, что почти все великие религии, включая иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, джай­низм, некоторые античные и египетские культы, равно как и христи­анство, развивались и пользовались наибольшим успехом в смысле притока новообращенных именно во времена социальных кризисов96. В Ашанти и в других местах тропической Африки в течение несколь­ких последних десятилетий было создано огромное количество религиоз­ных сект для того, «чтобы дать сверхъестественную защиту и помощь людям, все более обеспокоенным чувством неуверенности». Филд под­верг анализу более 2500 жалоб и записок, составленных в святилищах

Ашаити. Наиболее общим их содержанием является озабоченность эко­номическими благами и личным процветанием. Филд атрибутирует эту озабоченность неуверенности, которая распространена среди контин­гента этих сект, а также экспансии индустрии какао и монетарной эко­номики97.

Можно предположить, что первичные мотивы участников таких ре­лигиозных движений носили инструментальный характер. Но если не­удовлетворенность интенсивна и расширяется по масштабам, то суще­ствующие религиозные формирования часто смещают свои функции в направлении экспрессивной деятельности, и на основе этого могут раз­виваться новые — насильственно милленарианистские движения. На­пример в колониальной Африке до- и протонациональный протест часто принимает религиозную форму. Фернандец атрибутирует и на­ционализм, и религиозные движения протеста в колониальной Афри­ке чувствам зависимости и неполноценности, насаждавшимся колони­альными правителями. Некоторые африканские религиозные движе­ния носили первично инструментальный характер. Сепаратистская Западно-африканская церковь Лорда Аладура и реформистское движе­ние Бвайти в Габоне характеризуется «весьма прагматичными попыт­ками компенсировать депривацию и другие фрустрации, включенные в ситуацию подчинения, не подвергая опасности целостность и выжи­вание религиозных групп, поскольку они представляются единствен­ным институтом, который может достичь своих целей». Примеры экс­прессивных религиозных движений включают в себя ксенофобные мес­сианские культы, такие как кимбангуизм в Нижнем Конго и родовые элементы в движении May-May. Такие группы делают акцент на «спасе­нии с помощью символического смещения с ситуации, которая вызвала фрустрацию»98. Как показывают исследования американских религи­озных протестов в XIX в., символическая агрессия в такой экспрессив­ной деятельности нередко бывает высокой99. Если неудовлетворен­ность носит жесткий характер, а внешний ответ — репрессивный, веро­ятно возникновение открытого проявления агрессии. В Африке имели место насильственные эпизоды кимбапгуизма, а движение May-May подняло полномасштабное восстание. То же самое сделала Протестант­ская Индустриальная Миссия Джона Чилембве в Ньясаленде после того, как ее основатели потерпели основательную неудачу в своих уси­лиях создать европейский образ жизни; в 1915 г. секта предприняла преж­девременную попытку восстания против колониального правления100. Примеры, касающиеся Запада, включают в себя милленарианистское насилие в средневековой Европе, Гуситское восстание в Чехословакии в XV в., религиозные войны Реформации, а в современную эпоху — насилия духоборов в Канаде, разрушающие личность. Даже столь ос­новательно институционализированная организация как католическая церковь в Аргентине являла собой один из двух организационных цент­ров (другой был в армии) антиперонистского движения в 1954 и 1955 гг. Церковь сдвинули с ее позиций нейтралитета по отношению к режиму в сторону активной оппозиции если не иерархи, то рядовые члены и ак­тивисты после закрытия религиозных школ, поджога нескольких цер­квей и вербальных атак на церковь со стороны Перона. В июне 1955 г. 250 ООО членов движения Католического Действия организовали де­монстрацию против режима в Буэнос-Айресе, а члены церкви приняли широкое и активное участие в заговорщической деятельности, которая привела, в конечном счете, к государственному перевороту в сентябре того же года101.

Тенденции социальных движений (многие из которых были револю­ционными) к смещению от экспрессивной к инструментальной дея­тельности — это широко наблюдаемая характеристика диссидентских организаций. Самые очевидные примеры — это успешные революцион­ные движения, приход которых к власти, как считает Бринтон, будет, вероятно, сопровождаться кратковременным господством террора и завершаться термидором, «выздоровлением от революционной лихо­радки»102. Смелзер атрибутирует процесс институционализации необ­ходимости группового самосохранения. «Движение должно генериро­вать новые типы лидерства, чтобы подкрепить саму организацию дви­жения; оно должно найти постоянный источник финансирования; оно должно сделать рутинными способы рекрутирования»103. Аналогично о движениях, которые хотят выжить, говорят, что они должны «подвер­гнуться адаптивным преобразованиям, которые производятся для уси­ления их привлекательности в конкуренции с другими организация­ми»104. В этом процессе люди могут приходить к осознанию ценности и самой организации, и того удовлетворения, которое она обеспечивает. Если лидеры поступают именно таким образом, цикл диссидентской организации после отката назад, вероятно, начнется сызнова, но уже внутри самой организации.

Переход к ненасильственной инструментальной деятельности пере­живают многие типы диссидентских организаций, и не только те, что успешно прошли такой конвульсивный процесс как революция. Тако­вы, к примеру, часто подтверждаемые документами характеристики ре­лигиозных сект105. Подобным же образом участие индустриальных ра­бочих в ассоциативной деятельности формирует тенденцию уменьшения

26-1012 их отчуждения и перевода протеста из насильственных форм в нена­сильственные. Сравнительное исследование паттернов индустриаль­ных конфликтов в пятнадцати европейских, североамериканских и ази­атских странах показывает фактическое исчезновение разрушительных конфликтов во многих из них, где практикуются коллективные сдел­ки, и обычным делом становится трансформация забастовки из насиль­ственной конфронтации в короткую демонстрацию протеста106. Другое обширное исследование приходит к выводу, что «рабочий протест в ходе индустриализации имеет тенденцию к тому, чтобы сравнительно рано достичь своего пика, и с этого момента — к спаду интенсивности», отчасти вследствие того, что одновременно с индустриализацией раз­виваются новые, более эффективные каналы выражения недоволь­ства107. Керр резюмирует этот процесс следующим образом: «Поначалу рабочий класс так мало связан с индустриальной жизнью, настолько лишен доступа к власти и к возможностям ее организации, что не име­ет ни большого желания, ни достаточных средств для протеста. По мере того как возрастает его включенность в социальную жизнь и ее опыт, возрастает также и его влияние на индустриальное окружение, и у него возникает тенденция к протесту. Теперь индустриальная жизнь — это его жизнь, и он старается сформировать ее в соответствии с желания­ми своего сердца. Позднее, по мере того как учреждаются механизмы для удовлетворения его обид, и цена конфликта начинает представ­ляться более высокой, и индустриальный протест может иметь тенден­цию к снижению... Оставшийся неудовлетворенным протест получает тенденцию к высокому уровню структуризации и формальному выра­жению»108.

Трудовой конфликт в Соединенных Штатах носил более насильствен­ный характер, нежели в любой другой индустриальной стране, и меж­ду 1870 и 1930 гг. имело место множество насильственных эпизодов. Типовая последовательность в этих конфликтах была такова: ненасиль­ственная забастовка, побуждаемая инструментальными и экспрессивны­ми мотивами, сопровождаемая насильственными попытками работода­телей прекратить забастовку, что влекло за собой насилие — преимуще­ственно экспрессивное — со стороны рабочих. Такого рода вспышки почти полностью подавлялись высокой ценой и с малыми выгодами для рабочих, однако они продолжались на протяжении почти трех поко­лений. Экономическое процветание, несомненно, внесло свой вклад в снижение насилия на трудовой почве после 1930-х гг., но, по мне­нию Тафта и Росса, наиболее важным фактором стало федерально ре­гулируемое признание права рабочих на организацию и коллективную сделку. Когда был сделан шаг к формальной институционализации, уро­вень насильственного трудового конфликта упал до ничтожного уровня109.

Эти примеры трансформации трудового конфликта проясняют, что сдвиг диссидентских организаций от экспрессивной к инструменталь­ной деятельности не является изначально и исключительно импера­тивом стабильности организации. Вьет-Мин, его предшественники и последователи с возрастающей эффективностью наращивали институ- ционализацию политического насилия в течение более чем тридцати­летнего периода без признаков какого бы то ни было спада в своей при­верженности революции. Банды мятежников в горах Бйрмы, в цент­ральном Лусоне, индийском Нага Хилле и в колумбийском штате Талима поддерживали восстания на протяжении двадцати и более лет. Ирланд­ская Республиканская Армия под тем или иным именем занимается терроризмом более сорока лет. Баскские сепаратисты совершенно пе­дантично насильственным образом сопротивляются иностранным пра­вителям, начиная со времен регистрируемой истории, хотя обычно это происходит скорее в контексте общин, нежели ассоциированной орга­низации. Трансформация к мирной деятельности является функцией организационного старения, а не смягчения недовольства. Если поли­тическое насилие носит оборонительный характер, как это бывает у мно­гих коллективностей, которые стремятся сохранить или вернуть свою автономию, насилие, вероятно, будет убывать, как только минует угро­за. Политические, рабочие и религиозные секты с наибольшей вероят­ностью сдвигаются в сторону инструментальной деятельности, когда они получают средства для удовлетворения ценностных экспектаций своих членов — либо из собственных ресурсов, либо путем развития регулярных и эффективных сделок и участия. Политическое насилие со стороны группы становится, вероятно, хроническим тогда, когда оно приводит к мимолетным успехам. Когда же диссиденты с помощью насилия приобретают средства для конструктивной работы над не­прерывным разрешением своей неудовлетворенности, насилие вносит вклад, скорее, в свое окончание, нежели возобновление.

Примечания

1 Robert Southey, Essays, Moral and Politics (London: John Murfy, 1832), 125-126.

2 Harold D. Lasswell and Abraham Kaplan, Power and Society: A Framework for Political Inquiry (New Haven: Yale University Press, 1950), 267.

3 Gaetano Mosca, The Ruling Class, trans. Hannah D. Kahn (New York: McGraw- Hill, 1896, 1939), 219.

4 Frederick Templeton, «Alienation and Political Participation: Some Research Findings», Public Opinion Quarterly, XXX (Summer 1966), 249-261.

5 Clark Kerr et. al., Industrialism and Industrial Man: The Problem of Labor and Management in Economic Growth (Cambridge: Harvard University Press, 1960).

6B. R. Wilson, «An Analysis of Sect Development», American Sociological Review, XXIV (February 1959), 3-15.

7 Ted Robert Gurr, «A Comparative Study of Civil Strife», in Hugh Davis Graham and Ted Robert Gurr, eds., Violence in America: Historical and Comparative Perspectives (Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 1969, 443-495). Кодирующие инструкции состояли в том, чтобы «определить тип социального группирования, в котором инициаторы выполняют действия или серии действий», используя ряд операционально определенных категорий группового типа. Категории и типы представлены в Ted Gurr with Charles Ruttenberg, Cross-National Studies of Civil Violence (Washington, D.C.: Center for Research on Social Systems, American University, 1969), Appendix B.

8 Anthony F. C. Wallace, «Revitalization Movements», American Anthropologist, LVIII (April 1956), 246-281.

9 SeligS. Harrison, «Hindu Society and the State: The Indian Union», in Kalman H. Silvert, ed., Expectants People: Nationalism and Development (New York: Random House, 1963), 286-289.

10 George R. Packard, III, Protest in Tokyo: The Security Treaty Crisis of 1960 (Princeton: Princeton University Press, 1966), especially chap. 3.

11 См./. Walter Coleman, The Molly Maguire Riots: Industrial Conflict in the Pennsylvania Coal Region (Richmond: Garrett and Vassie, 1936).

12 Cm .James W. Fernandez, «African Religious Movements: Types and Dynamics», Journal of Modern African Studies, II (December 1964), 531-50; Crawford Young, Politics in the Congo Decolonization and Independence (Princeton: Princeton University Press, 1965), 284-286. Quotations from Fernandez, 243.

13 Cm. Gino Germani, Integration Politico de las Mesas у el Totalitarismo (Buenos Aires: Colegio Libre de Estudios Superioris, 1956).

14 Выдержки из этих данных обсуждаются в Ted Robert Gurr, «А Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis Using New Indices», American Political Science Review, LXII (December 1968), 1104-1124.

15 Peter Paret andJohn Shy, Guerrillas in the 1960's, rev. edn. (New York: Praeger, 1962), 43-46.

16 Энтони Руссо указывает (в личной переписке), что существует довольно тесное соответствие между суждениями участников боев о региональных пат­тернах контроля Национального Фронта Освобождения. Карта, опубликован­ная в Los Angeles Times, January 14,1968, основанная на официальных источни­ках США, вполне согласуется с картой, опубликованной северо-вьетнамским правительством в Vietnam (December 1967), 9.

17 Эти корреляционные коэффициенты были приведены в аналитическом отчете Gurr with Ruttenberg, Part III. О политических ориентациях профсою­зов в Латинской Америке см., например: James Payne, «Peru: The Politics of Structured Violence», Journal of Politics, XXVII (May 1965), 362-374; and Ger- mani.

18 Эти переменные аналогичны двум из четырех переменных, которые Сэмю- эль П. Хантингтон связывает (по определению) с уровнями институционали­зации в «Political Development and Political Decay», World Politics, XVII (April 1965), 395-404; сплоченность здесь определяется более широко, чем он опре­деляет это понятие. Две другие переменные, которые он определяет, это адап­тивность, которая выглядит скорее следствием, нежели причиной или опреде­ляющим качеством институционализации, и автономия — не качество органи­зации как таковой, а характеристика ее связей с другими организациями.

19 William Kornhauser, The Politics of Mass Society (Glencoe: The Free Press, 1959), passim.

20 Huntington, 386.

21 Claude Ake, «Political Integration and Political Stability: A Hypothesis», World Politics, XIX (April, 1967), 488-492.

22 David E. Apter, The Politics of Modernization (Chicago: University of Chicago Press, 1965), 66-67, 257, quotation 66-67.

23 См., например, Harry Eckstein, «The British Political System», and Nicholas Wahl, «The French Political System», in SamuelH. Beer, et al, Patterns of Government: The Major Political Systems of Europe, 2nd edn. (New York: Random House, 1958, 1962).

24 Harry Eckstein, Division and Cohesion in Democracy: A Study of Norway (Princeton: Princeton University Press, 1965).

25 Ранее не опубликованные данные, описанные в Gurr with Ruttenberg, Part II.

26 Gustave Le Bont The Crowd: A Study of the Popular Mind (New York: Macmillan, 1896), and The Psychology of Revolution, trans. Bernard Miall (New York: Putnam, 1913).

27 Everett Dean Martin, The Behavior of Crowds: A Psychological Study (New York: Harper, 1920), 48-49.

28 Roger E. Brown, «Mass Phenomena», in Gardner Lindzey, edHandbook of Social Psychology. Vol. 2 (Reading Mass: Addison-Wesley, 1954), 845.

29 Jerome D. Frank, Sanity and Survival: Psychological Aspects of War and Peace (New York: Vintage Book, 1967,1968), 79-80.

30 Ezra Stotland, «Peer Groups and Reactions to Power Figures», in Dorwis Cartwrigfit, ed., Studies in Social Power {Ann Arbor: Institute for Social Research, University of Michigan, 1959), 53-68, резюмировано в Berkowitz, Aggression, 81.

31 A. Pepistone and G. Reichling, «Group Cohesiveness and the Expression of Hostility», Human Relations, VIII (No. 3,1955), 251-308.

32J. P. French,Jr., «Organized and Unorganized Groups under Fear and Frustration», Authority and Frustration (Iowa City: University of Iowa Studies and Child Welfare, Vol. XX, 1944), 231-308.

33 См. М. A. Wallachy N. Kogan and D. G. Bern, «Diffusion of Responsibility and Level of Risk-Taking in Groups»,Journal of Abnormal and Social Psychology, LXV1II (March 1964), 263-274.

34 Lewis A Coser, The Function of Social Conflict (Glencoe: The Free Press, 1956), 87.

35J. W. Thibaut, «An Experimental Study of Cohesiveness of Underprivileged

Groups», Human Relations, III (No. 3,1950), 251-278.

36 RexD. Hopper, «The Revolutionary Process: A Frame of Reference for the Study of Revolutionary Movements», Social Forces, XXVIII (March 1950), 272-275.

37 Цитируется по George Rude, The Crowd in History, 1730-1848 (New York: Wiley, 1964), 251.

38 George Wada andJames C. Davies, «Riots and Rioters», Western Political Quarterly, X (December 1957), 1864.

39 Gerard Dehove et Edward Dolleans, Histore du Travail, Vol. 1 (Paris: Domat- Montchrestein, 1953), 147, trans, in Charles Tilly and James Rule, Measuring Po­litical Upheaval (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 19,1965). .

40 Clark Kerr and Abraham Siegel, «The Interindustry Propensity to Strike», in Arthur Kornhauser et al., eds., Industrial Conflict (New York: McGrawHill, 1954), 189-212.

11 Wilfred H. Crvok, The General Strike {C hapel Hill: University of North California Press, 1931).

<2 См., например: Lois Gottschalk, «Causes of Revolution», American Journal of Sociology Ouly 1944), 6.

43 Hadley Cantril, The Psychology of Social Movements (New York: Wiley, 1941. Схожйе с этим утверждения см. в Lyford P. Edwards, The Natural History of Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1927), 3; Herbert Blumer, «Collec­tive Behavior», in G. B. Gittler, ed., Review of Sociology (New York: Praeger, 1966).

41 Carl S. Rosberg,Jr., «The Mau Mau as a Political Mobilization Institution» (Paper read at the Seventh Annual Meeting of the African Studies Association, Chicago, October 1964). См. также Carl S. Rosbergjr., andNuttingham, The Myth of «Май Mau»: Nationalism in Kenya (New York: Praeger, 1966).

45 Egon Bittner, «Radicalism and the Organization of Radical Movements», American Sociological Review, XXVIII (December 1963), 928-940.

46 Eric Hoffer, The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements (New York: Harper, 1951), 129-151.

"Hoffer, 212, 274-275.

48 Понятие харизмы было разработано в Max Weber, The Theory of Social and Economic Organization, trans., A. M. HendeFSon and Talcott Parsons (Glencoe: The Free Press, 1947), especially 358-359, 362. Современный анализ см. в Ann Ruth Wilner, Charismatic Political Leadership: A Theory (Princeton: Center of Interna­tional Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 32,1968).

49 George S. Pettee, The Process of Revolution (New York: Harper, 1938), 75.

50 См .John McAlister, Vietnam: The Origins of Revolution (New York: Knopf, 1969).

51 John D. Martz, «Urban and Rural Factors in Contemporary Latin American Violence», Western Political Quarterly, XVIII (September 1965), Supplement, 36-37.

52 По этому поводу см. AndrewJanos, The Seizure of Power: A study of Force and Popular Consent (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 16,1964), 6-39; ChalmersJohnson, Revolution and the Social System (Stanford: The Hoover Institution of War, Revolution and Peace, Stanford University, 1964), 49-57.

53 См. Norman Cohn, The Pursuit of Millenium, 2nd ed., rev. (New York: Harper, 1957,1961).

54 E.J. Hobsbawm, Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movements in the 19th and 20th century (New York: Norton, 1959,1965), especially chaps. 8 and 9.

55 В соответствии с работами Герберта Уэйсса из Нью-Йоркского универси­тета, который изучал многие из этих документов.

56 О характеристиках организации западных коммунистических партий, не находящихся у власти, см. статьи в Milorad М. Drachkovich, ed., The Revolu­tionary Internationals, 1864-1943 (Stanford: Stanford University Press for the Hoover Institution on War, Revolution, and Peace, 1966).

57 David A. Wilson «Nation-Building and Revolutionary War», in Karl W. Deutsch and William J. Fortz, eds., Nation-Building (New York: Atherton Press, 1963), 89.

58 Robert A. Scalapino, «Communism in Asia: Towards a Comparative Analysis», in Scalapino, ed., The Communist Revolution in Asia: Tactics, Goals, and Achievements (Englewood: Prentice-Hall, 1959), 19.

59 Mao Tse-Tung on Guerilla War, trans., S. B. Griffiths (New York: Praeger, 1961), 77.

60 В дополнение к работам, цитируемым выше, см. также Regie Debray, Revolution in the Revolution? Armed Struggle and Political Struggle in Latin America, trans. Bobbye Ortiz (New York: Grove Press, 1969), где дается критическая оценка при­менимости техники азиатских коммунистов в условиях Латинской Америки; Vo-nguen-Giap, People's War, People's Army (New York: Praeger, 1962); Johnson, Revolution and the Social System, 57-69; Chalmes A.Johnson, Peasant Nationalism and Communist Power: The Emergence of Revolutionary China, 1937-1945(Stanford: Stan­ford University Press, 1962); and Douglas Pike, Viet Cong: The Organization and Techni­ques of the National Liberation Front of South Vietnam (Cambridge: MIT Press, 1967).

61 Ранее не публиковавшиеся результаты, резюмируемые в Gurr and Ruttenberg.

62 Arthur Kornhauser, Harold L. Sheepard, and AlbertJ. Mayer, When Labor Votes: A Study of Auto Workers (New York: University Books, 1956), 194-195.

63 Arthur G. Nealy andMelvin Seeman, «Organizations an Powerlessness: A Test of the Mediation Hypothesis», American Sociological Review, XXIX (April 1964).

64 Templeton, 249-261. Общий обзор см. в Joel D. Aberbach «Alienation and Political Behavior», American Political Science Review, LXIII (March 1969), 86-99. Основы и корреляты вместе с документами опросов по ряду стран см. в Seymour

М. Lipset, Political Man: The Social Base of Politics (Garden City: Doubleday, 1960), chap. 5.

65 Cohn, 316.

66Johan Galtung, «Institutionalized Conflict Resolution: A Theoretical Paradigm», Journal Peace Research, No. 4,1965,348-397.

67 Литература о природе и разрешении конфликта весьма обширна. Три теоре­тические работы, репрезентирующие социологические, экономические и антро­пологические подходы: Coser, The Functions of Social Conflict; Kenneth E. Boulding, Conflict and Defense: A General Theory (New York: Harper, 1962); Alan R. Bealsand Bernard J. Siegel, Divisiveness and Social Conflict: An Anthropological Approach (Stanford: Stanford University Press, 1966).

68 David Eastonf A Systems Analysis of Political Life (New York: Wiley, 1965), 122.

mJohn Israel, Student Nationalism in China, 1927-1937 (Stanford: Hoover Institution,

Stanford University, 1967).

70 Leon Wolf Lockout: The Story of the Homestead Strike of 1892 (New York: Harper and Row, 1965).

71 G. H. Appell, «The Structure of District Administration, Anti-Administration Activity and Political Instability», Human Organization, XXV (Winter 1966), 312-320. Общую интерпретацию обратной связи в политических системах см. в David Easton, A Framework for Political Analysis (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1965), 127-130.

72 Hany Eckstein, «On Etiology of Internal Wars», History and Theory, IV (No. 2, 1965), 156.

73 Harold Lasswell, Psychopathology and Politics, (Chicago: University of Chicago Press, 1930, 1930), 173-196, quotation from 13,193.

74 Frank Tannenbaum, «On Political Stability», Political Science Quarterly, LXXV Oune 1960), 168.

75 Charles A. Ellwod, The Psychology of Human Society: An Introduction to Sociological Theory (New York: Appleton, 1925), 254.

76 Mark A. May, A Social Psychology of War and Peace (New Haven: Yale University Press, 1943), 188-191, quotation 191.

77 Обобщающая теория смещения предлагается в Neal Е. Miller, «Theory and Experiment Relating Psychoanalytic Displacement to Stimulus-Response Ge­neralization», Journal of Abnormal and Social Psychology, XLVIII (April 1948), 155-178. Резюме теоретических и некоторых экспериментальных свидетельств приведены в Leonard Berkowitz, Aggression: A Social Psychological Analysis (New York: McGraw-Hill, 1962), 106-129.

78 См., например: Albert Bandura, and Richard H. Walters, Adolescent Aggression: A Child Training Practices and Family Interrelationships (New York: Ronald Press, 1959), and Berkowitz, Aggression, 128-129.

79 NealE. Miller, and R. Bugelski, «Minor Studies of Aggression: II The Influence of Frustrations Imposed by the In-Group and Attitudes Expressed toward Out- Groups» Journal of Psychology, XXV (April 1948), 437-442.

80 Berkowitz, Aggression, chap. 6.

81 Некоторые данные такого рода резюмированы в Leonard Berkowitz, «The Concept of Aggressive Drive: Some Additional Considerations», in Berkowitz, ed., Advances in Experimental Psychology, Vol. И (New York: 1965), 325-327.

82 ДшЛ?, 49,79-91.

83 Саг/ Iver Howland, and Robert R. Sears, «Minor Studies of Aggression: VI. Correlations of Lynching with Economic I nd ices», Journal of Psychology, IX (April 1940), 301-310.

84 Franz Alexander у «The Psychiatric Aspects of War and Peace», American Journal of Sociology у XLVI (1941), 504-520.

85 Harold Lasswelly «World Politics and Personal Insecurity», in A Study of Power (Glencoe: The Free Press, 1934,1950), 25.

86 Samuel P. Huntingdon, «Patterns of Violence in World Politics», in Huntington, ed., Changing patterns of Military Politics (New York: The Free Press, 1961), 40-41.

87Eckstein, 155.

88 Rudolph E. Rummely «Testing Some Possible Predictors of Conflict Behavior within and between Nations», Peace Research Society Papers, I (1963), 79-111; Jonathan Wilkenfeld, «Domestic and Foreign Conflict Behavior of Nations»,Journal of Peace Research, No. 1,1968,56-69.

89J. D. Barnharty «Rainfall and the Populist Party in Nebraska», American Political Science Review, XIX, (August 1925), 527-540.

90 Robert Marshall, «Precipitation and Presidents», The Nation, CXXIV (March, 23,1927), 315-316, quotation 16.

91 W. B. Simonу «Motivation of a Totalitarian Mass Vote», British Journal of Sociology, X (December 1959). Данные 1932 г. — из Frederick L. Schuman, The Nazi Dictatorship: A Study in Social Pathology and the Politics of Fascism (New York: Knopf, 1935), 182.

92 F. Solomon et al.t «Civil Rights Activity and Revolution in Crime among Negroes», Archives of General Psychiatry, XII (March 1965), 227-236.

93 См., например: Kenneth Little, «The Organization of Voluntary Associations in West Africa», Civilizations, IX (No. 3,1959), 283-300.

94 Hobsbawm, chap. 7; См. также G. Dimond, The Psychology of the Methodist Revival (London: Oxford University Press, 1926), chap. 2.

95 S. Dickeyу «Some Economic and Social Conditions of Asia Minor Affecting the Expansion of Christianity», in S.J. Case, ed., Studies in Early Christianity (New York: Century, 1928), summarized in Neil J. Smelser, Theory of Collective Behavior (New York: The Free Press, 1963), 326.

96 Pitirim A. Sorokin, Man and Society in Calamity (New York: Dutton, 1942), 200-226.

97 M.J. Field, Search for Security: Ethno-Psychiatric Study of Rural Ghana (Evanston: Northwestern University Press, 1960), 87,105-133.

98 Fernandez, quotation 535.

99 Резюмирующую дискуссию и цитаты см. в Smelser, 365-366.

100 См. George Shepperson and Thomas Т. Price, Independent African:]ohn Chilembwe and the Origins, Setting and Significance of the Nyasaland Native Uprising of 1915 (Edinburgh: Edinburgh University Press, 1948), especially 127-187; and Fernandez, 539,542.

101 Reuben de Hoyos, «The Catholic Church and the Army in the Argentine Revolution of 1955» (Ph.D. Dissertation, Department of Politics, New York Uni­versity, 1969).

102 Crane Brinton, The Anatomy of Revolution (New York: Norton, 1938).

103 Smelser, 359.

104 Hans Toch, The Social Psychology of Social Movements (New York: Bobbs-Merril, 1965), 214, 227-228.

105 Smelser, 359-361; Wallace and Wilson.

106 Arthur M. Ross and Geoige W. Hartmann, Changing Patterns of Social Movements (New York: Wiley, 1960).

107 Ken et al, 208-210, quotation. 208-209.

108 Clark Kerr, «Changing of Social Structures», in WilbertE. Moore and Arnold S. Feldman, eds., Labor Commitment and Social Change in Developing Areas (New York: Social Science Research Council, 1960), 353; изложение подобных взглядов и документов об актах индустриального процесса см. в ReinhardBendix, Work and Authority in Industry (New York: Wiley, 1950), 434-437; W. Kornhauser, 150-156; Rude, chap. 4; Neil Smelser, Social Change in Industrial Revolution (Chicago: Chicago University Press, 1959), 245-263.

109 Philip Taft and Philip Ross, «American Labor Violence: Ins Causes, Character and Outcome», in Graham and Gurr, eds., 221-302.

ГЛАВА 10

Причины и процессы политического насилия: заключение

Если мы и избегаем насилия, то не вследствие каких-то моральных императивов, а просто потому, что насилие не может изменить чело­веческие существа.

Джайапракаш Нарайан1

Политическое насилие является эпизодическим в истории наиболее организованных политических общностей и хроническим во многих других обществах. Ни одна из стран современного мира не была избав­лена от него на протяжении более чем одного поколения. Однако оно не является неотвратимым выражением человеческой природы или неизбежным следствием самого существования политической общно­сти. Оно представляет собой специфический род отклика на особые условия социального бытия. Для применения насилия биологически присущего людям выступают не их потребности, а те возможности, ко­торыми они располагают. Предрасположенность к политическому на­силию зависит от того, насколько грубо общество нарушает экспекта­ции людей относительно целей и средств их действий — в том смысле, в каком они ожидают этого от своего общества. Это недовольство мож­но смягчить с помощью социально насаждаемых аттитюдов, которые осуждают насилие, направленное на политическую систему. Эти атти­тюды могут извлекаться из соответствующих доктрин и опыта, который предлагает свою оправданность и полезность. Гражданское насилие может вспыхнуть в любом типе политической общности. С наибольшей вероятностью оно возникает в тех обществах, которые полагаются на подавление для того, чтобы поддерживать порядок, вместо того, чтобы обеспечить адекватные паттерны ценностно-удовлетворяющего дей­ствия. Использование насилия для обслуживания любой коллективной цели имеет тенденцию вызывать антагонизм и увеличивать сопротив­ление тех, против кого оно направлено, — этот принцип применим к политическим элитам, равно как и к тем, кто им противостоит. И на­против, если неудовлетворенные люди получают в свое распоряжение конструктивные средства для достижения своих социальных и матери­альных целей, лишь немногие из них прибегнут к насилию. Вероятно, только те, кто уже разъярены, предпочтут насилие, несмотря на доступ­ность эффективных ненасильственных средств для удовлетворения своих экспектаций.

Такой подход к объяснению политического насилия был докумен­тально подтвержден в предшествующих главах с привлечением мно­жества разнообразных свидетельств — теоретических и эмпирических, точных и основанных на впечатлениях, психологических и социеталь- ных. Используя ряд аналитических методов, мы исследовали психо­логические и социетальные причины насилия и синтезировали их в системе взаимосвязанных гипотез. Кроме того, гипотезы эти носят не столько детерминистический, сколько вероятностный характер. Сдела­ны оценки относительной важности каждой из независимых перемен­ных; указано, что их связи с непосредственно зависимыми от них пере­менными носят либо прямолинейный, либо криволинейный характер. На основе сравнительного исследования в будущем можно было бы более точно оценить относительные веса переменных и природу их взаимосвязей. Например, из психологических данных можно сделать вывод, что потенциал коллективного насилия — это скорее энергети­ческая, нежели линейная функция интенсивности RD2. Если мы обна­руживаем, что социальные отношения постоянны или, что более веро­ятно, изменчивы, но в относительно малой степени, необходимо конста­тировать те части нашей теории, которые звучат как вероятностные законы.

В этой главе моя цель состоит в том, чтобы синтезировать предпола­гаемые отношения и связи. Гипотетические отношения интегрируют­ся, прежде всего, в форме каузальных моделей такого рода, которые можно подвергнуть эмпирической оценке3. Комплексные каузальные модели показывают детерминанты каждой из трех первичных перемен­ных в базовой теоретической модели: потенциал коллективного наси­лия, потенциал политического насилия и величину политического на­силия. Затем из взаимосвязей между независимыми переменными выводятся простые модели. Предлагаются и аналогичным образом ре­зюмируются дополнительные гипотезы о формах политического наси­лия. Далее из предполагаемых связей дедуктивным образом выво­дится процесс моделирования политического насилия. Многое в этом обсуждении является в силу необходимости абстрактным и техниче­ским. В том разделе, который является более политически релевант­ным, процесс моделирования используется иллюстративно — для того, чтобы в общих чертах набросать оптимальные стратегии для дости­жения трех типов социальных целей: поддержания политической ста­бильности, достижения насильственной революции и максимизации ценностного ублаготворения неудовлетворенных групп. Наконец, от­мечаются и разъясняются некоторые наиболее часто встречающиеся неправильные истолкования причин и последствий насилия.

Наши рекомендации