Общие детерминанты ценностных возможностей
В нижеследующих гипотезах определяются четыре общих паттерна опыта и убеждений, которые ограничивают ценностные возможности людей. Мы последовательно изучим некоторые характеристики экономических и политических систем, а также систем убеждений, которые демонстрируют релевантность гипотез конкретным типам политического насилия.
Паттерны ценностных резервов
И внутренние, и воспринимаемые извне ограничения доступности ценностей в обществе различны для разных обществ и для разных групп внутри одного общества. Основное различие теория проводит между суммарно-фиксированными или суммарно-нулевыми ситуациями с одной стороны и суммарно-изменяющимися ситуациями — с другой. В сум- марно-фиксированных ситуациях наличествует фиксированный объем желаемого блага или условия; любое увеличение чьей-то позиции по этой ценности с необходимостью влечет за собой снижение ценностных позиций других. В суммарно-изменяющихся ситуациях могут иметься или нераспределенные ценности (такие как нераспределенная земля, не занятые элитарные позиции) или определенный потенциал для возрастания ценностных резервов. Социальные группы, члены которых участвуют или считают, что могут участвовать в суммарно-изменчивых ситуациях, неизбежно будут находиться в конфликте с другими группами. Они могут быть удовлетворены своими ценностными позициями или могут стремиться к тому, чтобы оставить не вполне отчетливую ценность ради другой, более отчетливой, хотя их возможности поступать так зависят от наличия других групп, которые пользуются излишками ценностей. В некоторых феодальных обществах, например, землевладельцы и бароны отказывались от обладания своими политическими и экономическими ценностями в пользу централизованной монархии в обмен на возрастание своей безопасности. Процесс аллокации*, посредством которого происходит совершение такого обмена или отказ от него, может повести к более или менее равномерному распределению как ценностей, так и деприваций; но вряд ли вероятно, чтобы в любом обществе с фиксированным резервом ценностей оказалось достаточно благ для удовлетворения всех экспектаций. Даже равновесная ситуация изначально нестабильна, потому что любая интенсификация экспектаций любой группы или
Русскоязычная калька английского allocation — размещение. — Примеч. пер.
любого индивида, обладающего достаточно большой властью, с определенной степенью вероятности поведет к требованиям и действиям, нарушающим равновесие, если таковое действительно существовало2.
Дихотомическое различие между суммарно-фиксированной и суммарно-изменяющейся ситуациями может быть применимо к игровым ситуациям. Для коллективностей ценностные резервы более полезно представить в непрерывных понятиях. Любая ценность более или менее расходуема, и ценности обычно так и воспринимаются — как более или менее расходуемые. Релевантность этого отличия понятию ценностных возможностей ясна. В обществах со сравнительно фиксированными или негибкими ценностными резервами ценностные возможности большинства групп, вероятно, статичны. Любое ценностное приобретение одной группы, скорее всего, будет уменьшать ценностные позиции других групп и восприниматься их членами как снижение собственных ценностных возможностей. В обществах с относительно гибкими ценностными резервами такие последствия менее вероятны. Конечно, нельзя предполагать, что реальная доступность ценностных резервов совпадает с восприятием их доступности. Могут быть и такие общества, в которых все ценности, или большинство из них, воспринимаются с суммарно-нулевой точки зрения, даже если увеличение ценностей технологически или политически осуществимо. Могут быть также общества, в которых долгосрочный экономический прогресс порождает широко распространившийся оптимизм по поводу того, что ценности могут потребляться безгранично,'безотносительно к естественно накладываемым ограничениям, например неясности относительно объема ресурсов. Так, Спрауты показали, что Британия в 1950—1960-х гг. столкнулась с дилеммой неадекватных ресурсов для продолжения роста, лишь частично решаемой правительственной политикой сдвига в размещении ресурсов и контроле за потреблением3. Это только характеристики основных базовых связей, резюмированных в двух общих гипотезах.
Гипотеза VC.1. Воспринимаемые ценностные возможности сильно варьируют в той степени, до которой ценностные резервы в обществе воспринимаются как гибкие. Гипотеза VC.2. До той степени, в которой резервы любой ценности воспринимаются как негибкие, воспринимаемые групповые возможности для этой ценности изменяются сильно и обратно пропорционально восходящей мобильности других групп по этой ценности.
Примером суммарно-нулевой перспективы ценностных резервов представляется характеристика многих латиноамериканских обществ. «Субнациональное мышление» — таков ярлык, который Силверт присвоил образу мышления в Аргентине. «Аргентинская политика классового ограничения полагает, что никакая общественная мера не может быть хорошей для всех, что приобретение выгод одной группой автоматически оборачивается потерей для других. Жизнь — это неэластичный пирог...» Революционные реформы, проводившиеся в жизнь режимом Перона, после его свержения в 1955 г. привели к контрреволюционному ответу, который на практике продемонстрировал такого рода аттитюд: «Аргентинцы принимают за аксиому, что возрастание свободы действий для низших групп между 1945 и 1955 гг., подразумевала неизбежное ограничение свободы для других, более высоких групп, и что с падением Перона был естественен возврат к ограничению свободы низших групп и новому росту свободы для тех, кто уже был наверху». Эти сдвиги оказали воздействие не только на политическую свободу и участие, но и на доходы: реальные заработки рабочих с 1945 по 1951 гг. возросли на 35%, а к 1958 г. возвратились к уровню 1945 г. — отчасти вследствие экономического спада, но также и благодаря политике перераспределения4. Такие же аттитюды отражаются и в практике других латиноамериканских стран: ожесточенное сопротивление землевладельцев перераспределению земли или повышению ее продуктивности; нежелание многих демократических лидеров допустить эффективное политическое участие низших классов и их нежелание отказаться от однажды полученной власти; предпочтение, отдаваемое многими бизнесменами снижению продуктивности и повышению цен в ответ на обострение конкуренции; сопротивление высшего слоя средних классов восходящей статусной мобильности других групп.
Эти обобщения не претендуют на универсальную применимость; они в меньшей степени применимы для Мексики и Бразилии, нежели для большинства других латиноамериканских стран. Тем не менее суммарно- нулевое мышление широко преобладает в латиноамериканских культурах и, как представляется, лежит в основе многих политических беспорядков на континенте. Если есть тенденция рассматривать любую групповую ценностную выгоду как ценностную потерю другой группы (гипотеза VC.2), то группы с возрастающими ценностными экспектациями, вероятно, имеют низкие ценностные возможности и убеждены, что их экспектации могут быть удовлетворены лишь путем захвата того, чего они желают, у тех, кто этим обладает. Подобно этому, возрастание требований со стороны любой группы создает угрозу ценностным возможностям других групп. Так, перуанские рабочие намеревались использовать демонстративное насилие для того, чтобы добиться выполнения своих политических и экономических требований, а предприниматели и гражданские власти ответили на это требование в лропорциональной степени угрожающими мерами5. Перевороты совершались хронически, особенно в слаборазвитых латиноамериканских странах, потому что политическая власть была единственным мыслимым путем к богатству для амбициозных выходцев с неэлитарного дна6. Радикалы требуют революций в большей степени, нежели реформ, потому что не верят в то, что элиты готовы поделиться властными и экономическими ценностями, а элиты подтверждают интерпретацию радикалов, отвечая на каждое требование перемен как на угрозу непоправимой депривации. Распространены или нет эти аттитюды в латиноамериканской культуре (а свидетельства их наличия носят косвенный характер), они никоим образом не являются идиосинкразическими для латиноамериканцев, как можно будет убедиться, рассматривая примеры, приводимые в последующем анализе.
Негибкость в исполнении желаний и в ценностных возможностях
Эластичность ценностных резервов оказывает сильное влияние на социе- тальном уровне, но не выступает ни необходимым, ни достаточным условием высоких ценностных возможностей для отдельных групп. От предшествующего опыта группы и ее социальных условий зависит убежденность ее членов в том, что они могут удержать или улучшить свои жизненные обстоятельства. Гипотеза VE.4 (глава 4) оговаривает, что коллективный опыт ценностных приобретений порождает экспектации длительных коллективных достижений — частный случай более обширного тезиса о том, что предшествующий опыт людей впоследствии доминирует над их предвосхищением будущего. Аналогичная связь состоит в том, что группы, имевшие опыт стабильных или снижающихся ценностных позиций, вероятно, будут ожидать продолжения этих тенденций, преграждающих социетальные трансформации или групповую конверсию к доктринам тысячелетних перемен*. Если групповая экономическая или статусная позиция остается неизменной на протяжении поколений, как это обычно бывает в традиционных крестьянских обществах, члены их, вероятно, рассматривают свои возможности как статичные. Если доля людей, обладающих экономическими, политическими или иными ценностями, начинает снижаться, как это было у американских индейцев, вытеснявшихся белыми поселенцами, они могут на первых порах надеяться на возвратную тенденцию, однако чем дольше длится упадок, с тем более вероятной безнадежностью они будут оценивать свои перспективы. В долгосрочной перспективе их ценностные экспектации имеют тенденцию к снижению в соответствии с последователь-
То есть миллепарианизма (см. примечания в гл. 2).
ным снижением их возможностей, как определяет гипотеза ID.5 (глава 3), однако при этом в качестве краткосрочного эффекта может возрасти RD, а следовательно и потенциал коллективного насилия.
Гипотеза VC.3. Воспринимаемые ценностные возможности изменяются сильно и обратно пропорционально показателю прошлого группового опыта ценностных потерь.
Ощущение несостоятельности, вызванное суммарно-нулевыми перспективами приобретения ценностей и статичными или снижающимися групповыми ценностными позициями, может быть интенсифицировано, либо, напротив, уменьшено непосредственными социетальными условиями существования группы. Гипотеза ID.4, выдвинутая в главе 3, определяет, что интенсивность RD изменяется пропорционально сдерживанию ценностных возможностей индивидов. Предполагалось, что RD могла бы быть снижена, хотя бы временно, за счет увеличения числа и разнообразия ценностных возможностей. Гипотеза VC.4, приводимая ниже, обобщает эту связь применительно к коллективным ценностным возможностям: любое возрастание в направлении ценностно-усилива- ющего действия, открытого членам группы, увеличивает их ценностные возможности, любое снижение уменьшает их. Эти связи удерживаются независимо от ценностных резервов, доступных для распределения в обществе. Даже если материальные блага ограничены, молодые люди могут, к примеру, увеличить свои личные возможности экономического благосостояния, приобретая новые технические навыки и умения. Подобно этому, ценности участия изначально негибки, но расширение каналов политического участия и базы рекрутирования на элитные позиции увеличивает социетальные возможности элигибельных* групп. Такие экспансии привилегий и прав на избрание также увеличивают политические возможности: наличие права на политическое участие в дополнение к ощущению внутренней самоценности — это базовая ценность, которая может быть использована для усиления ценностей благосостояния, безопасности и межличностных ценностей.
Гипотеза VC.4. Воспринимаемые ценностные возможности сильно варьируют в зависимости от числа и протяженности ценностных возможностей, открытых членам группы.
Обратная связь состоит в том, что любое снижение групповых ценностных возможностей имеет тенденцию к тому, чтобы уменьшить способности членов группы к приобретению ценности, даже если ценностные резервы общества достаточно велики и продолжают увеличиваться.
Русскоязычная калька eligible: (1) тот, кто может быть избранным; (2) подходящий, желательный. — Примеч. пер.
Частный случай такой связи — ситуация, в которой оказываются в развивающихся обществах группы, члены которых не допускаются к пользованию ценностными возможностями, открытыми для некоторых других групп. Гипотеза VE.3 (глава 4) подразумевает, что, к примеру, групповые ценностные экспектации относительно ценностей благосостояния и участия, скорее всего, будут возрастать на протяжении процессов экономической экспансии и политической демократизации. Это, вероятно, применимо даже для групп, не разделяющих выгод от экспансии, — вследствие их идентификации с более мобильными референтными группами. Гипотеза VE.5 подразумевает, что члены группы, которая обладает существенными преимуществами в ценностных позициях, не испытывают возрастания ценностных экспектаций. Если для этих групп предоставляемые возможности дифференциально низки, то собственные способности, вероятно, будут восприниматься особенно низкими, а ощущение обиды от этого — еще более интенсивным. Предлагается следующий вывод.
Следствие VC.4.1. Чем выше в обществе показатель экспансии ценностных резервов, тем больше интенсивность относительной депривации среди групп с дифференциально низкими ценностными возможностями.
Групповые ценностные возможности являются дифференциально низкими, если членам группы по аскриптивным основаниям препятствуют в использовании ценностно-усиливающих технических приемов, открытых для членов других групп. Работники, которых не допускают до определенных видов занятости вследствие их этнического или социального статуса, члены профсоюза, чьи права на заключение коллективной сделки ограничиваются правительственными решениями, будут, вероятно, испытывать большую неудовлетворенность в условиях развивающейся экономики, чем это было бы в статичной. Мы находим свидетельства наличия подобной связи при анализе коррелятов гражданского насилия в западно- и восточноевропейских странах начала 1960-х гг.: насилие было наибольшим в тех странах, которые переживали быструю экономическую экспансию и одновременно — статичные или даже снижающиеся возможности в получении образования7. Другим примером могут служить дискриминационные барьеры, которые ограничивали образовательную мобильность франкоязычных канадцев по сравнению с англоязычными, и которые не давали возможности профессионально подготовленным черным американцам получить работу, равную по оплате и статусу той, которую имели белые с такой же подготовкой. RD не обязательно присуща расовой, этнической или классовой дискриминации; дискриминация служит источником RD лишь в тех случаях, когда испытывающие ее воздействие стремятся к большему, нежели готовы им позволить «вышестоящие». Но чем больше показатель роста или «прогресса» в обществе, тем больше вероятность того, что дифференциальный недостаток возможности участия в выгодах этого «прогресса» вызовет интенсивное возмущение.
Общий вопрос, поставленный предыдущими гипотезами, таков: какие из свойств социальных систем вносят свой вклад в суммарно-нулевые перспективы ценностей и в ограничения, накладываемые на производство ценностей и распределения, вследствие которых возникает так много групп, иногда целых обществ, с неясными перспективами реализации своих экспектаций для их членов? Ответ на этот вопрос отчасти дает анализ некоторых неотъемлемых и создаваемых социально ограничений совершенствования социальных и политических систем. Некоторые источники низкого уровня производства ценностей благосостояния, власти и межличностных ценностей исследуются раздельно в следующих трех параграфах с указанием на теоретически и эмпирически ассоциируемое с ними политическое насилие. За пределами этого анализа остается резюмирование всех таких свойств социальной системы или разработка формальных гипотез, которые каузально связывают их с насилием через ряд интервентных переменных, которые мы изучали ранее, а именно ценностные возможности, масштаб и интенсивность RD. Тем не менее в дискуссии проявляются и каузальные связи.