Демонстрационные эффекты: ценностная неустойчивость
О расхождении между относительной долей групповых ценностей благосостояния и долей ценностей участия или статуса говорят также, что оно представляет собой разновидность воздействия на ценностные экспектации. Короче говоря, аргумент состоит в том, что, если какой-то группой достигнут высокий по сравнению с другими группами уровень в распределении определенной ценности, ее члены потребуют такого же уровня относительно других ценностей. Аристотель рассматривает это нарушение равновесия относительно экономических ценностей и ценностей участия (глава 2). Подтверждение Кортом аристотелевского взгляда состоит в том, что неравенство в смысле несовместимости соответствующих политического и экономического статусов внутри социального класса является фактором, усиливающим политический беспорядок49. Гальтунг полагает, что все виды человеческой агрессии, включая преступность, мятежи и войну, вызываются «нарушением рангового равновесия»: недостаток устойчивости в ранжировании индивидов, групп или наций по каким бы то ни было ценностным иерархиям, релевантным им»50. Гешвендер использует следующее предположение по отношению к группе: «Группа, обладающая рядом статусных свойств, которые по-разному ранжированы в различных статусных иерархиях, будет чувствовать себя неудовлетворенной и склонной к мятежу»51'.
Более узкая версия предположения Гальтунга атрибутирует предрасположенность к революции тем членам общества, которые обладают экономическими или статусными выгодами без сравнимого увеличения возможности участвовать в политике. Геберле приводит этот довод в качестве одного из необходимых условий революции: «Во-первых, должен быть социальный класс или несколько классов, не удовлетворенных существующим распределением политической власти; это происходит обычно вследствие расхождения между их реальной значимостью и их узаконенной политической позицией... Активно революционные группы — это обычно те классы или субклассы, которые именно вследствие того, что они уже не бедны, ощущают себя незаконно сдерживаемыми в своей экономической активности или в своем участии в принятии политических решений»52.
Смелзер предполагает аналогичные мотивы группового участия в «цен- ностно-ориентированных» (т. е. революционных) движениях: «улучшение по абсолютным основаниям не исключает наличия депривации по относительным основаниям — для одних и тех же групп, наряду с приобретением новых выгод в одной сфере (например, экономической или культурной), часто имеет место сдерживание в другой (например, политической)»53. Базис наблюдений для оценки этого вывода довольно обширен. Замкнутые купеческие олигархии, управлявшие многими городами раннего Возрождения, неоднократно получали вызов от экономически выдвигавшихся и мятежных цеховых гильдий, требовавших права голоса в муниципалитетах. Представители средних классов, принимавшие участие в Английской, Американской и Французской революциях, требовали своей доли участия в управлении государством, соразмерной с той ролью, которую они уже реально играли в экономической жизни. Движение чартистов в Англии в 1838-1842 гг. приняло формы отчетливо политических требований избирательного права, тайного голосования на выборах и ежегодно сменяемых парламентов, выдвигаемых представителями организованного и более прогрессивного рабочего класса. Недавнее исследование черной буржуазии Южной Африки идентифицировало напряженность, возникающую из контраста между ее высоким профессиональным и экономическим статусом — с одной стороны и ее же низким социальным и гражданским статусом — с другой54.
Каузальный вопрос состоит в том, по каким причинам должна устанавливаться такая связь между статусной несовместимостью* и интенсификацией группового недовольства. Аристотель отвечает на этот вопрос следующим образом: человеческая концепция социальной справедливости детерминирует отклик на то, что здесь называется ценностной несовместимостью. «Всякий раз, когда одна или другая часть не может быть удовлетворена таким политическим влиянием, какое согласуется с их собственной концепцией справедливости, она становится источником призыва к мятежу»55. Другими словами, те люди, чья жизнь последовательно улучшается, будут стремиться к большему политическому участию, если они сохраняют убеждения, оправдывающие такое участие. Но такой ответ считает уже решенным вопрос о том, имеется ли какая-то человеческая черта, благодаря которой опыт продвижения к экономическому равенству делает людей убежденными в том, что все они должны обладать
Статусная несовместимость (status inconsistency) — понятие, введенное американским социологом Герхардом Ленски и означающее ситуацию обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве. — Примеч. пер.
11-1012 сравнимым статусом и по другим ценностям. Гальтунг предполагает, что имеется. Если личность испытывает нарушение равновесия, она «...будет получать постоянное напоминание об этом объективном нарушении равновесия. Это будет порождать требование соответствия между объективной ситуацией и субъективным восприятием ее... и может натолкнуть на идею об исправлении положения. Однако не следует предполагать, что идеология такого рода исправления окажется полностью развитой или воспринятой — речь идет лишь о том, что объективно существующее нарушение равновесия вызовет нестабильность в образе жизни личности или нации и породит то, что называют "само-имидж"»56.
Гешуиндер предполагает в такой ситуации наличие более ограниченной связи. Если другие группы достигают каких-то ценностных выгод вследствие того, что они имеют, скажем, такие характеристики, как образование или богатство, и если воспринимающие эту ситуацию индивиды или группы обладают такими же характеристиками, то они почувствуют, что также имеют право на такие же выгоды, и будут испытывать недовольство от своей неудачи57.
Однако, как нам кажется, предположение Гешуиндера не в состоянии объяснить многих случаев статусных или политических экспектаций, ассоциируемых с ценностными расхождениями. Французские буржуа, к примеру, не были возмущены какой-либо восходящей мобильностью аристократии, чья экономическая позиция представлялась им статичной или даже нисходящей в относительных терминах; они просто хотели введения какого-то соизмерения этого нынешнего статуса аристократии и ее прежнего политического влияния. Чартисты в XIX в. в Англии вполне могли соперничать с растущим политическим влиянием средних классов; в то время они также искали политических средств для защиты от распространявшихся и периодически повторявшихся экономических кризисов, оказывавших свое влияние на рабочий класс58. Это фактически является общей темой в описаниях случаев ценностно-неустойчивого RD: люди восстают для того, чтобы приспособить свою властную или статусную позицию к своей восходящей экономической позиции, поскольку слишком низкий уровень властной или общей статусной позиции создает угрозу сохранению тех преимуществ, за которые они боролись. Например, в Британии, когда только что обретенное благосостояние английских средних классов оказалось под прямой угрозой со стороны Короны, произошла Пуританская революция. Как отмечает Эдварде, «в силу этого английский средний класс подталкивали к революции два самых неотразимых экономических побуждения — перспектива большой выгоды и страх большой потери»59.
Накануне Французской революции неустойчивая экономическая политика правительства, к примеру снижение тарифов по договору 1786 г. с Англией, создала серьезную угрозу для тех сегментов буржуазии, которые, помимо прочего, на протяжении нескольких поколений (без всякой революции) уже приобрели огромную экономическую и определенную политическую власть60. Следующая гипотеза резюмирует предполагаемую каузальную связь между восходящей мобильностью по одному классу ценностей и возрастанием экспектаций по другому.
Гипотеза VE.4. Показатель умеренного возрастания ценностных экспектаций относительно противоречиво низких ценностных позиций соответствует той степени, до которой противоречиво низкая ценность являет собой базовую основу для других ценностей.
Понятие базовая ценность употребляется в том смысле, который определен Лассуэллом и Капланом: это та ценность, которую используют, чтобы оправдать стремление к повышенным позициям и по другим ценностям и завоевать их61. Другими словами, если недостаток власти как базовой ценности воспринимается в качестве угрозы поддержанию и возрастанию группового экономического благосостояния или относительного статуса, власть будет востребована. Эта связь, вероятно, носит наиболее общий характер для групп, переживающих восходящую экономическую мобильность без соответствующего возрастания степени политического участия, которое они могут считать необходимым для роста гарантий от экономических ограничений. Возможно также, что группы, испытывающие восходящую политическую мобильность, почувствуют, что их возможности удержания власти уменьшаются вследствие недостатка материальных благ или статуса, а поэтому требуют соразмерного возрастания экономической или статусной мобильности.