Число исчерпанных ценностных возможностей

Рис. 4. Интенсивность RD, предшествующая вспышке насилия при данном числе ценностных возможностей

Следствие ID.4.1. Интенсивность относительной депривации умеренно возрастает по мере увеличения числа активно преследуемых ценностных возможностей, в отношении ко­торых испытывается или предвидится препятствие.

Эта связь справедлива лишь для активно преследуемых ценностных возможностей, поскольку увеличение ценностной отчетливости, а сле­довательно, потенциального RD, являются функциями усилий, за­трачиваемых на приобретение ценности; ограничение ценностных воз­можностей, считающихся таковыми, но не преследуемых вследствие предвидения неудачи, не влияет на увеличение ценностной отчетли­вости.

Если эта связь применима в общем смысле, то она имеет важное зна­чение для последствий различных стратегий ответа правительства на требования роста объема распределяемых ценностей. Общий характер такого ответа состоит в том, чтобы основать новые программы, предна­значенные для увеличения социетальных ценностных возможностей.

Требования земельной реформы в Латинской Америке были удов­летворены в некоторых странах с помощью широко разрекламирован­ных программ переселения и перераспределения (например, в Мекси­ке, Чили, Боливии, Венесуэле и Колумбии). Требования американских негров о расширении экономических возможностей привели к созда­нию корпусов занятости и ряда других государственных и частных программ, направленных на повышение рабочей квалификации и воз­можностей. Но такого рода программы обещают больше, нежели в со­стоянии выполнить. До той степени, в которой голодные крестьяне и безработные обитатели гетто воспринимают новые программы как уве­личение их ценностных возможностей, пределы их неудовлетворенно­сти отодвигаются. До той степени, в какой они пытаются использовать эти возможности и обнаруживают, что они не в полной мере окупают себя, их неудовлетворенность обостряется. Кроме того, горечь их, веро­ятно, фокусируется скорее на деятельности виновника их конечного ра­зочарования — правительства, которое выдвинуло предложения, обма­нувшие их надежды, — нежели на источниках их прежних фрустраций. Короче говоря, обещание в программе реформ решить проблемы недо­вольства народных масс направлено на то, чтобы снизить непосред­ственный потенциал возникновения насилия, но оно терпит неудачу в той степени, в какой ведет к росту широкомасштабного потенциала и фокусирует его на тех, кто притязает на реформаторство.

В диапазоне ценностных возможностей, открытых для членов раз­личных систем и групп, существуют систематические различия. Срав­нение крестьянина с клерком предполагает, что ценностные возмож­ности благосостояния будут наибольшими для тех групп, члены кото­рых имеют целый ряд особых личностных характеристик. К таким характерстикам могут оноситься: высокий уровень символических и манипуляционных умений и хорошее здоровье, а кроме того, наличие социального окружения, которое может предложить разнообразие про­фессиональных ролей, широкие источники экономических благ и ми­нимальные барьеры вертикальной и горизонтальной мобильности. По­литические структуры такого окружения способствуют плюралисти­ческим отношениям, поощряют высокий уровень деятельности, имеют и развивают сущностные способности для генерирования и перерас­пределения ценностей благосостояния. Это можно было бы принять в качестве описания идеального типа современной социальной демокра­тии; такие условия могут также в той или иной степени поддерживать­ся для таких субнациональных коллективностей как верхушка средних классов и традиционные олигархии в других обществах, радикально отличающихся от этого идеального типа. Возможности для удовлетво­рения личностных ценностных экспектаций — статусных, общинных и ценностей связи — вероятно, будут наибольшими при наличии совер­шенно иного культурного окружения. Такие личностные характеристи­ки, как неконкурентность, аккомодация, готовность к компромиссу и че­стность, представляются скорее инструментальными для достижения межличностных ценностей. Соответствующими социетальными харак­теристиками выступают стабильность родства и коммунальные паттер­ны, стабильность и гомогенность систем верования и доступ к полити­ческим средствам для поддержания систем верования и защиты ста­бильных социальных связей от внешней и внутренней угрозы. Другими словами, социальная система или подсистема, обладающая сущностны­ми характеристиками Gemeinschaft, предоставляет больше возможно­стей своим членам для достижения высоких уровней межличностных ценностей, нежели господство системы Gesellschaff. Это положение можно охарактеризовать следующим образом: в высоко индустриали­зированных обществах существует много относительно гомогенных стабильных общин и систем соседства, которые предлагают такие цен­ностные возможности и прилагают постоянные усилия для установле­ния новых паттернов ассоциации, способных удовлетворить потребно­сти межличностного характера.



Наши рекомендации