Роль и место бюджета в экономике региона
- Понятие бюджета
- Источники доходной части бюджета
- Расходы регионального бюджета
- Роль регионального и местных бюджетов в экономике региона
Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет регламентируется статьями Бюджетного кодекса РФ.
В указанном определении содержатся квалификационные признаки:
- форма образования и расходования, т.е. каждый бюджет по структуре имеет доходную и расходную части;
- фонд денежных средств, т.е. любой бюджет по содержанию только деньги;
-предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления, т.е. исключительно деловой характер предназначения денежных ресурсов как финансового инструмента для органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджетный процесс – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Квалификационными признаками в данном определении являются:
- регламентируемая нормами права деятельность, т.е. вся работа осуществляется на основе действующих законодательных норм (в частности, областного закона «О бюджетном процессе»);
- деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, т.е. указаны исполнители данной деятельности;
- по составлению и рассмотрению проекта бюджета – 1-я стадия;
- по утверждению бюджета – 2-я стадия;
- по исполнению бюджета – 3-я стадия;
- по контролю за исполнением бюджета – 4-я стадия, т.е. указана последовательность этапов(стадий) бюджетного процесса.
По действующему законодательству бюджеты составляются на один год (с 1 января по 31 декабря каждого года) и одновременно на три года. Первая стадия работы над проектом бюджета будущего года проходит одновременно со стадией исполнения, которая за оснащением бюджета текущего года и осуществляется в период, как правило, с мая по ноябрь месяц. Вторая стадия – утверждение бюджета будущего года – проходит в период с ноября – по декабрь текущего года. Логично, что третья и четвертая стадии– исполнения и контроля – осуществляются одновременно с 1 января по 31 декабря каждого года.
Исследуя понятие бюджет региона, следует различать принципиально разные понятия:
- областной бюджет, т.е. фонд денежных средств, предназначенных для решения задач и функций только органов государственной власти региона;
- консолидированный бюджет области, который состоит из областного бюджета и суммы всех муниципальных бюджетов (на примере Вологодской области, на 1 января 2006 года было зарегистрировано 374 муниципальных образования).
В 2005 году параметры бюджетов Вологодской области составили: областной бюджет – доходная часть – 17661,7 млрд. рублей, расходная часть – 19064,5 млрд. рублей; консолидированный бюджет – доходная часть – 26376,9 млрд. рублей, расходная часть – 28099,3 млрд. рублей.
Источниками доходной части бюджета являются:
1) собственные доходы:
а) налоговые;
б) неналоговые;
2) государственные средства от бюджетов других уровней;
3) заемные средства.
Собственные налоговые доходы областного и консолидированного бюджетов в основном формируют налог на имущество юридических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налоги на совокупный доход.
Удельный вес собственных налоговых доходов, например, в доходной части консолидированного бюджета Вологодской области в 2005 году составил 85%.
Неналоговые собственные доходы бюджета региона составляют: коммунальные платежи населения, государственные пошлины, доходы от использования находящихся в государственной муниципальной собственности имущества, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, штрафы, доходы от продажи государственного и муниципального имущества.
Их доля, к примеру, составляла около 10% доходной части консолидированного бюджета Вологодской области.
Государственные перечисления от бюджетов других уровней предполагают: бюджет субъекта РФ может получить денежные средства от федерального бюджета; муниципальный бюджет получает денежные средства от федерального и регионального (областного) бюджетов.
Вологодская область является регионом-донором, т.е. она обеспечивает собственное формирование бюджета почти на 100 %, а также перечисляет около 40 % собираемых налогов и сборов в федеральный бюджет для финансирования регионов-реципиентов.
Поэтому доля финансовой помощи Вологодской области из федерального бюджета составляет около 1 % в доходной части бюджета области, около 5 % в доходной части консолидированного бюджета региона.
Заемные средства представляют собой временное заимствование в виде кредитов банков (российских и зарубежных), страховых и других финансовых компаний. Законодательство разрешает получение кредитов от юридических и физических лиц. Доля заемных средств, как правило, незначительна. Закон ограничивает максимальный объем заимствования: для субъекта федерации кредит не может превышать 15 % , а для муниципалитета – не более 10 % от величины собственных доходных ресурсов. Эти ограничения обеспечивают защищенность заемщика средств от возможного банкротства.
Количественной характеристикой эффективности деятельности участников бюджетного процесса является постоянный рост доходной части бюджета региона для наилучшего удовлетворения постоянно растущих потребностей населения.
Качественной характеристикой эффективности бюджетного процесса является обеспечение доли собственных доходных ресурсов в доходной части бюджета минимум 50 %, а для обеспечения экономической самодостаточности региона данный показатель должен составлять около 95 %.
Расходы регионального бюджета выражают объемы финансирования отдельных сфер деятельности, объектов хозяйствования и целевых программ. Анализ расходной части бюджета Вологодской области за период 1998 – 2003 г.г. показал, что существует определенная закономерность в структуре, долях и пропорциях формирования расходной части бюджета. В таблице 9 приведена ранжированная по трем блокам структура расходной части консолидированного бюджета области.
Таблица 9
Структура расходов консолидированного бюджета Вологодской области, %
Виды расходов | Доля расходов |
1. Потребительский (социальный) блок | 45,0 |
1.1.Образование | 15,3 |
1.2. Здравоохранение | 11,3 |
1.3. Социальная политика | 10,0 |
1.4. Культура и искусство | 3,3 |
1.5. Капитальное строительство в соц. сфере | 3,2 |
1.6. Физкультура | 1,7 |
1.7.Подготовка к зиме | 0,2 |
2. Инвестиционный блок | 35,0 |
2.1. Инвестиции в народное хозяйство | 25,0 |
2.2. Обслуживание кредиторов | 8,7 |
2.3. Капитальное строительство в сельск.хоз. | 1,3 |
3. Расходы на управление | 20,0 |
3.1. правоохранительные органы | 8,8 |
3.2. Исполнительные органы | 4,2 |
3.3. Непредвиденные расходы | 3,0 |
3.4. Средства массовой информации | 1,5 |
3.5. Представительные органы | 0,8 |
3.6. Финансовые органы | 0,7 |
3.7. Контрольно-счетная палата | 0,5 |
3.8. Архивные учреждения | 0,5 |
Управление расходной частью бюджета проявляется в следующих формах:
- строгое исполнение финансирования установленных Законом расходных обязательств бюджета по отраслям, объектам, объемам и срокам;
- стремление увеличить эффективность использования бюджетных средств их получателями путем:
а) выполнения большого объема работ на 1 бюджетный рубль затрат;
б) выполнения запланированного объема работ с затратами менее, чем запланировано, суммы затрат бюджетных средств, с сохранением требуемого качества выполненной работы.
Роль регионального и местных бюджетов состоит в обеспечении реализации функций, которые действующим законодательством возложены на органы государственной власти региона и органы местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ:
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства .
2. Российская Федерация– социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .
3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием .
Согласно Уставу Вологодской области целями деятельности органов государственной власти области являются:
- защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- утверждение гражданского мира;
- сохранение исторических и культурных традиций;
- обеспечение благополучия населения области .
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главной задачей в деятельности органов местного самоуправления является обеспечение жизнедеятельности населения. Направления работы по обеспечению жизнедеятельности указаны в статьях 14-16 того же Федерального закона.
Региональные и местные бюджеты являются финансовым инструментом для органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению запланированных показателей уровня и качества жизни населения на основе сохранения стабильных планируемых объемов и темпов экономического развития региона.
Ø КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Сформулируйте понятие бюджета.
- Перечислите источники доходной части бюджета.
- Дайте количественную и качественную характеристики доходной части бюджета.
- Раскройте структуру расходной части бюджета Вологодской области
- Какова роль регионального и местных бюджетов в экономике региона?
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Квалификационный признак – важное, существенное отличие
Регион-донор – регион, перечисляющий в федеральный бюджет часть собираемых на своей территории налогов и сборов
Регион-реципиент – регион, получающий из федерального бюджета денежные средства в виде финансовой помощи для выполнения своих обязательств в регионе
СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА
- Сбалансированность бюджета
- Дефицит и профицит бюджета
- Причины возникновения и
источники покрытия дефицита
регионального бюджета
Сбалансированность бюджета – один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации.
Строго говоря, содержание принципа сбалансированности бюджета означает равенство его доходной и расходной частей бюджета.
То есть Д = Р, где Д – доходная часть бюджета, (в рублях); Р – расходная часть бюджета (в рублях).
Структура любого бюджета универсальна – она обязательно имеет две составляющие – доходную и расходную.
С теоретической точки зрения и в практической деятельности органов управления существуют три возможных варианта соотношения вышеуказанных частей, а значит и три вида бюджета:
- Д = Р
- Д > Р
- Д < Р
Каждый из указанных вариантов имеет преимущества и недостатки и принимается в виде Закона органами управления в конкретной ситуации с обоснованием главной цели на планируемый бюджетный год.
Для лучшего восприятия дальнейших аргументов, целесообразно вспомнить о двух объективных социально-экономических явлениях, присущих устойчивой человеческой цивилизации:
- постоянный рост потребностей людей, что обосновывает отсутствие верхнего предела запросов населения по расходной части бюджета (т.е. Р→ ∞);
- нестабильность экономического развития, оказывает существенное влияние, как на доходную, так и на расходную части бюджета. Это приводит к дисбалансу доходной и расходной частей.
С учетом изложенного, региональные органы управления, ежегодно утверждая бюджет региона, должны отдать предпочтение одному из трех возможных видов бюджета. В частности, обосновывая как наилучший вариант принятия бюджета в форме Д = Р, возможно указать следующие аргументы:
- высокий показатель уровня и качества жизни всего или большей части населения (т.е. Р → max);
- с высокой вероятностью прогнозируется стабильный процесс социально-экономического развития государства, мира;
- признаков кризиса не установлено.
Данный вид бюджета (Д = Р) называется бездефицитным. В реальной действительности он маловероятен.
Второй возможный вариант, когда Д > Р, называется профицитным бюджетом.Величина превышения доходов над расходами и есть показатель профицита. То есть Д – Р = П, где П – величина профицита( в рублях).
Какие аргументы могут побудить орган управления сознательно ограничить расходную часть бюджета и, обеспечив сбор доходной части, получить в течение года запланированный объем профицита?
Как правило, для этого есть три главные причины:
- намерены создать резервный, стабилизационный и т.д. запас денежных средств в условиях нестабильной среды;
- приняли решение вернуть долги, просчитав экономическую целесообразность вернуть, а не выплачивать проценты по взятым кредитам;
- намерены накапливать денежные средства для запланированных инвестиционных проектов в будущий период.
Примером профицитного бюджета является федеральный бюджет России в период 2005-2008 г.г.. Размер профицита бюджета законодательно не регулируется, т.е. устанавливается решением конкретного органа управления.
Третий вариант, когда Д < Р, называется дефицитным бюджетом.Величина превышения расходов над доходами и есть показатель дефицита. То есть Р – Д = Деф, где Деф – величина дефицита(в рублях).
С учетом ранее указанных объективных явлений, справедлив факт, что органы управления подавляющего большинства государств, субъектов федерации муниципальных образований традиционно принимают именно дефицитный бюджет.
Принцип сбалансированности бюджета законодательно обязателен и применим для всех трех видов бюджета.
Понятна реализация принципа для бездефицитного бюджета (Д = Р). Очевидна логика баланса в условиях профицитного бюджета (Д > Р), когда доходов хватает не только на полную компенсацию расходной части, но и остается в резерве органов управления запланированный профицит.
Для дефицитного вида бюджета: принцип сбалансированности бюджетаозначает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (Р = Д + Деф).
Главной причиной возникновения дефицита бюджета, точнее, приоритетности утверждения именно дефицитного бюджета, является логичное устойчивое превышение запросов на расходную часть бюджета по сравнению с имеющимися доходными средствами.
Бюджетным Кодексом РФ четко определено, что
- в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита;
- размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета;
- размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ .
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекты РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, т.е. от федерального бюджета;
- кредиты, полученные от кредитных организаций (например, банк);
- поступления от продажи имущества, находящиеся в государственной собственности субъекта РФ и др..
Кроме указанной в качестве источников финансирования дефицита бюджета можно рассматривать: увеличение налогооблагаемой базы по налогам полностью или частично зачисляемым в бюджет субъекта или муниципальный бюджет; увеличение объема платных услуг с использованием муниципальной собственности, муниципальных унитарных предприятий.
В частности, региональные органы государственной власти и органы местного управления, содействуя увеличению оплаты труда или количеству новых рабочих мест в регионе, расширяют налогооблагаемую базу налога на доходы работающих и увеличивают доходную часть своих бюджетов.
Ø КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Назовите виды бюджета
- Какой главный признак дефицитного бюджета
- Дайте понятие профицитного бюджета
- Перечислите источники финансирования дефицита бюджета
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Государственный займ – выпуск ценных бумаг, продаваемых физическим и юридическим лицом на определенных условиях;
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года;
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление бюджетных средств юридическому лицу или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.