Человек и его потребности (сервисология)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами навыков анализа проблем потребностей человека на философском, психологическом и социологическом уровнях и развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, а также стимулирование интереса к анализу и оценке роли системы потребностей и способов их удовлетворения посредством экономической деятельности.
Задачи дисциплины — научить студентов:
- пониманию общих закономерностей исследования человека как целостности;
- работе с основными индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями человека;
- пониманию связи системы потребностей с социальной активностью.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволят выпускникам успешно реализовывать себя в сфере сервиса, ориентироваться на профессиональные основы и на ценности жизни в условиях сложной и стремительно меняющейся действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности (сервисология)» студент должен:
· знать:
- теорию потребностей как одно из важнейших направлений человекознания;
- основные психофизиологические возможности человека в связи с социальной активностью;
- историю развития классических идей духовно-культурной деятельности.
· уметь:
- раскрывать живую индивидуальность человека с учетом детерминант его активности;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- классифицировать виды потребностей.
· получить навыки:
- обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания системы человеческих потребностей с учётом социальных факторов;
- мониторинга социоприродных изменений человека с учётом социальной значимости нарождающихся потребностей;
- самореализации в преобразовательном социальном процессе современной России.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Комплексный подход к исследованию человека как целостности | - | - | ||||
2. | Представление о человеке как социоприродном существе | - | - | ||||
3. | Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека | - | - | ||||
4. | Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере | - | - | ||||
5. | Современные направления глобальной и социальной экологии | - | - | ||||
6. | Классические научные идеи духовно-культурной деятельности | - | - | ||||
7. | Индивидуальные психические и физиологические особенности человека | - | - | ||||
8. | Потребности человека и средства их удовлетворения | - | - | ||||
9. | Структура бытового обслуживания с учетом природных и социальных факторов | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности.
Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. Антропогенез. Труд – главный фактор антропогенеза. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Человек и человечество в научном и вненаучном аспектах.
Семинарское занятие:
Вопросы к обсуждению:
1. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии.
2. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности.
3. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни.
Литература:
1. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академкнига, 2002.
2. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности (сервисология) : учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2002.
3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.
4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.
5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.
Тема 2. Представления о человеке как социоприродном существе.
Общности и в тоже время различия его социальной сущности и биологической природы. Природа, сущность и предназначение человека, природное и общественное в человеке. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Личность и проблемы ценностных ориентаций.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке.
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
3. Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества.
Литература:
1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.
2. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2000.
3. Первин, Л. А. Психология личности : теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М. : Аспект-пресс, 2000.
Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека.
Потребности личности, понятие потребностей. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация видов потребностей. Соотношение высших и низших потребностей. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Потребность и мотивация деятельности человека.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы формирования и функции потребностей.
2. Классификация видов потребностей.
3. Соотношение высших и низших потребностей.
4. Потребность и мотивация деятельности человека.
Литература:
1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.
2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высшая школа,1990.
3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.
4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.
5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.
Тема 4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. Функции живого организма, закон сохранения (бережливости). Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологический реализм конца ХХ века. Пути поддержания экологической безопасности человечества. Феномен жизни и человек. Жизнь в биосфере. Растительная и животная жизнь. Человек как неспециализированное существо.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера.
2. Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму.
3. Человек как неспециализированное существо.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001.
2. Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. – М. : Наука, 1999.
3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб .: Изд-во Михайлова В.А, 2000.
4. Первин, Л. А. Психология личности : теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М. : Аспект-пресс, 2000.
Тема 5. Современные направления глобальной и социальной экологии.
Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии, защиты природных ресурсов (трагедия роста, антропогенное воздействие на атмосферу, ноосфера или техносфера – возможные сценарии будущего человечества).
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии.
2. Защита природных ресурсов.
3. Возможные сценарии будущего человечества).
Литература:
1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-пресс, 2001.
2. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.
3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2000.
Тема 6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности.
Философское, религиозное, культурное творчество человека, его социоприродные измерения. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Творчество как потребность и вид деятельности. Деятельность и способность к саморазвитию. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Духовно- культурная деятельность человека. Эстетическое познание и эстетическая деятельность. Деятельность как самоактулизация. Деятельность человека и её последствия.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности.
2. Субъект и объект деятельности.
3. Деятельность человека и её последствия.
Литература:
1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект-пресс, 2001.
2. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.
3. Туев, В. А. Человеческие потребности / В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.
Тема 7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека
Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и общественные интересы. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Потребности человека и общественные интересы.
2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём.
3. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности.
Литература:
1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Бэлл. – М. : Смысл, 1999.
2. Ершов, П. Н. Потребности человека / П. Н. Ершов. – М. : Мысль, 1990.
3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.
4. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.
5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.
Тема 8. Потребности человека и средства их удовлетворения.
Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга.
2. Процесс и структура личного потребления.
3. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001.
2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999.
3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб. : Питер, 2007.
4. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А, 2000.
5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.
Тема 9. Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов.
Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Единство производства и человеческих потребностей.
2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности.
3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.
Литература:
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : история и современная практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. - 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.
2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. - 9-е изд. – СПб. : Питер, 2002.
3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.
4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.
5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
- повторение и углубленное изучение лекционного материала;
- подготовку к семинарским занятиям;
- написание реферата;
- подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Концепция потребностей в античной философии.
2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения.
3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс).
4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс).
5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ.
6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.
7. Концепция человека и биология.
8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке.
9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе.
10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе.
11. Система ценностей и ее влияние на потребности.
12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы).
13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии.
14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей.
15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения.
16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы.
17. Исторические типы потребления.
18. Особенности развития потребления в России.
19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы).
20. Потребность в общении и ее мотивация.
21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви).
22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу).
23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение.
24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения.
25. Сервисная деятельность как составная часть экономики.
26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей.
27. Особенности современного сервиса.
28. Личностные и региональные особенности потребителей.
29. Индивидуальные стили потребительского поведения.
30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида.
31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей.
32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект).
33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика.
34. Манипулирование потребностями в современной рекламе.
35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Природное и социальное в человеке.
2. Личность и общество.
3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.
4. Общечеловеческие ценности в жизни личности.
5. Личность в системе социальных целостных ориентаций.
6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности.
7. Межличностные отношения. Любовь и дружба.
8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления.
9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности.
10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности.
11. Формирование личности и развитие её способностей.
12. Самореализация человека.
13. Призвание и признание, забвение и бессмертие.
14. Понятие души человека в философии и религии.
15. Значение деятельности в жизни человека.
16. Мотивационная обусловленность деятельности.
17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека.
18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность.
19. Роль идеала в жизни человека.
20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация.
21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период.
22. Соотношение низших и высших потребностей человека.
23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества.
24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей.
25. Потребность и мотивация деятельности человека.
26. Деятельность человека и её последствия.
27. Духовные потребности человека.
28. Единство производства и потребностей человека.
29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека.
30. Феномен идей В. Н. Вернадского.
31. Экологический реализм конца XX века.
32. Пути поддержания экологической безопасности человечества.
33. Современные направления глобальной и социальной экологии.
34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии.
35. Эмоции и потребности.
36. Проблема смысла жизни в философии и религии.
37. Бездуховное существование человека и его последствия.
38. Свобода и ответственность человека.
39. Потребность людей в политической стабильности в обществе.
40. Социоприродные измерения человека.
41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей.
42. Творчество как потребность и вид деятельности.
43. Духовно-культурная деятельность человека.
44. Деятельность и способность к саморазвитию.
45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность.
46. Деятельность как самоактулизация.
47. Витальные потребности человека.
48. Социальные потребности человека.
49. Потребности человека и общественные интересы.
50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества.
51. Социализация и образование.
52. Образовательные потребности человека и их реализация в России.
53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека.
54. Потребности человека в безопасности и социальной защите.
55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов.
56. Потребности в качественном обслуживании населения.
57. Структура сервисного обслуживания.
58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса.
59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг.
60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук : курс лекций / Б. М. Генкин. – М. : Норма, 2002.
2. Орлов, С. В. Человек и его потребности : учеб. пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб. : Питер, 2007.
Дополнительная:
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность : истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. - 2-е изд. – М. : Аспект-Пресс, 2006.
2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность : учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М. : Логос, 2002.
3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академкнига, 2002.
4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учебник, 2004.
5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности : метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
6. Обуховский, К. Галактика потребностей : Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб. : Речь, 2003.
7. Сервисная деятельность : учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. - 3-е изд. – СПб. : Питер, 2006.
8. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности : учеб. пособие /
М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. – Новосибирск : Сибирское соглашение, 2002.
9. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.] ; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб. : Питер, 2002.
10. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск : РГАТА, 2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.
Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».
Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
УЧЕБНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ВТ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – сформировать у студентов практические навыки работы с современной вычислительной техникой в основных направлениях и будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- основам программирования в среде QBasic;
- работать с линейными программами и программами более сложного структурного типа;
- работать с программами для работы с файлами последовательного доступа.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности, а так же дать студентам практические навыки и теоретические знания, необходимые для работы на персональном компьютере.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Учебный практикум по ВТ» студент должен:
· знать:
- современное состояние программных средств электронно-вычислительной техники;
· уметь:
- пользоваться компьютером;
- использовать необходимую для работы программную среду;
- передавать информацию из одного программного приложения в другие;
- составлять простые программы в «Бейсике»
· получить навыки:
- передачи информации из одного программного приложения в другие;
- составления простых программ в «Бейсике».
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Вход в среду QBasic | - | - | - | |||
2. | Отладка линейной программы | - | - | - | |||
3. | Отладка программы с разветвлениями | - | - | - | |||
4. | Отладка программы с циклами | - | - | - | |||
5. | Отладка программы с вложенными циклами | - | - | - | |||
6. | Отладка программы с подпрограммами | - | - | - | |||
7. | Программы для работы с файлами последовательного доступа | - | - | - | |||
8. | Построение графиков простых функций | - | - | - | |||
Всего: | - | - | - | ||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | - | ||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Вход в среду QBasic
Лабораторное занятие:
Редактирование текста в редакторе QBasic на примере простой программы.
Тема 2. Отладка линейной программы
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения операторов ввода-вывода (DATA, READ, PRINT).
Тема 3. Отладка программы с разветвлениями
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения операторов INPUT, IF THEN ELSE (линейная и блочная формы).
Тема 4. Отладка программы с циклами
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения операторов цикла FOR…NEXT.
Тема 5. Отладка программы с вложенными циклами
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения вложенных циклов FOR…NEXT и операторов цикла DO LOOP и WHILE WEND.
Тема 6. Отладка программы с подпрограммами
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения подпрограмм SUB и GOSUB.
Тема 7. Программы для работы с файлами последовательного доступа
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения операторов OPEN, CLOSE, INPUT#, PRINT#.
Тема 8. Построение графиков простых функций
Лабораторное занятие:
Разработка программы для освоения операторов графического режима DRAW, LINE, CIRCLE, GET, PUT.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- выполнение лабораторных работ и расчетов на ПК;
- подготовка к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Безручко, В. Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows, Word, Exel : учеб. пособие / В. Т. Безручко. – М. : Финансы и статистика, 2004.
2. Информатика : практикум по технологии работы на компьютере / под ред. Н. В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М. : Финансы и статистика, 2003.
Дополнительная:
1. Акулов, О. А. Информатика. Базовый курс : учебник / О. А. Акулов. – М. : Омега-Л, 2005.
2. Гордеев, А. В. Операционные системы : учебник / А. В. Гордеев. – СПб. : Питер, 2004.
3. Касаев, Б. С. Информатика : практикум на ЭВМ : учеб. пособие / Б. С. Касаев, В. А. Каймин. – М. : Инфра-М, 2003.
4. Королев, Л. Н. Информатика. Введение в компьютерные науки : учебник / Л. Н. Королев, А. И. Шиков. – М. : Высшая школа, 2003.
5. Лабораторный практикум по информатике : учеб. пособие / под ред. В. А. Острейковского. – М. : Высшая школа, 2003.
6. Олифер, В. Г. Сетевые операционные системы / В. Г. Олифер. – СПб. : Питер, 2005.
7. Попов, А. А. Excel. Практическое руководство : учеб. пособие / А. А. Попов. – М. : ДЕСС, 2004.
8. Судаков, С. Е. Программирование на языке BASIC : метод. указ. по изучению курса / С. Е. Судаков, И. Ю. Попова. - СПб. : СПбГИСЭ, 2000.
9. Тяжев, А. Т. Информатика. Основы программирования на языке BASIC : лабораторный практикум / А. Т. Тяжев. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
10. Уваров, В. М. Практикум по информатике и ВТ : учеб. пособие / В. М. Уваров. – М. : Академия, 2005.
Периодические издания:
1. Информатика и системы управления : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (лабораторным стендом для изучения устройства персонального компьютера, наборами плакатов и таблиц, диаграмм) и оснащенном соответствующим оборудованием.
Составитель: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» А.Т. Тяжев.
Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Информатика» П.Е. Антонюк.
Требования к практикам
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ
Часть 1
(1 неделя, 2 семестр)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель учебной ознакомительной практики – подготовка к осознанному и рациональному обучению в высшем учебном заведении.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- формирование представлений о современном предприятии сферы сервиса и о роли менеджера в управлении предприятием путем проведения ознакомительных экскурсий и бесед со специалистами;
- ознакомление с требованиями Государственного стандарта по специальности к содержанию и уровню профессиональной подготовки бакалавра менеджмента;
- ознакомление с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в ВУЗе;
- ознакомление с основами библиографии и библиотековедения, библиотечными информационными системами;
- выполнение индивидуального задания, полученного от руководителя практики.
Место практики, порядок ее прохождения
и распределение рабочего времени
При прохождении практики – 1 неделя при 6 дневной рабочей неделе по 6 часов распределение времени в рабочих днях следующее:
№ п/п | Тема | Продолжительность в днях | Место прохождения |
1. | Знакомство со структурой управления Университета, изучение их задач, знакомство с должностными инструкциями специалистов, работающих на должностях линейного и штабного менеджмента | специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ | |
2. | Экскурсия по некоторым отделам и подразделениям университета | структурные подразделения СПбГУСЭ | |
3. | Лекция и экскурсия на предприятие сферы сервиса | специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ, конкретные предприятия сферы сервиса | |
4. | Лекция по библиотековедению, экскурсия в библиотеку, знакомство с каталогами и информационной библиотечной системой | библиотека СПбГУСЭ | |
5. | Выполнение индивидуального задания по формированию библиографического списка на тему, выданную руководителем практики | библиотека СПбГУСЭ | |
6. | Формирование и защита отчета по практике | специализированный класс выпускающей кафедры СПбГУСЭ | |
Итого |
Содержание практики
Содержание практики должно обеспечить получение представления о современном предприятии сферы услуг и о роли менеджера в процессе организации его деятельности, о государственных требованиях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бакалавра менеджмента; знакомство с организацией учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работой в вузе; знакомство с основами библиографии и библиотековедения.
Теоретические занятия во время практики проводятся в форме лекций, докладов и бесед, которые служат целям и задачам успешного прохождения практики по настоящей программе, а также закрепления и расширения полученных знаний.
Рекомендуемые темы лекций:
1. Роль экономиста-менеджера на предприятии сервиса, основные требования к уровню его квалификации.
2. Организация работы современного предприятия по оказанию образовательных услуг (на примере СПбГУСЭ).
3. Основы библиотечного дела и современные системы поиска информации.
Методические указания
Студенты работают на практике под руководством ответственного от выпускающей кафедры университета (руководителя практики), который составляет график прохождения практики, выдает индивидуальные задания и контролирует их выполнение, отмечает выполнение конкретных работ в дневнике практики.
Индивидуальное задание должно быть направлено на получение практических навыков в области поиска информации на заданную тему с помощью информационных библиотечных систем.
Практика проводится по рабочим программам, составленным на основании настоящей программы.
Требования к отчету
Отчет по практике является основным документом, определяющим качество ее выполнения. При составлении отчета студент руководствуется программой практики и выданным индивидуальным заданием.
Отчет содержит: титульный лист, оглавление, дневник практики, введение (цели и задачи практики, основные ее результаты), теоретический раздел (на тему, указанную руководителем практики) и индивидуальное задание (в виде грамотно оформленного списка литературы на тему, согласованную с руководителем практики, и включающего в себя разделы: нормативно-законодательная, учебно-методическая, научная литература, статьи в периодических изданиях, интернет-ресурсы), приложения.
После составления отчета его необходимо сдать на проверку руководителю практики.