Физическая культура по секциям

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели дисциплины – формирование физической культуры личности, спортивной подготовленности студентов и повышение эффективности подготовки будущих специалистов с высшим образованием.

Задачи дисциплины:

- общим закономерностям и конкретным особенностям применения физических упражнений в развитии личности студентов и в их подготовке к профессиональной деятельности;

- позитивному отношению к физической культуре, основам здорового образа жизни, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств студентов;

- обеспечивать уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, обеспечивающий психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- применять средства физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Физическая культура по секциям» студент должен:

· знать:

- естественнонаучные основы спортивной деятельности;

- значение спорта в овладении будущей профессиональной деятельности;

- основы техники упражнений в видах спорта (лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис);

· уметь:

- выполнять двигательные действия, предусмотренные выбранным видом спорта;

- выполнять комплексы упражнений для развития специальных физических качеств для выбранного вида спорта;

- провести организацию судейство выбранного вида спорта на учебной группе;

· получить навыки:

- в самосовершенствовании и самовоспитании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1: Теоретические основы спортивной деятельности
1. Введение - - -
Спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Естественно-научные основы спортивной деятельности
Раздел 2: Техническая подготовка
2. Основы техники спортивных движений (в выбранном виде спорта) - - -
Раздел 3: Специальная физическая и тактическая подготовка
3. Общая и специальная физическая подготовка в спортивной деятельности (ОФП и СФП – волейбол; баскетбол; лёгкая атлетика; настольный теннис) - - -
Раздел 4: Организация, проведение и судейство соревнований
4. Правила соревнований и судейство по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису - - -
5. Организация соревнований по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису - - -
  Всего: - - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - 5,6,7 -


Примечание: студент выбирает предложенный программой один из видов спорта

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1: Теоретические основы спортивной деятельности (в рамках практических занятий)

Введение

Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Физическая культура по секциям». Связь дисциплины со специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и организация ее изучения. Роль спортивного клуба.

Задачи дисциплины и роль спорта в становлении будущего специалиста.

Тема 1. Спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Естественнонаучные основы спортивной деятельности.

Спорт как социальный феномен общества. Современное состояние спорта в России и за рубежом. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Профессиональный спорт.

Раздел 2: Техническая подготовка

Тема 2. Основы техники спортивных движений (в выбранном виде спорта)

Техника основных двигательных действий в волейболе, лёгкой атлетике, баскетболе. Общие биомеханические закономерности поступательных движений. Движение тела и снарядов в безопорном положении. Ударные взаимодействия. Техника взаимодействия спортсменов в командных видах спорта.

Практические занятия:

Формирование навыков и умений управления двигательными действиями в избранном виде спорта.

Раздел 3: Специальная физическая и тактическая подготовка

Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка в спортивной деятельности (ОФП и СФП – волейбол; баскетбол; лёгкая атлетика; настольный теннис).

Роль физической подготовленности в достижении результатов. Методика развития ведущих физических качеств в выбранном виде спортивной деятельности. Тактика в спорте.

Практические занятия: развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости) средствами ОФП и выбранного вида спорта (СФП).


Раздел 4: Организация, проведение и судейство соревнований

Тема 4. Правила соревнований и судейство по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису.

Определение победителя, нарушения правил, зачёт очка (гола).

Тема 5. Организация соревнований по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису.

Положение о соревнованиях. Площадки и оборудование для проведения соревнований, судейский аппарат, этапы подготовки к проведению соревнований, апелляция при нарушении правил проведения и судейства соревнований.

Практические занятия:

Основы правил соревнований в волейболе, лёгкой атлетике, баскетболе, настольном теннисе. Моделирование соревновательных ситуаций в практико-методических занятиях.

Учебная практика по судейству в данных видах спорта на практических занятиях. Двухсторонние игры в волейбол, баскетбол (также настольный теннис, бадминтон).

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины предусмотренных программой;

- самостоятельное развитие физических качеств и технических умений, необходимых для выбранного вида спорта, по заданию преподавателя;

- подготовку к контрольным нормативам.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

Зачётные требования по дисциплине «Физическая культура по секциям»

Направление требований Вид испытаний Контингент
Теоретическая подготовка Собеседование по темам: особенности вида спорта, техника основных движений, физические качества необходимые для достижения результата в выбранном виде спорта, правила соревнований и их организация Юноши и девушки
Техническая подготовка Демонстрация техники подач, приёмов, нападающих ударов, взаимодействий с партнёрами в игровых видах Юноши и девушки
Техника соревновательных и вспомогательных упражнений в лёгкой атлетике
Физическая подготовка Тесты по общей физической подготовке: сила, быстрота, ловкость, выносливость Юноши и девушки
Тесты по специальной подготовке: определяются особенностями выбранного вида спорта
Организация и судейство соревнований Участие в организации и судействе соревнований в учебных группах Юноши и девушки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Бляхов, В. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов вузов средствами физической культуры : учеб. пособие / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

2. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006.

3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2007.

Дополнительная:

1. Бляхов, В. В. Методика написания рефератов по физической культуре : метод. указ. по изучению курса / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

2. Кириллова, Е. Г. Содержание занятий по физической культуре с использованием средств ритмопластики для студентов высшего учебного заведения : метод. указ. по изучению курса / Е. Г. Кириллова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

3. Кузнецов, В. П. Методика разработки студентами комплексов физических упражнений. : метод. указ. по изучению курса / В. П. Кузнецов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

4. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков ; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007.

5. Устинов, И. Е. Тестирование студентов по теоретическому разделу дисциплины "Физическая культура" : метод. указ. по изучению курса / И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

Периодические издания:

1. Теория и практика физической культуры : журнал.

2. Физическая культура в школе : журнал.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Практические секционные занятия проводятся на арендованных спортивных площадках, оборудованных специальным инвентарём и снарядами для игр, лёгкой атлетики, настольного тенниса.

Составитель: д.п.н., проф., заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт» В.А. Солодянников.

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» В.Н. Медведев.

Наши рекомендации