Физическая культура по секциям
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – формирование физической культуры личности, спортивной подготовленности студентов и повышение эффективности подготовки будущих специалистов с высшим образованием.
Задачи дисциплины:
- общим закономерностям и конкретным особенностям применения физических упражнений в развитии личности студентов и в их подготовке к профессиональной деятельности;
- позитивному отношению к физической культуре, основам здорового образа жизни, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств студентов;
- обеспечивать уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, обеспечивающий психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- применять средства физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Физическая культура по секциям» студент должен:
· знать:
- естественнонаучные основы спортивной деятельности;
- значение спорта в овладении будущей профессиональной деятельности;
- основы техники упражнений в видах спорта (лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис);
· уметь:
- выполнять двигательные действия, предусмотренные выбранным видом спорта;
- выполнять комплексы упражнений для развития специальных физических качеств для выбранного вида спорта;
- провести организацию судейство выбранного вида спорта на учебной группе;
· получить навыки:
- в самосовершенствовании и самовоспитании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1: Теоретические основы спортивной деятельности | |||||||
1. | Введение | - | - | - | |||
Спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Естественно-научные основы спортивной деятельности | |||||||
Раздел 2: Техническая подготовка | |||||||
2. | Основы техники спортивных движений (в выбранном виде спорта) | - | - | - | |||
Раздел 3: Специальная физическая и тактическая подготовка | |||||||
3. | Общая и специальная физическая подготовка в спортивной деятельности (ОФП и СФП – волейбол; баскетбол; лёгкая атлетика; настольный теннис) | - | - | - | |||
Раздел 4: Организация, проведение и судейство соревнований | |||||||
4. | Правила соревнований и судейство по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису | - | - | - | |||
5. | Организация соревнований по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису | - | - | - | |||
Всего: | - | - | - | ||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | 5,6,7 | - |
Примечание: студент выбирает предложенный программой один из видов спорта
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Теоретические основы спортивной деятельности (в рамках практических занятий)
Введение
Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Физическая культура по секциям». Связь дисциплины со специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и организация ее изучения. Роль спортивного клуба.
Задачи дисциплины и роль спорта в становлении будущего специалиста.
Тема 1. Спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Естественнонаучные основы спортивной деятельности.
Спорт как социальный феномен общества. Современное состояние спорта в России и за рубежом. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Профессиональный спорт.
Раздел 2: Техническая подготовка
Тема 2. Основы техники спортивных движений (в выбранном виде спорта)
Техника основных двигательных действий в волейболе, лёгкой атлетике, баскетболе. Общие биомеханические закономерности поступательных движений. Движение тела и снарядов в безопорном положении. Ударные взаимодействия. Техника взаимодействия спортсменов в командных видах спорта.
Практические занятия:
Формирование навыков и умений управления двигательными действиями в избранном виде спорта.
Раздел 3: Специальная физическая и тактическая подготовка
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка в спортивной деятельности (ОФП и СФП – волейбол; баскетбол; лёгкая атлетика; настольный теннис).
Роль физической подготовленности в достижении результатов. Методика развития ведущих физических качеств в выбранном виде спортивной деятельности. Тактика в спорте.
Практические занятия: развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости) средствами ОФП и выбранного вида спорта (СФП).
Раздел 4: Организация, проведение и судейство соревнований
Тема 4. Правила соревнований и судейство по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису.
Определение победителя, нарушения правил, зачёт очка (гола).
Тема 5. Организация соревнований по: волейболу; баскетболу; лёгкой атлетике; настольному теннису.
Положение о соревнованиях. Площадки и оборудование для проведения соревнований, судейский аппарат, этапы подготовки к проведению соревнований, апелляция при нарушении правил проведения и судейства соревнований.
Практические занятия:
Основы правил соревнований в волейболе, лёгкой атлетике, баскетболе, настольном теннисе. Моделирование соревновательных ситуаций в практико-методических занятиях.
Учебная практика по судейству в данных видах спорта на практических занятиях. Двухсторонние игры в волейбол, баскетбол (также настольный теннис, бадминтон).
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины предусмотренных программой;
- самостоятельное развитие физических качеств и технических умений, необходимых для выбранного вида спорта, по заданию преподавателя;
- подготовку к контрольным нормативам.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на практических занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
Зачётные требования по дисциплине «Физическая культура по секциям»
Направление требований | Вид испытаний | Контингент |
Теоретическая подготовка | Собеседование по темам: особенности вида спорта, техника основных движений, физические качества необходимые для достижения результата в выбранном виде спорта, правила соревнований и их организация | Юноши и девушки |
Техническая подготовка | Демонстрация техники подач, приёмов, нападающих ударов, взаимодействий с партнёрами в игровых видах | Юноши и девушки |
Техника соревновательных и вспомогательных упражнений в лёгкой атлетике | ||
Физическая подготовка | Тесты по общей физической подготовке: сила, быстрота, ловкость, выносливость | Юноши и девушки |
Тесты по специальной подготовке: определяются особенностями выбранного вида спорта | ||
Организация и судейство соревнований | Участие в организации и судействе соревнований в учебных группах | Юноши и девушки |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Бляхов, В. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов вузов средствами физической культуры : учеб. пособие / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
2. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2007.
Дополнительная:
1. Бляхов, В. В. Методика написания рефератов по физической культуре : метод. указ. по изучению курса / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
2. Кириллова, Е. Г. Содержание занятий по физической культуре с использованием средств ритмопластики для студентов высшего учебного заведения : метод. указ. по изучению курса / Е. Г. Кириллова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
3. Кузнецов, В. П. Методика разработки студентами комплексов физических упражнений. : метод. указ. по изучению курса / В. П. Кузнецов, И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
4. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : учебник / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков ; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2007.
5. Устинов, И. Е. Тестирование студентов по теоретическому разделу дисциплины "Физическая культура" : метод. указ. по изучению курса / И. Е. Устинов. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.
Периодические издания:
1. Теория и практика физической культуры : журнал.
2. Физическая культура в школе : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Практические секционные занятия проводятся на арендованных спортивных площадках, оборудованных специальным инвентарём и снарядами для игр, лёгкой атлетики, настольного тенниса.
Составитель: д.п.н., проф., заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт» В.А. Солодянников.
Рецензент: к.п.н., доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» В.Н. Медведев.