Затратный и доходный подходы к оценке человеческого
Капитала
При обобщенной оценке человеческого капитала предприятия применяются следующие подходы: затратный, доходный, экспертный, сравнительный.
Затратный подход к оценке человеческого капитала может быть реализован двумя методами:
· косвенным;
· прямым.
Косвенный метод основан на сопоставлении рыночной стоимости объекта оценки со стоимостью замещения данного объекта. Для этой цели Д. Тобин, лауреат Нобелевской премии в области экономики, предложил показатель q (коэффициент Д. Тобина) представить как отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены (замещения):
Коэффициент Д. Тобина =
Под стоимостью замещения объекта понимаются затраты на создание предприятия и его функционирование с нормальной прибылью. Условно принимается, что деловая репутация объекта оценки полностью определяется человеческим капиталом, а влияние остальных факторов либо несущественно, либо полностью учтено при формировании стоимости замещения объекта.
Если q < 1 и объект оценки стоит дешевле, нежели его замещение, то объект оценки следует считать инвестиционно непривлекательным в силу низкого кадрового потенциала.
Если q > 1, то оцениваемый объект имеет высокий уровень человеческого капитала и инвестиционно привлекателен.
Коэффициент q можно рассчитать как для предприятия в целом, так и для отдельных его структурных элементов.
Стоимость человеческого капитала можно так же определить как разность между рыночной стоимостью акционерного капитала (АК) предприятия и текущей стоимостью основных средств (ТСОС) с учетом износа, которая приближенно характеризует человеческий капитал.
Прямой метод основан на определении всех расходов, которые потребуются для создания человеческого капитала предприятия.
При этом учитываются следующие затраты:
· подготовка и переподготовка кадров;
· повышение квалификации;
· расходы на поиск работников;
· затраты на организационную, учебную и кадровую работу;
· затраты на формирование организационной культуры.
Доходный подход основан на оценке человеческого капитала предприятия по степени участия совокупного работника предприятия в доходах предприятия и использует следующие методы:
1. Метод управленческой добавленной стоимости (УДС) заключается в измерении вклада ключевого управленческого персонала в добавленную стоимость предприятия:
,
где ДСБ – добавленная стоимость бизнеса;
ДАС – доход на капитал предприятия в случае его альтернативного использования;
УИ – управленческие издержки.
Низкие (отрицательные) результаты позволяют сделать вывод, что управленческие ресурсы используются неэффективно.
Вслед за этим необходимо выявить причины такого положения дел, которые могут быть следующими:
· нерациональная организационная структура;
· плохо организованные управленческие коммуникации;
· большая сменяемость персонала;
· необоснованная ротация кадров;
· низкий профессиональный уровень персонала;
· слабая мотивация управленческого труда.
Для анализа можно использовать показатель рентабельности управленческих затрат:
Рупр = ,
где Рупр – рентабельность управленческих затрат, % ;
УДС – вклад ключевого управленческого персонала в добавленную стоимость предприятия;
УИперс – управленческие издержки персонала.
2. Метод избыточной прибыли основан на предположении, что человеческий капитал является частью гудвилла, формирующего избыточную прибыль.
Получить стоимостную оценку человеческого капитала можно, выполнив следующие этапы расчета:
· определить избыточную прибыль;
· дать стоимостную оценку гудвилла предприятия методом капитализации избыточной прибыли;
· дать стоимостную оценку нематериальных активов, способных оказывать существенное влияние на доходность бизнеса (патенты, лицензии);
· определить человеческий капитал (гудвилл минус отдельно оцененные нематериальные активы).
Вклад отдельного работника можно оценить с помощью оценки профессиональной зрелости работника и ранжирования оценочных показателей профессионально важных качеств.
Вклад оценивается количеством баллов 3, 6, 9, 12, 15, 18 в соответствии с уровнем компетенции работника.
Профессионально важные качества расположены в ранжированном ряду – от более до менее значимого. В соответствии с этим выставляются первая и последующие оценки аттестуемому. По каждому профессиональному качеству определяется средневзвешенный балл.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Таким образом, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируется вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Если оценка составит от 57 до 85 баллов, делается заключение о соответствии занимаемой должности. При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по профессионально важным качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его профессиональной деятельности.
Данные об образовании работника, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной эффективности по формуле
К = Оуобр ,
где Оуо6р – оценка уровня образования, которая обычно применяется (составляет 0,15 для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,6 – для лиц со средним образованием; 0,75 – для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием; 1,0 – для лиц с высшим образованием по специальности);
С – стаж работы по специальности; в соответствии с рекомендациями научно-исследовательского института труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
В – возраст; в соответствии с рекомендациями научно-иссле-довательского института труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования).
Оценка может проводиться путем сопоставления реально существующих характеристик работников с требованиями профессиональных стандартов.
В соответствии с их требованиями разрабатываются должностные инструкции, планируется развитие кадрового потенциала, осуществляется подбор работников на вакантные должности.