От реализации и оценка ставки дисконтирования
Планированию выручки от реализации предшествует анализ ситуации прошлых лет на предприятии.
При построении прогноза анализируются текущие производственные мощности, проводится анализ их загруженности и, исходя из представленной информации о планируемых капитальных вложениях, строится прогноз физического объема продукции.
Сдерживающими факторами роста объемов производства и реализации могут являться жесткая конкуренция в отрасли, а также острая нехватка основного ресурса, необходимого для производства продукции.
Прогнозирование выручки от реализации может осуществляться двумя способами:
· укрупненным подходом;
· детальным подходом.
Укрупненный подход подразумевает прогнозирование роста выручки в зависимости от темпов роста предыдущих лет (компании или отрасли, в которой действует компания). При этом важно фиксировать, что является в основе темпов роста выручки. если в основе темпов роста лежит увеличение объемов производства в натуральном выражении, важно, чтобы прогнозируемый рост не опережал имеющиеся резервы производственных мощностей. Укрупненный подход может использоваться для проведения предварительной оценки, а также в случае отсутствия информации.
Детальный подход подразумевает использование большего массива информации. Основой для расчета показателей валовой выручки являются данные о физических объемах реализуемой продукции прошлых лет (фактические показатели), фактические и прогнозные цены на производимый продукт (экспортные, импортные), а также прогнозы специалистов отрасли, позволяющие моделировать различные сценарии развития при различных внешнеэкономических условиях.
Прогноз валовой выручки осуществляется в два этапа:
1. Составление плана производства продукции.
2. Составление плана реализации продукции.
План производства продукции составляется на основе данных, представленных оцениваемым компаниям, либо на основе информации, полученной оценщиком.
Далее строятся пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический прогнозы.
План реализации продукции составляется на основе ранее определенных физических объемов производства, прогнозируется примерное распределение по потребителям исходя из возможных вариантов условий поставок продукции и услуг, определяются отпускные цены по сортаменту и потребителям.
Планирование роста цен на продукт можно также осуществлять исходя из пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного сценариев.
Необходимо помнить, что при осуществлении детального прогноза нужно учитывать налоговые платежи, например, таможенные платежи, НДС, акцизы и т. п.
Необходимо также определение ставки дисконтирования.
С математической точки зрения ставка дисконта – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости компании.
В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки. Вследствие риска, связанного с получением будущих доходов, ставка дисконта должна превышать безрисковую ставку и обеспечивать премии за все виды рисков, сопряженных с инвестированием в оцениваемую компанию.
Расчет ставки дисконта зависит от того, какой тип денежного потока используется в качестве базы для оценки.
Для модели денежных потоков для собственного капитала используются метод кумулятивного построения, основанный на экспертной оценке премий за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию, и метод оценки ставки дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ), основанный на анализе массивов информации фондового рынка об изменении доходности свободно обращающихся акций.
Основная расчетная формула при определении ставки дисконтирования методом кумулятивного построения имеет следующий вид: ставка дисконта равна сумме факторов:
1. Безрисковая ставка.
2. Фактор ключевой фигуры в руководстве, качество руководства компании.
3. Фактор размера компании.
4. Фактор финансовой структуры (источники финансирования компании).
5. Фактор товарно-территориальной и производственной диверсификации.
6. Фактор диверсификации потребителей (клиентура).
7. Фактор качества прибыли, рентабельность и прогнозируемость.
8. Прочие риски (особенные, отраслевые).
Для инвестора безрисковая ставка представляет собой альтернативную ставку дохода, которая характеризуется практическим отсутствием риска и высокой степенью ликвидности. Безрисковая ставка используется как точка отсчета, к которой привязывается оценка различных видов риска, характеризующих вложения в данную компанию, на основе чего и выстраивается требуемая ставка дохода.
В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике обычно используется ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям) с аналогичным исследуемому проекту горизонтом инвестирования.
Окончательный расчет ставки дисконта методом кумулятивного построения представляет собой суммирование всех вышеуказанных составляющих.
Кумулятивный метод определения ставки дисконта целиком основан на применении экспертных оценок, а значит, по сути своей субъективен. Определяемое значение ставки дисконта (оценки факторов риска) индивидуально и скорее всего будет различаться у разных инвесторов.
Модель Дюпона или метод среднеотраслевой рентабельности активов и капитала отражает среднюю доходность отрасли на активы или вложенный капитал. Для оценки этим методом используют показатели ROA (Return of Equity) и ROE (Return of Assets), которые содержат в себе все риски, присущие отрасли оцениваемой компании. Поэтому главным условием применения модели Дюпона является достаточная информация о состоянии отрасли.
При использовании модели Дюпона обычно компании в отрасли разбивают на определенные группы, например, на мелкие, средние и крупные по размеру собственного капитала компании.
Рассчитанные для конкретной компании показатели сравнивают со среднеотраслевыми показателями. Информацию о показателях ROE и RОА по отрасли можно получить из среднеотраслевых обзоров аналитических агентств, из различных отраслевых рейтингов.
Метод рыночных мультипликаторов применяется, когда есть достаточная информация об аналогах. Он заключается в расчете различного уровня прибыли на 1 акцию.
Выбор корректного значения ставки дисконтирования должен, безусловно, основываться на основных теоретических подходах к его определению. Однако искусство финансового аналитика, занимающегося оценкой стоимости бизнеса, заключается в его умении учесть как характерные особенности конкретного проекта, так и реальные условия проведения сделки (характер и форма «оплаты» будущих экономических выгод, приобретаемых инвестором или кредитором, его альтернативные издержки и т. д.). В результате дополнительные усилия, затраченные на проработку указанных нюансов, обеспечат выполнившему их аналитику более сильные позиции при проведении переговоров о цене сделки с будущим инвестором.
Анализ существующих методик расчета ставки дисконтирования позволяет сделать вывод, что нельзя выбрать какую-то одну модель как наиболее эффективную и подходящую для всех рыночных ситуаций. Эффективная модель выбирается в зависимости от конкретной цели оценки и от особенностей, присущих конкретной компании, а также в зависимости от доступности информации.
6.4. Проведение ретроспективного анализа и подготовка
Прогноза расходов
Прогнозирование расходов от реализации также может осуществляться двумя способами:
· укрупненным подходом;
· детальным подходом.
Укрупненный подход подразумевает построение прогноза себестоимости путем использования информации о доле переменных затрат в выручке компании и условно-фиксированной величины постоянных затрат. Рост переменных затрат прогнозируется пропорционально росту выручки. Рост постоянных затрат возможен в том случае, когда планируется резкое увеличение объема реализации в натуральном выражении и, как следствие, рост затрат на рекламу, аренду и т. п.
Детальный подход подразумевает определение себестоимости произведенной и реализованной продукции по элементам затрат. Также во внимание принимаются варианты условий поставок продукции и услуг.
Как правило, при использовании детального подхода при построении прогноза затрат выделяются наиболее значимые затраты, по которым проводится детальный анализ и строится прогноз.
Стоимость основного сырья и материалов рассчитывается исходя из объемов производства продукта и норм расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. При фиксации цены на сырье и материалы используются текущие данные рынка.
Расчет затрат на топливо производится с учетом распределения на постоянные и переменные затраты (последние меняются пропорционально динамике объемов производства), а также с учетом роста или снижения цен.
Затраты на энергию включают в себя стоимость электроэнергии, затраты на тепло и техническую воду.
Потребление электроэнергии состоит из постоянных и переменных расходов. Переменная составляющая потребляемой электроэнергии определяется исходя из объемов производства продукта и норм расхода на единицу продукции.
Постоянная часть потребляемой электроэнергии может быть зафиксирована и оставаться неизменной в течение всего прогнозного периода.
Прогноз цен на электроэнергию производится с учетом возможного роста тарифов.
Затраты на оплату труда определяются исходя из численности и уровня оплаты работников компании.
Расчет отчислений на социальные нужды производится в соответствии с установленными законодательством нормами отчислений во внебюджетные фонды в зависимости от величины средней заработной платы.
Расчет амортизационных отчислений осуществляется исходя из фиксации существующих основных фондов на предприятии, планируемого ввода-вывода основных фондов, а также планируемых инвестиций в основные фонды.
Необходимо помнить, что амортизационные отчисления являются самостоятельной компонентой, которая прибавляется к расчетной величине денежного потока.
Прочие затраты включают в себя налоги, которые входят в себестоимость, а также прочие расходы.
Итоговый расчет себестоимости осуществляется путем суммирования спланированных затрат организации, при этом также строятся пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный сценарии развития.
Прогноз расходов от реализации является основой проведения анализа и прогнозирования инвестиций.
Анализ и прогнозирование инвестиций включают в себя анализ и прогноз трех основных компонентов:
· анализ и прогнозирование собственного оборотного капитала;
· анализ и прогнозирование капиталовложений;
· анализ и прогнозирование потребности в финансировании из внешних источников.
Требуемый уровень собственного оборотного капитала может рассчитываться следующим образом:
· с помощью укрупненного подхода;
· с помощью детального подхода.
Укрупненный подход подразумевает расчет изменения собственного оборотного капитала через изменение выручки.
При дальнейшем прогнозировании прирост собственного оборотного капитала рассчитывается от предшествующего прогнозного года.
Детальный подход осуществляется исходя из постатейного планирования отдельных показателей баланса в прогнозный период (дебиторская задолженность, запасы, кредиторская задолженность) на основании ретроспективных показателей оцениваемой компании и компаний отрасли.
После построения прогнозных балансов определяется собственный оборотный капитал для каждого прогнозного года, затем на основании полученных данных рассчитывается изменение собственного оборотного капитала, которое фиксируется в денежном потоке.
Капитальные вложения планируются исходя из информации, предоставленной компанией, либо на основании информации, полученной при проведении финансового анализа.
Проведение полномасштабной реконструкции производственных мощностей может привести к резкому оттоку денежных средств и, как следствие, снижению стоимости бизнеса до момента начала окупаемости инвестиций.
Прогноз изменения долгосрочной задолженности осуществляется исходя из фиксации текущей кредитной истории компании, изучения представленных кредитных договоров и на основании полученной информации по планируемому привлечению заемных средств из внешних источников.