Методологические и практические проблемы

Совершенствования оценки различных объектов

Собственности

В целях дальнейшего совершенствования оценочной деятельности в республике принят подготовленный Государственным комитетом по имуществу Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615». На основании данного Указа проведено следующее:

· расширена компетенция Государственного комитета по имуществу в области оценки стоимости объектов гражданских прав;

· установлена обязательная аттестация экспертов при осуществлении ими судебно-экспертной деятельности по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав;

· расширен круг лиц, являющихся заказчиком проведения независимой оценки;

· определены случаи обязательной экспертизы достоверности оценки;

· предусмотрена возможность проведения инициативной экспертизы достоверности оценки.

В настоящее время Государственным комитетом по имуществу по поручению Правительства Республики Беларусь разрабатывается порядок проведения экспертизы достоверности оценки как обязательной, так и инициативной.

Государственный комитет по имуществу осуществляет контроль за качеством выполнения оценщиками оценочных работ. По результатам контроля при выявлении фактов нарушения оценщиками требований законодательства составляются протоколы об административном правонарушении, которые направляются в хозяйственные суды. Хозяйственные суды рассматривают указанные протоколы и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь привлекают нарушителей к административной ответственности.

Большое место в развитии оценочной деятельности во всем мире отводится общественным объединениям. Однако в Беларуси нет развитой сети общественных саморегулируемых организаций в области оценки, хотя номинально существует две зарегистрированные оценочные организации: Белорусское общество оценщиков (БОО) и Общественное объединение «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» (БАЭС).

Наибольшее развитие в республике получило БАЭС. Специалисты объединения регулярно проводят методические семинары и республиканские конференции в области оценки транспортных средств. А вот что касается БОО, то за двенадцать лет своей деятельности оно не стало авторитетной профессиональной организацией, объединяющей оценщиков.

Поэтому создание профессионального объединения оценщиков в Республике Беларусь является одной из важнейших задач. Такая организация должна объединить оценщиков и защищать их интересы, содействовать повышению уровня их профессиональной квалификации, создать систему контроля качества услуг по оценке, организовать сотрудничество с международными оценочными организациями.

Следующая проблема, существующая в работе оценщиков, это недостаточное количество источников информации. Каждый оценщик добывает информацию самостоятельно. При этом часто оценщики пользуются непроверенной информацией или ограниченным объемом информации, что затрудняет анализ и выводы по результатам оценки имущества, а иногда приводит к необоснованной итоговой стоимости.

В настоящее время наиболее достоверными источниками информации являются единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестр цен на земельные участки, реестр административно-территориальных и территориальных единиц, регистр стоимости земельных участков. Однако для определения стоимости объекта оценки информации из данных источников недостаточно, поскольку сделок, зафиксированных по типам объектов недвижимости, сравнительно мало. Источники информации, используемые в оценке недвижимости, – это сайты компаний по продаже и сдаче в аренду объектов недвижимости, ставки процентов по кредитам, справочная информация об износе конструктивных элементов и их сроках службы, а также множество другой справочной и исходной информации.

Кроме того, в Беларуси отсутствует интегрированная автоматизированная система взаимодействия участников рынка оценочных услуг, обеспечивающая взаимодействие и координацию деятельности государственных и местных органов управления, налоговых, национальных земельных и кадастровых служб, банков, риэлтерских и оценочных компаний.

Создание информационных систем потребует финансовых и интеллектуальных ресурсов. Кроме того, необходимо будет принять законодательные решения по использованию информации, определить головную организацию для ведения информационных баз, установить регламент доступа к информации. И тогда потенциальными потребителями таких информационных систем могут быть как государственные, так и негосударственные структуры.

Тема 3. Основные понятия, применяемые

Наши рекомендации