В деятельности предпринимателя

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru и восприятие

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru Ошушение— простейший психический в от­ ражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред­ ственном воздействии на В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru

Рецепторы — чувствительные нервные образования, воспринима­ ющие раздражения, поступающие из внешней или внутренней среды, и генерирующие в ответ электрические сигналы.

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru Часть рецепторов человека объединена в более сложные образо­ вания — органы чувств. У человека есть орган зрения глаз, орган слуха ухо, орган равновесия — вестибулярный аппарат, орган обо­ няния — нос, орган вкуса — язык. В то же время некоторые рецепто­ ры не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувстви­

В деятельности предпринимателя - student2.ru

В деятельности предпринимателя - student2.ru Большое количество рецепторов находятся внутри В деятельности предпринимателя - student2.ru ры давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, В деятельности предпринимателя - student2.ru ствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возник­ новение чувства голода. Рецепторы и органы чувств — это единствен­ ные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все В деятельности предпринимателя - student2.ru можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru В процессе купли-продажи некоторых товаров требуется исполь­ зование не только дистантных, но и контактных рецепторов. Напри­ мер, когда покупатель хочет приобрести В деятельности предпринимателя - student2.ru он смот­ рит на нее, но и пробует ее на В деятельности предпринимателя - student2.ru Продавая изделия из стекла и хрусталя, продавец слегка постукивает по ним, подключая слуховые рецепторы покупателя таким образом, он демонстрирует целост­ ность изделия и отсутствие скрытых дефектов. При продаже мягкой мебели (диванов, кресел) опытные продавцы предлагают потенци­ альному покупателю сесть на них, чтобы подключить к восприятию контактные рецепторы прикосновения и дать возможность ощутить мягкость и комфорт.

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru Тактильную чувствительность обеспечивают рецепторы и В деятельности предпринимателя - student2.ru

В деятельности предпринимателя - student2.ru

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru 3. Психологические явления вдеятельности предпринимателя

В деятельности предпринимателя - student2.ru П лотност ь потока информации, В деятельности предпринимателя - student2.ru через рецепторы, имеет свои оптимальные границы. Приусилении этого потока

кает В деятельности предпринимателя - student2.ru перегрузка(авиадиспетчеры,биржевыеброке­ры, директора крупных предприятий) , а при его снижении — В деятельности предпринимателя - student2.ru

ная изоляция (у подводников и космонавтов) .

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов че­ ловека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием (Сигналов, их трансфор­ мацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку (рис.3.6).

В деятельности предпринимателя - student2.ru

В деятельности предпринимателя - student2.ru 3.6. Схема строения анализатора

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru Е сл и в качестве примера взять зрительный анализатор человека, через который поступает большая часть информации, то эти четыре основных блока будут представлены конкретными нервными цент­ рами (табл. 3.3) . В деятельности предпринимателя - student2.ru

Таблица 3.3

В деятельности предпринимателя - student2.ru Компоненты зрительного анализатора человека

Название бло­ ка В деятельности предпринимателя - student2.ru Соответствующий отдел зрительного анализатора Функция
В деятельности предпринимателя - student2.ru Палочки и колбочки чатки Восприятие изображения и превращение его в систему нервных импульсов
Блок настройки Верхние бугры четверо­ холмия среднего мозга Настройка резкости и опти­ мальной освещенности изо­ бражения на глаза
Блок фильтра­ ции Латеральные коленчатые тела таламуса Отсеивание повторяющейся или неизменной информа­ ции
Блок анализа информации Затылочная область коры больших полушарий моз­ га (зрительная кора) Анализ изображения, фор­ мирование зрительных ощу­ щений

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru 3.2.Познавательные в леятельности В деятельности предпринимателя - student2.ru

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru палочками и колбочками — В деятельности предпринимателя - student2.ru альными клетками, способными вырабатывать электрические циалы в ответ на воздействие света на глаз

В деятельности предпринимателя - student2.ru Блок настройки отвечает за формирование четкого изображения на сетчатке глаза. Четкость обеспечивается, во-первых, созданием оптимального уровня освещенности, а во-вторых, точной фокуси­ ровкой изображения на сетчатке. Первая задача осуществляется пу­ тем автоматического изменения диаметра зрачкового В деятельности предпринимателя - student2.ru а вто­ рая путем изменения кривизны хрусталика.

В деятельности предпринимателя - student2.ru Анатомическое устройство глаза таково, что человек не может новременно хорошо видеть и сильно, и слабо освещенные предметы, а также одновременно близко расположенные и далекие предметы. Эти факторы следует учитывать при создании рекламных текстов. Кроме того, нужно иметь в виду, что угол преломления света зависит от длины его волны, а значит — от цвета. Поэтому глаз не может чет­ ко видеть расположенные рядом на одной плоскости красные и си­ ние буквы, соответственно красные буквы на синем фоне или синие буквы — на красном будут восприниматься нечетко и вызывать на­ пряжение глаз.

В психологии существует понятие абсолютного порога чувстви­ тельности. Он бывает двух видов: нижний абсолютный порог чувст­

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru верхний абсолютный порог чувствительности.

1. Нижний абсолютный порог В деятельности предпринимателя - student2.ru определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощуще- ние.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительно­ стью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зритель­ ный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен бмолекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощу­ щений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако мо­ гут проникать в подсознание, определяя поведение В деятельности предпринимателя - student2.ru а также составляя основу его В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru неосознанных влечений. Эти явления были изучены в опытах психолога В деятельности предпринимателя - student2.ru который показал, что подсознание человека может В деятельности предпринимателя - student2.ru на очень сла­ бые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Однако коммерческое использование данных явлений в бизнесе малоэффективно,хотя В деятельности предпринимателя - student2.ru применениясвойств В деятельности предпринимателя - student2.ru раздражителей были неоднократно. Речь идет о так называемом фе­ номене В деятельности предпринимателя - student2.ru кадра» (неосознаваемом восприятии информации), вставленном между кадрами В деятельности предпринимателя - student2.ru фильма. Однако следует

62 Глава 3. Психологические явления в деятельности предпринимателя

отметить, что данный феномер не подтвердился научными В деятельности предпринимателя - student2.ru ваниями и является мифом.

В деятельности предпринимателя - student2.ru В деятельности предпринимателя - student2.ru В 1957 г. маркетолог Джеймс В деятельности предпринимателя - student2.ru Вайкари заявил об

Наши рекомендации