Социально-психологические особенности

социально-психологические особенности - student2.ru

социально-психологические особенности - student2.ru Предмет и задачи курса

социально-психологические особенности - student2.ru предпринимательства»

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru в сегодняшнем мире — это серьезная эконо­ мическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек при­ ходится от 40 до социально-психологические особенности - student2.ru всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм

бой страны. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать гигантским транснациональн ым компаниям, и там ма­ ленькие фирмы смело вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низки­ ми затратами на управленческий аппарат. Своей высокой экономи­ ческой активностью они не позволяют монополиям бесконтрольно поднимать цены и способны эффективно развивать и эксплуатиро­ вать новые революционные технологии.

Не так давно эти процессы вновь заработали в России, что сделало актуальной проблему изучения психологии предпринимательства . Более того, развитие малого бизнеса в нашей стране — о/дно из непре­ менных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии. Особенность исторического развития нашей страны состоит в том, что конец XX в. оказался переломным, так как сопро­ вождался резкой сменой социально-психологические особенности - student2.ru устройства государства, форм собственности на средства производства и обще­ ственного сознания. Помимо основных социальных групп, характер­ ных для советского общества (рабочие, крестьяне, партийно-бюро-

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru и задачи курса7

социально-психологические особенности - student2.ru кратический аппарат, интеллигенция), в постсоветской России социально-психологические особенности - student2.ru но формируется новый класс собственников предпринимателей и бизнесменов, людей, которых классический марксизм определял как буржуазию.

Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы (например, технической интеллигенции) в другую (бизнес­ мен) определяется не только суммой денежных средств или матери­ альных социально-психологические особенности - student2.ru имеющихсяв его распоряжении, но и во многом его со­знанием, которое коренным образом различается у наемного рабочего

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru и свободного предпринимателя. Именно психологический социально-психологические особенности - student2.ru мотивации, установки, волевые качества и другие личностные параметры определяет, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокупный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, темпы демократических преобразований и характеристики промышленного социально-психологические особенности - student2.ru Поэтому одних лишь эконо­ мических категорий недостаточно для понимания сущности пред­ принимательства, и для описания этого социально-экономического феномена требуется привлечение психологических знаний, что вы­ звало необходимость введения в учебную программу менеджеров та­

кого курса, как

Предмет данного курса — психологические особенности предпри­ нимателя как субъекта экономического процесса.

Студент, изучивш ий курс социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru должен:

социально-психологические особенности - student2.ru иметь представление:

социально-психологические особенности - student2.ru o роли предпринимателе й в процессе исторического развития человечества;

• о социально-психологических аспектах деятельности совре­ менного российског о предпринимательства;

• о коммуникативных процессах в деятельности предпринима­ теля;

o социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru понятии в психологической науке;

o социально-психологические особенности - student2.ru психологических механизмах, влияющих на принятие управ­ ленческих решений;

o социально-психологические особенности - student2.ru главных направлениях деятельности по обеспечению без­ опасности бизнеса;

o социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru системном подходе к процессу продаж; о культуре и этике предпринимательства;

социально-психологические особенности - student2.ru о социально-психологические особенности - student2.ru особенностях ведения социально-психологические особенности - student2.ru

са в различных странах;

социально-психологические особенности - student2.ru $ социально-психологические особенности - student2.ru особенности предпринимательства

социально-психологические особенности - student2.ru 2)

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru предпринимательской деятельности; социально-психологические особенности - student2.ru предпринимателя;

социально-психологические особенности - student2.ru структурупсихики человека;

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru мотивации предпринимательской деятельности; цели и средства общения как формы взаимодейст­

социально-психологические особенности - student2.ru качества, способствующие и препятствующие ус­ пеху в бизнесе;

социально-психологические особенности - student2.ru основы эффективного руководства бизнес-процессами;

• составные элементы процесса продаж;

социально-психологические особенности - student2.ru основыделовогоэтикета;

3) уметь:

• находить психологические явления в деятельност и предпри­

социально-психологические особенности - student2.ru

социально-психологические особенности - student2.ru использовать знания механизмов познавательн ых процессов в бизнесе (например, для повышения эффективност и социально-психологические особенности - student2.ru применять навыки делового общения в предпринимательской деятельности;

• находить оптимальные стратегии поведения в кон ф ликтн ы х ситуациях;

• применять навыки эффективного социально-психологические особенности - student2.ru при плани­ ровании предпринимательской деятельности;

• выделять в деятельности предпринимател я основны е управ­ ленческие функции (планирование, организацию, мо тивацию социально-психологические особенности - student2.ru контроль);

• применять основы тайм- и стресс-менеджмента в своей дея­ тельности.

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru взглядов на феномен предпринимательства

социально-психологические особенности - student2.ru Одно из первых определений предпринимателя принадлежит Ричар­ ду социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru который определял его как хозяйству­ ющего субъекта, добровольно принимающего на себя обязанност ь несения различных рисков в процессе экономической социально-психологические особенности - student2.ru точку зрения разделял и другой известный экономист — Адам

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru определявший как

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru взглядовнафеномен 9

социально-психологические особенности - student2.ru капитала, который ради реализации какой-то коммерческой социально-психологические особенности - student2.ru и получения прибыл и идет на экономический социально-психологические особенности - student2.ru Фактически в определении А. Смита мы видим все три основные социально-психологические особенности - student2.ru деятельност и предпринимателя:

1) социально-психологические особенности - student2.ru прибыль ка к цель деятельности;

2) коммерческая идея — как способ ее достижения;

3) риск — как неизбежное негативное условие всего процесса ( ри с 1.1).

В своем капитальном труде социально-психологические особенности - student2.ru о природе и причинах богатства социально-психологические особенности - student2.ru Адам См и т определил человека как автономного индивида, движимого двум я мотивами — своекорыстным интересом и склонностью к обмену. Этот ученый ратовал за свободное социально-психологические особенности - student2.ru щение эконо мических сил, которое обеспечивает достижение благо­

состояниячеловекаи социально-психологические особенности - student2.ru Разработавтрудовуютеориюстои­мости, согласно которой стоимость товара определяется количеством воплощенног о в не м социально-психологические особенности - student2.ru См и т стал основоположником научной экономической теории.

социально-психологические особенности - student2.ru

социально-психологические особенности - student2.ru Рис. Сущность предпринимательства согласно воззрению А. Смита

социально-психологические особенности - student2.ru Ф ранцузский экономист Ж ан Батист Сей социально-психологические особенности - student2.ru в отличие от А. См ит а полагал, что не предприниматели-землевладель ц, ыа про­ мыш ленн ы е и фин ансов ы е предпринимател и явля ю тс я основной дви ж ущ ей сило й развития экономики социально-психологические особенности - student2.ru П о мнению Ж . Б. социально-психологические особенности - student2.ru предпринимател ь это экономический агент, который комбинируе т ф акторы производства , перетаскивая ресурсы из сферы низкой социально-психологические особенности - student2.ru изводительност и и прибыльност и в области, где они могут социально-психологические особенности - student2.ru м акси м альн ы й доход ( рис . 1.2).

социально-психологические особенности - student2.ru П оз ж е в конц е X I X в. возникл а субъективно-психологическа я концепци я эконо мических отношений, в основе которой находится стрем ление человека удовлетворит ь свои потребност и ( К,

социально-психологические особенности - student2.ru Е. Б ем - Б аверк, Ф. Визер и др.). Согласно мнению этих

социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru социально-психологические особенности - student2.ru I лава особенности

социально-психологические особенности - student2.ru предпринимательская деятельность инициируется отдельными лич­ ностями, которые открывают для себя выгоду видов дея­ социально-психологические особенности - student2.ru или экономических операций, после чего остальные участ­ ники экономическог о процесса имитируют успешные действия пред­ принимателей, которые затем подкрепляются силами привычки и социально-психологические особенности - student2.ru актами.Таким образом, в рамках данной концеп­ ции основную роль в предпринимательской деятельности играет творческий элемент сознания, позволяющий некоторым личностям открывать для себя наиболее выгодные способы получения прибыли.

социально-психологические особенности - student2.ru

Ряс. 1.2. социально-психологические особенности - student2.ru предпринимательства согласно воззрению Ж. Б. Сея

Наиболее полно экономическая сторона деятельности предпри­ нимателя разработана в трудах американског о экономистаИ. социально-психологические особенности - student2.ru петера, который отмечал, что предпринимательство не является про­ фессией, а скорее отражает некоторое состояние, через которое про­ ходит начинающий бизнесмен, создающий свое дело (рис.1.3).

социально-психологические особенности - student2.ru

Рис. 1.3. Взгляд Й. Шумпетера на предпринимательство как на определенную стадию развития бизнесмена

социально-психологические особенности - student2.ru К категории предпринимателей он относил

Наши рекомендации