L Организационный момент, сообщние темы и целей урока
II. Сообщение общих результатов работы
III. Анализ изложений и работа над ошибками
Учитель предлагает 2—3 учащимся прочитать изложения. Учащиеся оценивают их, учитывая:
1) правильность передачи содержания;
2) соблюдение структуры текста;
3) полноту и последовательность изложения;
4) точность употребления слов в тексте;
5) правильность построения предложений и их оформления на письме;
6) правильность написания слов.
Учитель заранее выписывает на доску слова, в которых дети допустили больше всего ошибок. Проводится коллективно-индивидуальная работа над каждой группой ошибок.
IV. Индивидуальная работа
Для детей, выполнивших работу без ошибок, можно предложить следующее задание:
— Допишите текст,' озаглавьте его.
Сегодня у Саши самый счастливый и радостный день. Сегодня у папы выходной. Утром они взяли лыжи и отправились в лес.
V. Физкультминутка
VI. Повторение изученного
1. Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 247, стр. 124.
2. Самостоятельная работа. Упр. 248, стр.124.
Домашнее задание
Упр. 249, 250, стр. 125.
Итог урока
Урок 98
Тема урока: Словоизменение.
Цели урока: Познакомить с понятием «словоизменение».
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
— Дайте характеристику звукам, которые обозначены этими буквами.
ЛЫАЬ лсило JMA
— Запишите, продолжив закономерность.
— Что написано на доске? (Пословица.)
Муравей невелик, а горы копает.
— Когда так говорят? Запишите пословицу.
III. Словарно-орфографическая работа
Игра «Гласные потерялись».
— Прочитайте (ладонь, лимон, лопата).
ЛДНЬ, ЛМН, ЛПТ
— Объясните значение слов. Составьте предложение с одним из слов. Запишите слова в словарик. Какое слово лишнее?
Варианты ответов.
«Ладонь». В этом слове пишется мягкий знак. «Лимон». Это существительное женского рода. «Лопата». В этом слове три слога.
IV. Работа над темой
1. Наблюдение за образованием разных форм одного и того же слова. На доске:
Что? лимон Чем? ...
Чего? ... О чем? ...
Чему? ....
— Измените слово по вопросам.
Дмитриева
Дети выходят по цепочке к доске и записывают слова.
— Чем похожи слова? Чем отличаются? Что написано йа доске? (Формы одного и того же слова.)
— Докажите. (Формы одного и того же слова отличаются окончаниями, они имеют одну основу).
2. Знакомство с правилом.
— Прочитайте правило на стр. 127, скажите, как называется образование разных форм одного и того же слова? (Словоизменение.)
3. Упр. 251, стр. 126.
V. Закрепление изученного
Упр. 252, стр. 127.
VI. Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа
Упр. 253, стр. 127.
VIII. Повторение изученного
Упр. 255, стр. 128.
Домашнее задание
Упр. 254, стр. 128.
Итог урока
Урок 99
Тема урока: Словообразование.
Цели урока: Познакомить с понятием «словообразование».
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Книга. Пенал. Книгой. Учебник.
— Какие слова лишние? (Пенал, учебник.)
— Что можете сказать о других словах? (Это формы одного и того же словак)
— Как называется образование форм одного и того же слова? (Словоизменение).
— Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? В различных формах одного и того же слова она обозначает согласный звонкий непарный мягкий звук. (Буква «н»).
— Запишите, продолжив закономерность.
Янм> т ннн/ т Княн, т ннш-о
на^си^ шьле£о ьшлрл&о
III. Словарно-орфографическая работа
1. «Буквы потерялись».
— Прочитайте (озорник, одеяло, океан).
03... PH...К, ...Д...ЯЛО, О...ЕА...
— Объясните значение слов. Составьте предложение с одним из слов Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
1. Сопоставление однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Зима, зимний, зимой, зимовье, зимушка, о зиме. Разбейте слова на две группы. (Зима, зимой, о зиме. Зимний, зимовье, зимушка.)
— По какому признаку распределены слова? (1-я группа — формы одного и того же слова; 2-я группа — однокоренные слова.)
— Запишите каждую группу в отдельный столбик.
— Выделите основы.
— Какие основы имеют однокоренные слова? (Основы различны.)
— Как же назвали это явление в русском языке?
2. Знакомство с правилом, стр. 130.
3. Упр. 256, стр. 129.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
Упр. 257.
VII. Самостоятельная работа
Упр. 258, стр. 129. Вариант I — 1-я часть; вариант II — 2-я часть.
VIII. Повторение изученного
Объяснительный диктант.
К школе подъехала машина. Это к ребятам приехал известный писатель. Долго готовились школьники к этой встрече. Илья и Глеб украсили лестницы флажками. Рая и Ольга участники выставки детских рисунков к рассказам и сказкам писателя. Образуйте и запишите два родственных слова от слова «сказка» путем словообразования.
Домашнее задание
Упр. 259, стр. 130.
Итог урока
Урок 100
Тема урока: Контрольный диктант по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными». Цели урока: Проверка знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Диктант
Грустный стоит лес. Давно облетели листочки. Резкий ветер кружит снег. Солнце как редкий гость. Но бывают и ясные денечки
В ясный день у подъезда школы собрались лыжники. Они участники пробега. Все отъехали гурьбой. В лесу бежали по трем дорожкам до финиша. Илья и Олег повстречали охотника Демьяна. На узкой лыжне он уступил путь. Ребята пришли первыми.
III. Самопроверка
IV. Грамматическое задание
1. Запишите проверочные слова.
грустный —... узкой —...
стоит —... дорожка —-...
снег — ...
2. Выделите основу, обозначьте части речи.
Резкий ветер кружит снег.
3. Запишите слово, противоположное по значению: широкий — ...
V. Самопроверка
Домашнее задание Упр. 261, стр. 131.
Итог урока
Урок 101
Тема урока: Работа над ошибками.
Цели урока: Развивать орфографическую зоркость, умение работать над ошибками.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Сообщение общих результатов работы
III. Классификация типичных ошибок и работа над ними
IV. Индивидуальная работа
Для детей, выполнивших работу без ошибок, можно предложить следующее задание:
— Составьте и запишите рассказ, используя слова:
вьюга, резкий, надвигалась, ребята, малыши, помогли, испугались.
V. Физкультминутка
VI. Повторение изученного
Упр. 260, стр. 131; упр. 262, стр. 132.
Домашнее задание
Упр. 263, стр. 132.
Итог урока
Урок 102
Тема урока: Изменение имен существительных по падежам. Цели урока: Познакомить учащихся со склонением.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чистописание
Корм, перевозка, домик.
— Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Одна из ню£ обозначает гласный звук, который встречается в корне каждого слова. Другая обозначает гласный, встречающийся в приставке, а третья обозначает согласный, который встречается в суффиксах. (Буквы «о», «е», «к».)
— Запишите, продолжив закономерность.
Ееккао юосоооеге-
Как аукнется, так и откликнется.
— Почему так говорят? Запишите пословицу.
III. Словарно — орфографическая работа
«Гласные потерялись».
— Прочитайте (ковш, колодец, котлета, капитан, падеж).
КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ
— Значение какого слова объяснить трудно? (Падеж.)
— Кто может объяснить значение этого слова?
Можно использовать толковый словарь С. И. Ожегова.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием. Объясните значение других слов. Что общего в словах? (Все слова имена существительные единственного числа.)
— Какое слово лишнее?
Варианты ответов.
«Котлета». Это существительное женского рода, другие — мужского.
«Ковш». В этом слове один слог.
«Капитан». Это одушевленное существительное.
— Составьте с одним из слов предложение. Запишите слова в словарик.
IV. Работа над темой
Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
— Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает. Запись на доске и в тетрадях:
что ? река что ? реку
чего ? реки чем ? рекой
чему? реке о чем? о реке
— Что можете сказать о выписанных словах? (Это формы одного и того же слова.)
— Выделите окончания. Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы.)
— Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.
— Сколько вопросов в столбике? (Шесть.)
— В русском языке шесть падежей. Имена существительные изменяются по падежам.
— Откройте учебники, я буду читать название падежей, а вы вопросы к ним.
На доске появляется таблица с названиями падежей и вопросов к ним. Дети читают правило на стр. 4.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
1. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.
— Назовите падежи, которые есть в русском языке.
— Почему задается два вопроса? (Что ? —- к неодушевленным существительным, кто? — к одушевленным.)
— Что значит просклонять имя существительное?
— Просклоняем слова капитан и котлета. Выделим окончания. На доске и в тетрадях запись:
Им. | кто? | капитан | что? | котлета |
Рм. | кого? | капитана | чего ? | котлеты |
Дп. | кому? | капитану | чему ? | котлете |
Вм. | кого ? | капитана | что? | котлету |
Тм. | кем? | капитаном | чем? | котлетой |
Пм. | о ком ? | о капитане | о чем ? | о котлете |
— Как называется изменение имен существительных по падежам.
— Какая часть в слове изменяется при изменении по падежам?
— По каким вопросам изменяются одушевленные существительные?
Неодушевленные? Назовите падежи и вопросы к ним.
Чтобы было проще запомнить падежи и вопросы к ним, есть слова — помощники:
Им. — (есть) кто? что?
Рм. — (нет) кого? чего?
Дм. — (даю) кому? чему?
Вм. — (вижу) кого? что?
Т.п. — (доволен) кем ? чем ?
Пм. — (думаю) о ком ? о чем ?
2. Упр. 264. стр. 3, упр. 265, стр. 4.
Домашнее задание
Упр. 266, стр. 4 (устно); упр. 267, стр. 6.
Итог урока
Дополнительный материал Сказка о падежах
Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его .... Родился — и стал...! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли ... . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал .... Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться .... Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь ....
В современном русском языке — 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а венгерском — 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки » пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально это число колеблется от нуля (в китайском) до 52 (в табасаранском — одном из языков Дагестана).
Урок 103
Тема урока: Начальная форма существительного. Косвенные падежи. Цели урока: Познакомить с понятиями: начальная форма, косвенные падежи.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II.Индивидуальная работа (2 человека) Просклонять слова: сорока, школа.
На доске учитель пишет названия падежей и вопросы к ним.
III. Чистописание
Пенал, стул, школа.
— Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный твердый согласный звук в существительных мужского рода. (Буква «л», в словах «пенал», «стул»)
— А другая буква является окончанием. (Буква «а»)
— Запишите, продолжив закономерность.
ЛА JuJa АА< j4aJu>
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
— Спишите предложение, подчеркните орфограммы.
IV. Словарно-орфографическая работа
Очаг, отчизна. —- Объясните значение слов.
— Как объясняет значение этих слов Толковый словарь?
— Составьте предложение с одним из слов. Запишите слова в словарик.
V. Работа над темой
1. Проверка индивидуальной работы.
— Назовите падежи и вопросы к ним.
2. Знакомство с новыми понятиями.
— Вспомните, на какие вопросы отвечает существительное в начальной форме? (Существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто ? что ?».)
— Форма какого падежа является начальной? Назовите имена существительные в начальной форме. (Сорока, школа.)
— Остальные падежи составляют особую группу падежей. Как же называется эта группа падежей? Об этом вы узнаете, если откроете учебники на стр. 6 и прочитаете правило.
3. Упр. 268, стр. 5
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного
1. Упр. 270.
2. Вопросник.
— Как изменяется имя существительное?
— Сколько падежей в русском языке? Перечислите их с вопросами.
— Что значит просклонять имя существительное?
— Какая форма падежа является начальной?
— Как называются все падежи, кроме именительного? 3. Разучим падежи.
— Давайте сочиним «глупые» стишки для лучшего запоминания падежей.
Именительный зато Знает КТО? и знает ЧТО? А родительный — ого! Все КОГО? и все ЧЕГО? Дательный падеж всему Говорит: КОМУ? ЧЕМУ? А винительный в пальто И КОГО? и также ЧТО? А творительный совсем Понимает КЕМ? и ЧЕМ? А предложный обо всем Тра-та-та О КОМ? О ЧЕМ?
Домашнее задание
Упр. 269, стр. 6, выучить падежи и вопросы к ним.
Итог урока
Урок 104
Тема урока: Склонение существительных в единственном и во множественном числе.
Цели урока: Развивать умение склонять имена существительные в единственном и во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Индивидуальная работа
1. Просклоняйте существительные: кошка, кошки (2 человека). Дети работают у доски.
2. Подберите однокоренные существительные, отвечающие на вопрос кто?
Работа по карточке:
Лес — лесник | пожар —... |
море —... | лыжи —... |
футбол —... | почта —... |
печь —... | школа —... |
сад — ... | машина —... |
баян —... | трактор —... |
камень —... | грибы —... |
барабан —... | фокусы — ... |
III. Чистописание
— Что можете сказать о звуках, которые обозначены этими буквами? (Все согласные мягкие.)
а чщ> а ш/ь а чщ-
— Запишите, продолжив закономерность.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— Когда так говорят? Запишите пословицу.
IV. Словарно-орфографическая работа
1) Расшифруй слова (беседка, болото). *АБ*БЕ*ВС*ГЕ*ДЦ*ЕК*ЕА * *БАЮБ*ЛВ*ОГ*ТД*ОЕ*
— Объясните значение слов. Что общего в словах? Чем отличаются слова? Составьте предложения со словами.
V. Работа над темой
1. Наблюдение над изменением имен существительных в единственном и во множественном числе.
Проверка индивидуальной работы.
— Сравните вопросы, на которые отвечают существительные в единственном и во множественном числе. Сделайте вывод.
— Прочитайте вывод в учебнике (стр. 8).
2. Упр. 272, стр. 7.
VI. Физкультминутка
VII. Самостоятельная работа
Упр. 273, стр. 8.
VIII. Повторение изученного
Замените выражение одним глаголом.
Клевать носом — ... Дать стрекана —... Зарубить на носу —... Бить баклуши — ... Чесать языком —... Ломать голову — ... Выходить из себя — ...
Домашнее задание
Упр. 271, стр. 7, подготовиться к словарному диктанту.
Урок 105
Тема урока: Склонение существительных. Предлоги падежей. Цели урока: Познакомить с вопросами , которые следует ставить к существительным с предлогами. Развивать умение определять падеж имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Словарный диктант
Учитель подбирает слова из словарика.
III. Работа над темой
1. Проверка домашнего задания (упр. 273). Назовите вопросы и падежные формы слова море.
— Что особенного вы заметили? (Существительное «море» употребляется с предлогами).
— В каком падеже существительное употреблено без предлога? (В именительном.)
2. Упр. 275, стр. 8, 9.
— Какие вопросы вы поставили к существительным с предлогами Прочитайте вывод на странице 10 (вверху).
— Как определить падеж имени существительного? (Нужно к этому су ществительному поставить вопрос от того слова, с которым связан это существительное.)
3. Работа по таблице, упр. 275, стр. 9.
IV. Физкультминутка
V. Списывание
— Спишите. В скобках запишите нужные вопросы. Определите паде жи, выделите окончания.
Побелели (...) поля. (...) Льдом покрылась (...) река. Она уснула как (...) в сказке. Красиво (...) в лесу. (...) На елках и (...) соснах лежат снеговые (...) шубы. (...) Кустики укрылись (...) снежком. (...) Под елью (,..) на снегу видны (...)узоры (...) следов).
Домашнее задание
Упр. 274, стр. 8, выучить таблицу употребления предлогов в падежах.
Итог урока
Урок 106
Тема урока: Сочинение по материалам зимней экскурсии. Цели урока: Развивать умение описывать наблюдаемые явления в при роде.
Ход урока