Раздел 11. оценка, аттестация, аудит и контроллинг персонала организации
Лекция № 12 Оценка, аттестация, аудит и контроллинг персонала организации.
Структура лекции:
1. Оценка результатов труда персонала. Методы оценки.
2. Аттестация персонала.
3. Аудит и контроллинг персонала.
4. Методы оценки подчиненных руководителем.
Оценка результатов труда персонала. Методы оценки.
Оценка персонала– это определение степени пригодности того или иного человека к выполнению возложенных на него обязанностей, достигнутых успехов, степени выраженности необходимых для работы качеств.
Цель оценки труда сотрудников:
· выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
· выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
· выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.
Оценка персонала содержит не только оценку труда, но и деловые, профессиональные, личные качества и потенциал сотрудника.
Факторы оценки бывают основными и дополнительными. К основным относятся те, которые дают представление о сотруднике, дополнительные – углубляют понимание.
Основные факторы оценки:
1. Деятельность сотрудника и ее результаты:
· сложность, качество труда;
· достижение цели;
· качественные и количественные характеристики индивидуального результата;
· вклад в общий итог подразделения и организации в целом;
· знание работы, понимание ее проблем и возникающих ситуаций;
· оперативность действий;
· комплексность, масштабность, технологическая сложность выполняемых заданий;
· творческий подход к делу.
2. Деловые качества работников:
· дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;
· готовность к дополнительной работе;
· умение преодолевать трудности, доводить дело до конца;
· отношение к обучению и самообучению;
· инициативность;
· способность принимать решения;
· умение оптимизировать деятельность, рационально использовать свое время;
· количество ошибок;
· особенности поведения в конфликтных ситуациях (ориентация на сотрудничество, компромисс, соперничество, устранение конфликта любыми способами);
· организаторские способности;
· потенциал профессионального и служебного роста;
· общительность, коммуникабельность;
· стиль руководства, подчинения, взаимодействия.
3. Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):
· уровень интеллектуального развития (выявляется с помощью тестов на интеллект, специальных тестов дарований);
· способность к анализу и обобщениям;
· обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями;
· логика, четкость мышления;
· стремление к поиску.
4. Моральные качества:
· трудолюбие;
· принципиальность;
· честность;
· ответственность, добросовестность;
· обязательность;
· самокритичность;
· мотивы побуждения к труду.
5. Потенциал:
· концентрация и переключаемость внимания;
· агрессивность;
· эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;
· самостоятельность, решительность;
· самоконтроль, самообладание;
· тревожность;
· подвижность или уравновешенность нервных процессов;
· быстрота реакции и проч.
Задачи оценки труда персонала:
· диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
· сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
· выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
· оценка перспектив эффективной деятельности;
· оценка роста;
· ротации.
Этапы оценки труда персонала:
· описание функций;
· определение требований;
· оценку по факторам (конкретного исполнителя);
· расчет общей оценки;
· сопоставление со стандартом;
· оценку уровня сотрудника;
· доведение результатов оценки до подчиненного.
Таблица 4. Уровни оценки труда персонала:
Уровень оценки | Периодичность | Метод | Возможности использования | |
1. | Повседневная оценка | ежедневно, еженедельно | Анкетирование Обсуждение | Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения |
2. | Периодическая оценка исполнения обязанностей | Один раз в полгода, год | Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда Интервью Обсуждение | Определение перспективы и разработка совместных целей |
3. | Оценка потенциала | Разовая, перманентная | Тестирование Центр оценки | Построение кадрового прогноза, планирование карьеры |