Тема 2. договор розничной купли-продажи

1. Понятие и сфера применения договора розничной купли-продажи. Правовое регулирование и особенности розничной купли-продажи.

2. Стороны договора купли-продажи; понятие потребителя.

3. Форма и порядок заключения договора, в том числе на основании публичной оферты.

4. Содержание договора розничной купли-продажи.

5. Права и обязанности сторон:

5.1. права и обязанности продавца;

5.2. права и обязанности покупателя, в том числе права

- на информацию;

- на качество и безопасность товара;

- на обмен товара надлежащего качества;

- при продаже товара ненадлежащего качества.

6. Ответственность продавца.

7. Особенности отдельных видов договоров:

- с условием принятия товара покупателем в определенный срок;

- с использованием автоматов;

- продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи товаров;

- с условием доставки товара покупателю;

- договор найма-продажи.

Нормативные и правоприменительные акты:

9. ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4859.

10. ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

11. ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 10.01.2000. № 2. Ст. 150.

12. ФЗ от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // СЗ. 29.06.1998. № 26. Ст. 3006.

13. ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4553.

14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.

15. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СЗ РФ. 08.10.2007. № 41. Ст. 4894.

16. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 26.01.1998. № 4. Ст. 482.

17. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 15.06.1998. № 24. Ст. 2733.

18. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» // СЗ РФ. 25.08.1997. № 34. Ст. 3981.

19. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СЗ РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3657.

20. Постановление Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» // СЗ РФ. 19.05.1997. № 20. Ст. 2303.

21. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 720 «Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // СЗ РФ. 23.06.1997. № 25. Ст. 2942.

22. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // СЗ РФ. 28.04.1997. № 17. Ст. 2020.

23. Закон Самарской области от 31.05.2007 № 41-ГД «Об организации розничных рынков на территории Самарской области» // Волжская коммуна. 01.06.2007. № 96 (25894).

24. Приказ Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 03.02.2006 № 5 «Об установлении срока наступления сезона для сезонных товаров в Самарской области» // Волжская коммуна. 21.02.2006. № 31 (25584).

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета. 26.11.1994. № 230.

Дополнительная литература:

1. Агафонова Н.Н. Прекращение договора дистанционной продажи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 2.

2. Селянин А.В. Защита прав потребителей: учебное пособие для вузов. М. : Юстицинформ, 2006.

3. Семенихин В.В. Договор розничной купли-продажи // Юрист. 2007. № 8.

4. Терешко Ю. Убыточный шопинг // ЭЖ-Юрист. 2007. № 43.

5. Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // ЭЖ-Юрист. 2006. № 10.

6. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Задача 1.

Иглова решила приобрести швейную машинку. Однако так как выбранная ей швейная машинка была последняя, а у Игловой не было необходимой суммы с собой, она попросила продавца отложить машинку на 1 день, сказав, что на следующий день принесет всю сумму и заберет покупку. Продавец ответил отказом, мотивировав это тем, что данные швейные машинки продаются последний день, после чего будут сданы поставщику как слабореализуемые. На этой почве между Игловой и продавцом возник конфликт, после чего продавец заявил, что в таком случае швейная машинка не будет продана Игловой ни при каких условиях, даже если она принесет деньги сегодня. Иглова обратилась к адвокату за консультацией.

Какие права Игловой были нарушены, и какие разъяснения ей необходимо дать?

Задача 2.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (покупатель) обратился к ООО «Связь» (продавцу) с заявлением о замене неисправного радиотелефона "Ericsson 1018". Продавец отказался заменить приобретенный покупателем радиотелефон на радиотелефон марки "Ericsson 1018" надлежащего качества, мотивировав тем, что он телефон не производил и гарантии покупателю не предоставлял.

Не удовлетворившись ответом, территориальный фонд обязательного медицинского страхования приобрел новый радиотелефон и обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора розничной купли-продажи и взыскании с продавца:

- стоимости радиотелефона "Ericsson 1018";

- неустойки в размере 840 рублей — по 1% за каждый день просрочки исполнения требований покупателя о замене товара ненадлежащего качества в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»;

- компенсации морального вреда в размере 10.000 рублей.

Какой договор был заключен между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и ООО «Связь»?

Распространяется ли действие Закона РФ «О защите прав потребителей» на отношения сторон?

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Задача 3.

Кириллов купил в магазине электродрель американского производства, которая вышла из строя при первом же ее подключении в электрическую сеть. На следующий день он отнес испорченную электродрель в магазин и потребовал от работников магазина заменить ее на доброкачественную.

Работники магазина отказались удовлетворить требование покупателя, указав ему на то, что сегодня любой человек должен знать, что американские электробытовые приборы работают от сети напряжением в 127 вольт и что следует пользоваться переходником, а потому Кириллов сам виноват в том, что дрель вышла из строя.

Кириллов обратился в суд с иском о взыскании с магазина убытков в размере суммы, уплаченной за электродрель, и компенсации морального вреда в том же размере. В исковом заявлении Кириллов указал, что при продаже электродрели работники магазина не проверили ее исправность, не объяснили, как работает электродрель, а прилагаемая к ней инструкция была на английском языке.

В чем заключаются обязанности продавца, продающего товары в розницу?

Какое решение должен принять суд?

Задача 4.

Алексеев, студент 1 курса университета, 15 сентября приобрел в универмаге спортивный костюм и кроссовки, предварительно примерив и осмотрев покупки. Придя домой, он снова стал примерять костюм, но фасон и расцветка ему не понравились. Посоветовавшись с родителями, Алексеев решил обменять костюм на следующей неделе. Костюм он больше не надевал. 19 сентября во время занятий по физкультуре, которые проходили на стадионе, Алексеев промочил ноги, так как кроссовки практически насквозь промокли. Переобуваясь в раздевалке, он увидел, что носки, а также ноги окрасились в синий цвет (по цвету материала, из которого были сделаны кроссовки). Только 28 сентября Алексеев смог прийти в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки вернуть обратно уплаченные им деньги. В универмаге обменять спортивный костюм отказались, поскольку покупателем в нем не было обнаружено каких-либо дефектов, а кроссовки согласились принять обратно, но лишь в обмен на другую пару.

Вправе ли Алексеев обменять спортивный костюм потому, что ему не подходят его фасон и расцветка?

Правомерны ли действия универмага?

Задача 5.

Самсонов обратился с заявлением к ОАО "АвтоВАЗ" о возврате стоимости товара, ссылаясь на то, что 25 января он приобрел произведенный ответчиком автомобиль ВАЗ-21102, в процессе эксплуатации которого были выявлены многочисленные дефекты.

В удовлетворении требований Самсонову было отказано по причине того, что, во-первых, указанные покупателем недостатки не лишают его возможности использовать автомобиль по назначению и, во-вторых, автомобиль ВАЗ-21102 был приобретен не у ОАО «АвтоВАЗ», а у розничного продавца ООО «Самарские автомобили».

Получив отказ, Самсонов обратился в суд с иском к ОАО «АвтоВАЗ» и просил обязать ответчика принять автомашину, выплатить ее рыночную стоимость, взыскать неустойку, расходы на проведение экспертизы и компенсацию морального вреда.

Какое решение должен принять суд?

Задача 6.

29 августа года Родионов приобрел для своей супруги в ООО «Ювелирный магазин «Аметист» ювелирный гарнитур (золотые сережки и цепочку). В последующем в одной из сережек выявился дефект производственного характера (постоянно расстегивалась), что подтверждается заключением экспертизы.

Родионова обратилась к продавцу с заявлением о расторжении договора и возврате денег. Продавец отказал в удовлетворении требований Родионовой, указав на то, что, во-первых, она не является покупателем, а, во-вторых, если деньги и будут возвращены, то только за сережки.

Правомерны ли требования Родионовой?

Как ей следует поступить?

Задача 7.

Студент Владимиров накануне нового года решил приобрести цифровой фотоаппарат с высокими разрешающими возможностями, в том числе позволяющими вести ночную съемку, и обратился к продавцу магазина, специализирующегося на продаже такого рода техники. По совету продавца он приобрел цифровой фотоаппарат Canon. Однако почти все фотографии, которые были сделаны Владимировым в новогоднюю ночь, оказались некачественными - затемнёнными.

Владимиров решил обменять фотоаппарат, но не смог найти кассовый чек. Не зная как поступить, Владимиров обратился в отдел по защите прав потребителей с просьбой разъяснить ему его права.

Каковы права покупателя, получившего от продавца товар, не соответствующий заявленным требованиям?

Каковы последствия утраты покупателем кассового чека?

Задача 8.

Сидорина выбрала две пары сапог - демисезонные и зимние, но при оплате товара продавец её предупредил о том, что поскольку указанный товар продается со скидкой, в июле, на него не устанавливается гарантийный срок. Аналогичная запись содержалась и на товарном чеке, выданным продавцом. В начале зимы, попав в дождь, приобретенные Сидориной зимние сапоги расклеились. Она обратилась к продавцу с требованием о замене некачественных сапог. Но продавец отказал в удовлетворении требований Сидориной.

Правомерны ли действия продавца?

Как следует поступить Сидориной?

Задача 9.

Приобретая в магазине белый диван из искусственной замши, Степанов договорился о доставке товара на дом, указав домашний адрес. Однако продавец доставил товар до подъезда, выгрузил его из автофургона, уложив на мокрый снег, и стал требовать от покупателя подписать акт приема-передачи товара, утверждая, что о подъеме дивана в квартиру покупателя стороны не договаривались. Покупатель отказался принять доставленный ему товар и потребовал возврата уплаченной за диван денежной суммы.

Правомерны ли действия продавца и покупателя?

Что следует предпринять покупателю?

Задача 10.

Соколов приобрел в магазине дорогой для него деловой костюм и на следующий день отправился в нём на важные переговоры. Однако во время беседы с коллегами он случайно увидел, что брюки разошлись по шву.

В этот же день Соколов вернул в магазин костюм, и помимо возврата уплаченной за него денежной суммы, потребовал компенсации морального вреда в размере стоимости костюма. Продавец в удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказал, мотивируя это тем, что костюм имел невысокую цену по сравнению с другими моделями этой же фирмы, поэтому покупатель не должен был рассчитывать на то, что костюм качественный.

Как следует поступить Соколову?

Задача 11.

Александров приобрел холодильник с функцией «без инея». Однако через два месяца эксплуатации он обнаружил лёд в морозильной камере и на хранящейся в ней ягоде. Александров обратился в отдел по защите прав потребителей с вопросом о том, какие он имеет права, обязан ли продавец заменить холодильник и возместить стоимость испорченных ягод.

Какие разъяснения должен дать отдел по защите прав потребителей?

Каковы функции отдела по защите прав потребителей?

ТЕМА 3-4. ДОГОВОР ПОСТАВКИ,

Наши рекомендации