Международная миграция рабочей силы
Миграция населения – это процесс перемещения людей через территориальные границы со сменой навсегда либо на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.
Миграция – это два взаимосвязанных процесса: эмиграция(выезд из страны)ииммиграция(въезд в страну).
По времени миграция делится на постоянную или безвозвратную, временную и сезонную.
В зависимости от географических направлений различают внутреннюю (перемещение населения между городами и районами одной страны) и внешнюю (внутриконтинентальную и межконтинентальную) миграцию.
В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной и нелегальной.
Переселения по политическим, социальным, религиозным и другим мотивам в мире существуют давно. Основными их причинами являлись войны и конфликты. В настоящее время все больше людей переселяются из-за экологических бедствий, истощения почвы, лесных пожаров, существует миграция по национальному признаку (в Израиль, Германию). Резкие различия в уровнях рождаемости в соседних странах также оказывают влияние на процесс миграции населения.
Международная миграция рабочей силы, или трудовая миграция, -это перемещение, переселение трудоспособного населения из страны в страну, отражающее процесс перераспределения трудовых ресурсов между отраслями всемирного хозяйства.
В основе трудовой миграции лежат экономические причины: безработица, низкий уровень жизни, различия в социально-экономических условиях государств, уровне заработной платы, наличие относительного перенаселения. К неэкономическим причинам миграции населения относятся: политические, религиозные, национальные и др.
ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
В ХХ веке структура трудовой миграции изменилась. Если в конце XIX - начале ХХ века мигрировали в основном промышленные рабочие и разоряющиеся крестьяне, то после Второй мировой войны активно развивается процесс международной миграции технической и научной интеллигенции, так называемая "утечка умов". Причина этого в поиске приемлемых условий труда, возможности создания научной школы, возможности использовать различия в статусе и вознаграждении ученых. Наибольшие потери от миграции квалифицированной рабочей силы несут развивающиеся страны.
Можно выделить 7 международных центров,притягивающих трудовые ресурсы из других стран:
1) Западная Европа. Традиционный центр притяжения рабочей силы.
2) Северная Америка. Трудовые ресурсы США в основном сформировались за счет иммигрантов. С 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная конгрессом США, была благоприятной для въезда жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства в 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 г. предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы. Таким образом, США является вторым традиционным центром притяжения рабочей силы. После терактов 2001 г. въездные квоты в США резко снизили и ограничили въезд из развивающихся стран.
3) Ближний Восток. Много иностранцев в основном из бедных стран Южной и Юго-Восточной Азии едут работать в нефтедобывающие страны Персидского залива.
4) Африка. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция. Основные принимающие страны: страны Северной Африки, Намибия и ЮАР. Негритянское население из ближайших стран нанимают в основном для работы в золотодобывающей, алмазной, урановой промышленности.
5) Латинская Америка. В основном мигрантов принимают Аргентина и Венесуэла, причем на непродолжительные сроки, так как наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция.
6) Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являются Новые индустриальные страны (НИСы). Миграция в них идет в основном для работы в открывающихся там японских, европейских, американских ТНК.
7) Россия. Наша страна одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему немало способствовало появление "ближнего зарубежья", превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР во внешнюю.
Из граждан СНГ первые места среди "нелегалов" занимают граждане Азербайджана и Грузии, а также жители Украины. По нелегальным мигрантам из "третьих стран" лидирует Китай. Большой поток беженцев и вынужденных переселенцев идет к нам из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Немалую роль в этом сыграли вооруженные конфликты. Кроме того, люди приезжают в нашу страну, спасаясь от притеснений во многих странах, где жизнь русскоязычного населения стала невыносимой (например, из Прибалтики).
В Россию бегут не только из соседних стран, но даже из тех, с которыми у нас нет общих границ, — Афганистана, Турции, Шри-Ланки, Кении.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Для принимающих стран – это фактор подъема экономики. Обычно иммигранты заняты в трудоемких и не пользующихся спросом у местного населения отраслях. Часто некоторые отрасли национальной экономики становятся полностью зависимыми от иностранной рабочей силы - особенно в строительстве, угледобывающей промышленности, в сфере услуг.
Местные предприниматели экономят на том, что при иммиграции сдерживается рост заработной платы национальных рабочих. Экономятся большие средства на подготовке кадров.
В странах-экспортерах при эмиграции снижается безработица. Если мигранты возвращаются, то уже получив или повысив квалификацию, при этом они ввозят с собой иностранную валюту. Кроме того, рабочие посылают домой денежные переводы, и в некоторых странах денег от переводов поступает в несколько раз больше, чем от экспорта товаров. Например, в Египте поступлений от эмигрантов в 3 раза больше, чем доходов от эксплуатации Суэцкого канала.
Существует три прямых источника доходов от выезда рабочей силы для стран, из которых идет эмиграция:
1) поступления валюты в виде налогов от операций фирм-посредников в найме рабочей силы;
2) непосредственные переводы эмигрантов на родину родственникам в иностранной и отечественной валюте.
3) личное инвестирование эмигрантов (перевод ценных бумаг, товаров длительного пользования, покупка земли).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ рабочей силы
Осуществляя экономическую политику, государство регламентирует и процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционнуюииммиграционную.
Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
5. разработка программы рабочих мест для возвращающихся эмигрантов;
6. выдача кредитов и предоставление льгот возвращающимся эмигрантам на постройку и приобретение жилья;
7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Прирегулировании иммиграции большинство принимающих стран используют такой подход: государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
– работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);
– специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);
– представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
· специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);
· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Ограничительные инструменты иммиграционной политикивключают в себя:
Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности.
Введение возрастного ценза для въезжающих, в ряде стран ограничивают въезд по половым признакам.
Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа.
Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
Ограничение времени работы в стране. В России в соответствии с «Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 года разрешение выдается на срок до 1 года и еще может быть продлено на такое же время.
Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.
Система санкций, в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Можно выделить 10 направлений дискриминации со стороны принимающих стран по отношению к иммигрантам:
1. В области занятости: наем на самые тяжелые работы, иммигрантов позже всех нанимают и раньше увольняют.
2. Удлиненный режим рабочего времени, ночные смены.
3. Заниженные ставки оплаты, отсутствие льгот и премий.
4. Отсутствие социальных выплат по безработице, старости и инвалидности.
5. Ограничения в найме жилья.
6. Ограничения в получении образования для членов семьи.
7. Менее квалифицированная медицинская помощь.
8. Заработная плата выдается в отечественных деньгах и иностранной валюте. Их процентное соотношение определяется государством.
9. Нет профсоюзов. Запрещено в них участвовать.
10. Религиозная замкнутость.
Международное регулирование миграции населения
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя:
- двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
- деятельность международных экономических организаций, к которым относятся: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках тогда ещё Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
1. Разработка конвенций и рекомендаций о труде.
2. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.
3. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Эта организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:
· способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
· способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
— организовывать перемещение беженцев и др.
Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции.
Одним из важных методов межнационального регулирования миграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двух- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.