Понятие и условия функционирования

Монополистическая конкуренция — это совокупность отношений между большим числом покупателей и большим числом небольших фирм, продающих дифференцированный товар.

Функционирование рынка монополистической конкуренции предполагает следующие условия:

• участниками рынка являются множество покупателей и большое число мелких фирм;

• фирмы продают дифференцированный (неоднородный по своим качественным параметрам, условиям продажи, сервису и местоположению сбыта, дизайну, упаковке и т.п., но идентичный по функциональному назначению) товар; различия могут быть как реальными, так и мнимыми (внушенными потребителям, например, рекламой);

• имеет место как ценовая, так и неценовая конкуренция— состязание между продавцами за доходы потребителей, инструментом которой являются качественные (неценовые) характеристики товара и его сбыта (качество товара, условия его продажи, торговый знак);

• наличие сравнительно низких отраслевых барьеров (действующие фирмы могут иметь патенты, авторские права на свой товар и торговые знаки, между продавцами отсутствует сговор, но эффект масштаба и необходимые финансовые вложения невелики);

Соответственно рынок монополистической конкуренции характеризуется двумя важнейшими чертами. Во-первых, фирмы продают дифференцированные продукты (товары-заменители, или иначе, субституты), которые, однако, не являются абсолютно взаимозаменяемыми. Во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено: им несложно проникнуть на рынок со своими фирменными товарами, а действующим фирмам выйти при исчезновении спроса на их товары. Как следствие, индивидуальный контроль над рынком ограничен наличием конкурирующих производителей товаров-заменителей, а также относительно низкими отраслевыми барьерами. Поэтому кривая спроса на продукт отдельной фирмы является, во-первых, менее эластичной, чем при совершенной конкуренции, но более эластичной по сравнению с кривой спроса на продукцию монополии, во-вторых, — более эластичной, чем отраслевая кривая спроса.

Резюмируем: эта модель совмещает в себе монополистические и конкурентные черты. Как монополист монополистически конкурирующая фирма сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Вместе с тем как совершенно конкурентная фирма она делит рынок с множеством других себе подобных мелких фирм. Согласно данной модели, каждая фирма столь мала, что поведение ни одной из них существенно не зависит от действий других.

Принципы функционирования

Рассмотрим функционирование этого рынка с помощью модели кратко- и долгосрочного равновесия типичной для данной отрасли фирмы. Кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, так как он в некоторой степени отличен от товаров конкурентов. (Но поскольку на рынке продаются товары-заменители, кривая спроса на товар фирмы является более эластичной по сравнению с отраслевой кривой спроса.) Отрицательный наклон кривой спроса позволяет фирме получать (аналогично ситуации простой монополии) монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Иными словами, прибыль больше нуля, так как рыночная цена выше уровня предельных издержек, предельного дохода и средних издержек.

Данное равновесие не является, однако, долгосрочным. Положительная прибыль привлекает на рынок новые фирмы. Поскольку товары новых фирм являются субститутами продукции действующих фирм, доходы потребителей распределяются на возрастающий объем отраслевого предложения, что приводит к снижению рыночной цены товара. В свою очередь снижение цены, вызывая падение объема продаж каждой данной фирмы, сокращает в долгосрочном периоде прибыль до нуля. С этого момента вход новых фирм на рынок прекратится.

Рассмотрим эту ситуацию в графической форме. Рисунок 1 иллюстрирует краткосрочный период. В силу отличия товара данной фирмы от продукции других фирм, кривая спроса D на ее товар имеет отрицательный наклон. Оптимальный (максимизирующий прибыль) объем производства Q соответствует точке пересечения кривых предельного дохода MR и предельных издержек МС. Так как соответствующая этому выпуску цена Р превышает уровень средних издержек АС, фирма получает положительную чистую прибыль (на рисунке она показана прямоугольником N).

В долгосрочном периоде положительная прибыль — стимул для проникновения на рынок новых фирм. Выпуск этими фирмами товаров (при неизменных доходах потребителей) приведет к снижению объема продаж данной фирмы. Кривая спроса на ее товар сместится относительно первоначального положения вниз (рис. 2). (В этом случае также возможно смещение кривых предельных и средних издержек, однако, упрощая анализ, допустим, что они неизменны).

Понятие и условия функционирования - student2.ru

В долгосрочном периоде максимум прибыли обеспечивает объем производства Q1 (причем Q1<Q), которому соответствует цена Р1. Так как эта цена равна средним издержкам (кривые спроса D1 и средних издержек АС касаются в точке, соответствующей оптимальному объему производства), прибыль фирмы равна нулю. Несмотря на нулевую прибыль, фирма продолжает оставаться монополистом: продавая дифференцированный товар, она сохраняет отрицательный наклон кривой спроса на свою продукцию.

Наши рекомендации