Использование гражданина РФ в качестве рекламораспространителя потребительской упаковки с товарным логотипом.
Потребитель, в определении Закона о защите прав потребителей -
" гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
При этом предпринимателем могут как выступать юридические, так и физические лица, а потребителем всегда выступает физическое лицо, гражданин, который приобретает товар с целью личного использования.
По причине позднего возникновения в РФ общества потребления, в отличие от ряда наиболее развитых стран, мы столкнулись с агрессивным поведением предпринимателей по отношению к потребителям относительно недавно. И мы считаем, что это проявляется в полной мере в навязывании продавцом пакета с логотипом.
Такой пакет стал сегодня настолько привычным явлением, что подавляющее большинство граждан РФ не реагируют на явное нарушение их интересов. Покупатель принимает решение, на первый взгляд, самостоятельно и не ощущает никакого давления со стороны продавца.
Пакет рассматривается как самостоятельная товарная единица, реализуемая потребителю по договору купли-продажи, товарный чек является доказательством факта купли-продажи.
Но на самом деле свободы выбора у потребителя нет - он должен приобрести пакет или нести товар неупакованным... В таком случае все его покупки теряют смысл, их он не сможет физически донести в руках до дома или даже иногда до автомобиля; заплатить в таком случае за пакет является логичным и разумным. Существует многолетняя традиция потребителя не поднимать шума "из-за пустяков", дабы не продемонстрировать свою неплатежеспособность. Покупатель молча платит за товар, иногда не осознавая, что нарушаются его права потребителя.
Приобретение пакета с логотипом становится обязательным, т.к. отсутствует альтернатива ему - пакет без логотипа.
Кроме того, торговые сети являются монополистами, пользуются своим доминирующим положением на рынке и потребителю невозможно тягаться с такими мощными контрагентами, к тому же недостаточный уровень правовой культуры и разобщенность потребителей в отличие от могучих хозяйствующих субъектов делает исход поединка предопределенным.
Мы считаем права потребителя уязвимыми потому, что установилось определенное правило поведения, обычай, который фактически закрепил права продавца использовать потребителя как пропагандиста-распространителя определенного логотипа и, следовательно, данной торговой сети. После оплаты стоимости товара пакет становится уже собственностью покупателя, но у него к этому времени появляется функция информатора, рекламораспространителя логотипа, бренда и т.п.
Закон о рекламе определяет рекламораспространителя как "юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами". Таким образом, рекламораспространитель - лицо, распространяющее рекламную информацию любым способом. Потребитель в таком случае становится таким же каналом информации, как баннер, вывеска, транспортное средство и т.д. и т.п.
Cлово "реклама" происходит от латинского "выкрикивать" (reclamare), по всей видимости раньше короткую информацию на рынке выкрикивали для оповещения потенциальных потребителей и создания спроса, а сегодня для огромного количества потребителей эту функцию выполняет... пакет с логотипом! И поскольку аудитория потребителей в основном не возражает против пакета с логотипом, предприятие торговли не упускает случая использования его в своих коммерческих интересах.
Чем же отличается такая реклама от самовольного вброса рекламных листовок в почтовый ящик без получения согласия собственников жилья? То же игнорирования желаний и интересов потребителя в этом вопросе! Признак рекламы - направленность на привлечение внимания к определенному объекту, присутствует налицо.
По наблюдениям, которые мы провели в городе Оренбурге и области, крупные торговые сети, специализирующие на продаже продовольственных товаров, не тратятся на дорогостоящую рекламу своей сети.
Мы предполагаем, что эту функцию выполняет потребитель.
1.2. Факторы, влияющие на спрос упаковочной продукции
Наши опросы показывают, что большинство оренбургских потребителей пакет приобретают ежедневно (47 % опрошенных). Мы выяснили, по каким причинам потребитель все-таки берет пакет практически ежедневно.
Во-первых, надо в чем-то донести купленный товар.
Во-вторых, проносить в торговый зал супермаркета старый пакет хлопотно, т.к. могут возникнуть проблемы с персоналом, и не всегда потребитель сможет доказать, что пакет его - не новый, а приобретен ранее.
В-третьих, сложившаяся культура потребления россиян и ментальность российских граждан не одобряет разговоры на кассе о защите прав потребителя; наоборот, это считается мелочным и не поддерживается многими согражданами. Многие испытывают ( 24 %) дискомфорт после приобретения пакета, некоторые (13%) не хотели бы афишировать, как показало наше исследование, в каком супермаркете приходиться делать закупки .
В-четвертых, уровень правовых знаний в сфере прав потребителя и рекламного законодательства в целом низкий в нашем обществе. Наши российские потребители не возражают против многократной повторяемости рекламных акций за их собственный счёт.
В данной ситуации потребитель нами определяется как более слабый субъект правоотношений, требующий дополнительной правовой защиты государства. Мы полагаем, что за выполнение работы распространителя информации потребитель должен получать материальное вознаграждение от продавца (предпринимателя), т.к. в значительной степени эффективность работы предприятия достигается его усилиями.
Логотип облегчает распознавание торговой сети, магазина, его запоминание, стимулирует желание его купить. Логотип создает так называемый "фирменный стиль" и помогает отмежеваться от конкурентов.
Считаем, что пакет с логотипом торговой сети в таком случае должен служить вознаграждением и выдаваться исключительно бесплатно. А если такой подход к разрешению проблемы кажется для коммерческого предприятия торговли убыточным, оно имеет полное право продавать пакеты, но уже без логотипа. В противном случае наносится вред имуществу потребителя и нарушаются его права.
В ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившем в силу с 09.01.2015 года присутствует следующая правовая норма - "Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается."
Мы квалифицируем продажу пакета в магазинах торговой сети именно как понуждение к заключению договора, доказательством которого и является товарный чек. Решить проблему необходимо, тем более небольшие магазины и индивидуальные предприниматели на рынке товаром с логотипом не пользуются, но пакеты своим потребителям предоставляют бесплатно. В следствии этого мы можем предположить, что такая ситуация не ведет их к значительным издержкам и, как следствие, убыткам.
Нам представляется, что ориентироваться в разрешении проблемы необходимо на торговые предприятия, специализирующиеся на продаже одежды и обуви. Такие предприятия практически в абсолютном своем большинстве предоставляют свою упаковочную продукцию (с логотипом!) бесплатно. В данном случае мы видим цивилизованный подход субъектов правоотношений друг к другу: "Ты мне - товар, а я информирую всех твоим логотипом на пакете, что я товар у тебя купил".
Продажу торговой сетью товара с логотипом мы квалифицируем также как скрытую рекламу, которая Законом о рекламе (гл.11, ст.5) за плату запрещена.
Ежедневное приобретение пакета объективно ведет к снижению уровня жизни потребителя, возникает закрепление в сознании потребителей невозможности достижения социальной справедливости. Очевидно, что в данном случае несоблюдение потребительских прав носит массовый характер, направлено как на ущемление прав каждого конкретного потребителя, так и всего общества в целом.
Конституция РФ (гл. 2, ст.17, п.3) гласит: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Кроме того, дух Конституции в соответствии с идеями естественного права предполагает отношение к человеку исключительно как к цели и никогда как к средству. Мы считаем, что заставляя купить потребителя пакет с рекламным логотипом, предприниматель-ретейлер относится к нему именно как к средству, что наносит ущерб конституционным правам и свободам, а также достойному уровню жизни граждан. Устранить имеющиеся пробелы в законодательстве сегодня необходимо всем российским законодателям; огромную роль при этом призваны сыграть всевозможные объединения и ассоциации граждан - потребителей.
Целью любого предпринимателя является уменьшение затрат (издержек). Чем меньше издержки - тем больше прибыль предпринимателя. Для решения этой ключевой задачи предприниматель ставит целью увеличение объема продаж, увеличение доли на рынке.
Поэтому упаковочные материалы, проданные потребителю, а не предоставленные в дар, значительно сокращают издержки предпринимателя. Обороты торговых сетей, специализированных на продаже продуктов питания, огромны и продажа большого количества продукции с многократной повторяемостью предпринимателю выгодна. Тем более, в случае дарения пакета потребителю в соответствии с налоговым законодательством РФ, предприниматель обязан произвести налоговую выплату государству в размере НДС.
В части 1 главы 1 нашего исследования мы показали нарушение прав потребителей продукции, преимущественно продовольственных товаров, даже если аудитория неопределенная. Но мы считаем также, что наносится удар и российскому обществу в целом. Огромное количество приобретаемого упаковочного материала становится фактором нарушения экологической безопасности и уже сегодня требует государственного внимания к проблеме загрязнения окружающей среды.
Институт защиты прав потребителей имеет собирательный характер, включает в себя правовые нормы не только гражданской отрасли права, но также и других отраслей. В частности, необходимо обратиться не только к нормам гражданского права, но и к нормам экологического права.