Методы, ограничивающие приток иностранного капитала.
Система мер, ограничивающих приток иностранного капитала, включает меры административного (прямого) и экономического (косвенного) характера.
Национальный режим может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Исключения предполагает запрет деятельности иностранных инвесторов в отдельных отраслях и секторах экономики. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.
К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдачу разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.
Так в 2007 г. в США принят Закон об иностранных инвестициях, где запрещается осуществление иностранных инвестиций:
- в стратегические технологии и инфраструктуру;
- основные энергетические объекты;
- секторы, обеспечивающие долгосрочные потребности США в материальных ресурсах.
В развитых странах наиболее часто используют следующие меры по регулированию иностранных инвестиций:
а) предварительное разрешение на осуществление ПИИ;
б) ограничения на ПИИ в определенных отраслях и сферах;
в) ограничения на долю иностранных инвесторов в капитале национальных компаний вплоть до полного запрета на переход национальных компаний под иностранный контроль;
г) требование взаимности от стран происхождения иностранных инвесторов.
3) государственная поддержка прямых иностранных инвестиций осуществляется посредством:
1. Предоставление государственных гарантий.
Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае:
- национализации,
- стихийных бедствий,
- невозможности перевода прибыли,
- неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств.
Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.
2. Страхование зарубежных инвестиций является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1 % от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.
3. Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе:
- национального законодательства принимающей страны,
- национального законодательства страны базирования прямого инвестора
- международного арбитража – своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования – принимающие страны.
4. Исключение двойного налогообложения. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
5. Административная и дипломатическая поддержка.
Ий вопрос
Главной регулирующей структурой мирового хозяйства является Группа Семи (G 7), с обслуживающими ее международными организациями, которые принимают наиболее важные экономические и политические решения.
Начало работы группы G 7 было ответом на экономический кризис 70 - х годов. Первая встреча глав 6 – ти наиболее экономически развитых стран (США, Японии, Франции, Великобритании, Италия, ФРГ) состоялась в 1975 г. (в 1976 г. к ним присоединилась Канада).
В 1980 г. G 7 превратилась из экономической организации в геополитическую. В 1997 г. G 7 формально превратилась в G 8, к ней присоединилась Россия (на саммите в Денвере). Но G 7 продолжает существовать, всегда находятся вопросы, которые необходимо обсуждать без России, так в 2009 г. состоялась встреча «большой семерки», где обсуждалась общая проблема – мировой финансовый кризис. Россию тоже пригласили, но она все еще остается в статусе «плюс один», несмотря на то, что формально Россия полноправный член G 8.
Международный валютный фонд –специальное агентство ООН, учрежденное 184 государствами, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств – членов и оказание им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
В своей деятельности ВБ И МВФ дополняют друг друга, но функции у них различны. ВБ – это кредитная организация, чьей целью является содействие интеграции стран в мировое хозяйство и достижение ими долгосрочного экономического роста. ВБ кредитует развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.
МВФ – действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, и кредитует страны, испытывающие серьезный дефицит платежного баланса.
Крупнейшими МФО являются Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые были созданы в 1944 г. для стабилизации мировой экономики после второй мировой войны. Вообще все международные финансовые организации были созданы по итогам Бреттон-Вудской конференции. Россия является членом обеих организаций с 1992 г. По уставу данных организаций членами МВФ могут является только страны члены-МБРР.
Рисунок – Группа всемирного банка[7]
Россия входит во все организации, кроме МЦУИ. Ядром ВБ является МБРР, деятельность всех организаций тесно координируется, но внутри ВБ существует четкое разделение труда.
Высшим руководящим органом МБРР является совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение).
Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85 %.
При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка. США имеют более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты России и Украины составляют, соответственно 1,8 и 0,8 %.
Капитал МБРР на момент создания был образован государствами-членами в размере 10 млрд. дол. (МБРР создан в 1944 г.). В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол.
МБРР финансирует свои кредитные операции из:
- собственного капитала;
- заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американского рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7 % годовых);
- за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
МБРР является крупнейшим заемщиков, согласно стратегии ВБ, МБРР предоставляет займы:
- на цели развития или бюджетозамещающие займы, для поддержания институциональных преобразований, необходимых для создания условий, способствующих экономическому росту;
- инвестиционные займы, направленные на решение социально-экономических задач стран-заемщиков.
Часть кредитов предоставляется на платной основе, часть – безвозмездно. Кредиты предоставляются только правительству стран-заемщиков, посредством их ЦБ, МБРР строго следит за целевым использованием средств. Одной из особенностей деятельности МБРР является отказ от реструктуризации задолженности, т.к. случаев отказа в возврате не было.