Покаяние и все связанное с ним

Покаяние и все связанное с ним


Данная брошюра содержит в себе наиболее важные моменты, имеющие отношение к покаянию, которое занимает великое место в Исламе. В ней можно найти ответы на многие вопросы и в том числе о том, как следует правильно каяться. Мы надеемся на Аллаха, что данная брошюра будет полезна как для мусульман, так и для каждого, кто хочет покаяться и вернуться на путь Всевышнего.

Составители:

Астемиров Анзор и Кудаев Расул

Содержание

Предисловие

Определение слова «покаяние» (ат-Тауба)

О необходимости искреннего покаяния

О достоинствах искреннего покаяния

О вреде грехов

Знание о грехах

В каких случаях малые грехи превращаются в большие

Об опасности пренебрежения малыми грехами

О том, что искреннее покаяние будет принято

Покаяние стирает грехи, которые были до него

Условия покаяния

Примеры великого покаяния

Хадис о покаянии того, кто убил сто человек

О том, когда покаяния не будут приниматься

О покаянии лжецов

Как поступить тому, кто совершил грех?

О том, какими словами лучше всего просить у Аллаха прощения

Я хочу покаяться, но мои родственники и старые друзья мешают мне

О запрещении рассказывать о своих грехах

Избранные ответы на актуальные вопросы кающихся

Заключительное слово относительно покаяния

Виды деяний, искупляющих грехи

Литература

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Предисловие

Хвала Аллаху, мы восхваляем Его, молим о помощи и прощении, и мы взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь. Мы прибегаем также к защите Аллаха от зла наших душ и от зла наших дурных дел. Никому не сбить с пути истинного того, кому Аллах указывает путь, а кого Он сбивает с пути,1 тому никто его не укажет. Свидетельствуем, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник. Да благословит и приветствует Аллах его самого, членов его семьи и всех сподвижников его!

Всевышний Аллах в Своём последнем Откровении сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте иначе как мусульманами!» (Семейство Имрана 3: 102).

Всевышний и Всеблагой также сказал: «Он Тот, кого следует бояться, и Он – Тот, кто дарует прощение!»(Завернувшийся 74: 56).

От Абу Зарра, сподвижника Пророка Мухаммада, сообщается, что Пророк сказал: «Я завещаю тебе бояться Аллаха, ибо, поистине, это вершина всех дел». Ахмад 4/226. Хадис достоверный.

Посланник Аллаха , давая наставление одному из своих сподвижников, также сказал: «Избегай запретного, и будешь ты в поклонении самым усердным из людей». ат-Тирмизи 2305. Хадис хороший.

Каждый неизбежно совершает те или иные греховные поступки. Человек может не совершать какое-либо греховное деяние, но всё же иметь греховное устремление в сердце своём. Если же у него нет подобных устремлений, то он всё равно допускает какие-либо упущения в делах религии, либо в знаниях об Аллахе Всевышнем. Всё это является недостатком и избежать всего этого невозможно, ибо, таково установление Аллаха Всевышнего, а лишён ошибок и всякого несовершенства только Он! Посланник Аллаха сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!» Муслим 2747.

Посланник Аллаха также сказал: «Нет такого правоверного (му'мин) раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Аусате” и в “аль-Кабире”, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Однако это вовсе не означает, что человек вправе внушать себе неизбежность грехопадения, думая, что невозможно прожить без греха, и тем самым оправдывая свои греховные деяния. Верно, у каждого есть недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи эти недостатки и на сколько искренне они каются перед Аллахом.

Греховные деяния довольно часто происходят по причине незнания основ религии Всевышнего. Поэтому разумный человек должен восполнять свои пробелы в религиозном образовании.

В предлагаемой читателю брошюре, мы постараемся, с помощью Аллаха, указать на то, сколь важное место занимает в Исламе покаяние и затронем так же ряд аспектов, которые так или иначе относятся к нему.

При составлении данного труда мы руководствовались аятами Священного Къурана и достоверными хадисами Пророка . А также источниками дополнительной информации послужили труды авторитетных учёных исламского мира.

Сотрудники КБИИИ

Определение слова «покаяние» (ат-Тауба)

Языковое значение покаяния

Слово "тауба" образовано от слова "тауб", смысловое значение которого подразумевает возвращение. Поэтому, когда говорят "таба" – это означает: "Он отстранился от своих грехов и обратился к Аллаху Всевышнему".

Значение слова "тауба" и "тауб" идентичны, и то и другое подразумевает собой отказ от совершения грехов.

Аллах любит кающихся

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». (Корова 2: 222)

Покаяние радует Всевышнего

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда он неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне». аль-Бухари 6309, Муслим 2747.

Кающихся ждёт Туба8

Передаётся от 'Абдуллаха ибн Бусра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха сказал: «Туба – для того, кто обнаружит в своём свитке множество просьб о прощении». Ибн Маджа 3818. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

О вреде грехов

Знание о грехах

Покаяние – это отказ от совершения греха, но отказаться от чего-либо можно лишь в том случае, если об этом тебе известно. Если покаяние является обязательным, то обязательным является и то, без чего принести его будет невозможно, а это значит, что знание о том, что является грехом – обязательно.

Всевышний Аллах сказал: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали». (Скот 6: 120).

Каждый мусульманин должен знать о том вреде, который несут в себе грехи и знать о том наказании, которое Всевышний Аллах уготовил для тех, кто их совершает, ибо знание этого будет способствовать тому, что человек будет остерегаться их. Именно так и поступал известный сподвижник Пророка Хузайфа (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Обычно люди спрашивали посланника Аллаха о хорошем, я же спрашивал его о плохом, ибо я боялся, что оно постигнет меня”. аль-Бухари 3606, Муслим 6/20.

Грехом называется совершение или не совершение чего-либо, что противоречит велению Всевышнего Аллаха.

Условия покаяния

"Покаяние" – имеет великое значение, и оно имеет глубокий смысл в отличие от того, что думают о нём многие.

Покаяние бывает двух видов: покаяние за неверие и покаяние за большие и малые грехи в целом.

- Покаянием за неверие является вера. Всевышний Аллах сказал Своему посланнику : «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом21». (Трофеи 8: 38).

- Малые же прегрешения искупляются также и различными благими деяниями.

- Что же касается больших грехов, то обязательным условием их искупления является только искреннее покаяние.

Покаяние следует произносить своими устами, но также необходимо сожалеть о своём грехе и сердцем, поскольку Всевышний сказал: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним». (Худ 11: 3). Посланник Аллаха сказал: «Сожаление о содеянном – это покаяние». Ибн Маджа 4252, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть свои условия. Учёные называли несколько условий покаяния, взятых из аятов Къурана и хадисов Пророка :

1. прекращение ослушания(т. е. совершения греха);

2. раскаяние в совершённом;

Примеры великого покаяния

Мы приведём пример покаяния лучших людей нашей общины – сподвижников посланника Аллаха .

Бурайда рассказывал, что однажды Ма'из ибн Малик, который совершил прелюбодеяние с рабыней, принадлежащей одному племени, пришёл к посланнику Аллаха и сказал: "О посланник Аллаха, очисти меня!" 26Пророк сказал:«Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним». После чего он опять явился к Пророку и сказал: "О посланник Аллаха, очисти меня!" Пророк снова сказал ему: «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним». Однако он вновь явился к Пророку и обратился к нему: “О посланник Аллаха, очисти меня!” И Пророк повторил ему то, что говорил ранее, а когда же он явился в четвёртый раз, посланник Аллаха спросил его: «От чего тебя очистить?». Он сказал: “От прелюбодеяния”. И посланник Аллаха стал расспрашивать о нём: «В своём ли он уме?»Ему сообщили, что он и его рассудок в порядке. Пророк спросил: «Не выпил ли он вина?»Один человек встал, подошёл к нему, и сказал что от него не исходит запах вина. После этого Пророк спросил его: «Ты совершил прелюбодеяние?» Он сказал: “Да”,–и с повеления посланника Аллаха его забросали камнями.

После этого люди относительно Ма'иза разделились на две группы. Одни говорили: “Он погубил себя, будучи приверженным к греху”. Другие сказали: “Что может быть лучше, чем покаяние Ма'иза, который явился к посланнику Аллаха , и взяв его за руку, сказал: “Побей меня камнями!” Об этом говорили два, три дня, и после этого пришёл посланник Аллаха , когда они сидели и поприветствовав их, он сел и сказал: «Просите прощения для Ма'иза ибн Малика!» И они сказали: “Да простит Аллах Ма'иза ибн Малика”, – и посланник Аллаха сказал: «Он принёс такое покаяние, что если поделить его между людьми большой общины, оно хватило бы на всех!»

Затем к Пророку пришла женщина из племени аль-Гъамид и сказала: "О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня". Пророк сказал ей: «Горе тебе, возвращайся, проси прощения у Аллаха и кайся перед Ним». На следующий день она сказала:"О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Ма'иза. Но клянусь Аллахом, я беременна!" Он сказал: «Нет! Уходи, и возвращайся, когда родишь ребёнка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвёшь его от груди». Прошло время, и когда эта женщина оторвала его от груди, она вновь явилась к Пророку со своим мальчиком, держащим в руках кусочек хлеба, и сказала: "Вот, о посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест". Пророк передал мальчика (на воспитание) одному мусульманину, и приказал вырыть для неё яму по грудь, а затем повелел людям забросать её камнями. Халид ибн аль-Уалид взял камень и бросил его в её голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал её. Пророк Аллаха услышав, как он обругал её, сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принёс "сборщик налогов", то Аллах простил бы даже его». Затем он повелел подготовить тело и совершил погребальную молитву, и её похоронили.

Сообщается, что после этого 'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "О посланник Аллаха, ты совершаешь молитву над ней, несмотря на то, что она совершила прелюбодеяние?!" В ответ ему Пророк сказал: «Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (грешных) человек из числа жителей Медины, будь оно поделено между ними! Неужели ты считаешь, что она могла сделать нечто более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого?!» Муслим 1695/22-23, 1696/24.

О покаянии лжецов

Если человек говорит: “Прошу прощения у Аллаха и приношу Ему своё покаяние”, – но делами своими продолжает пребывать в грехе, это значит, что он произносит лживые слова и совершает дополнительный грех, так как на самом деле он не кается.

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен издевающемуся над своим Господом”.Ибн Абу д-Дунья. См. “Фатхуль-Бари” 13/571.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Можно считать, что лжёт тот, кто говорит: “Прошу прощения у Аллаха”, – а потом возвращается к тому, что он делал”.См. "Джами'уль-'Улюм уаль-Хикам" 399.

Аль-Фудайль сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов”. См. “аль-Азкар” 492, имама ан-Науауи.

Принятие Ислама

Посланник Аллаха сказал: «Если раб Аллаха примет Ислам и Ислам его будет хорош, Аллах простит ему любой грех, совершённый им прежде». аль-Бухари 41.

Выстаивание ночных молитв

Посланник Аллаха сказал: «Вам следует молиться по ночам, ибо, поистине, это было обычаем праведников живших до вас, и потому что (ночные молитвы) приближают вас к вашему Господу, искупляют ваши грехи и удерживают от них». аль-Хаким 1/308. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Ируауль-Гъалиль” 2/199.

Хождение в мечеть пешком

Посланник Аллаха сказал:«Когда кто-нибудь совершает омовение в своём доме, а потом отправляется в один из домов Аллаха для совершения чего-либо из предписанного Аллахом, за один из сделанных им шагов с него снимается бремя его прегрешения, а за другой шаг – степень его возвышается». Муслим 666.

Пост в месяце Рамадан

Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто постился во время Рамадана с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 37, Муслим 760.

Выстаивание ночей месяца Рамадана и ночи предопределения в молитвах

Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто провёл ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его грехи. И тому, кто провёл в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его грехи». ан-Насаий 2207, достоверный хадис.

Пост в день 'Арафа

Посланник Аллаха сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1262.

Пост в день 'Ашура

Посланник Аллаха сказал: «Пост в день ‘Ашура служит искуплением грехов прошлого года». Муслим 1262.

Хадж и 'Умра

Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не совершив ничего греховного, вернётся таким же, каким он был в тот день, когда родила его мать». аль-Бухари 1521, Муслим 1350.

Посланник Аллаха также сказал: «Совершение ‘умры до следующей ‘умры, искупляет грехи, которые были между ними». аль-Бухари 1773, Муслим 1349.

Милостыня

Посланник Аллаха сказал:«Милостыня стирает грехи, подобно тому, как вода гасит огонь». Ахмад, ат-Тирмизи, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Мушкилятуль-Факър” 117.

Приветствие словом и рукой

Посланник Аллаха сказал: «Поистине, если один правоверный встретив другого, поприветствует его словами мира (ас-Саляму-'Алейкум), возьмёт его за руку и пожмёт её, то прегрешения обоих осыпятся с них подобно тому, как осыпаются листья с дерева». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 526.

Поминание Аллаха

Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: “Нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он над всякой вещью мощен”, – тот получит такую же награду, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста благих дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он , за исключением такого человека, который произнесёт эти слова ещё больше».аль-Бухари 3293, Муслим 2695.

/Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика лях, ляхуль-Мульку уа ляхуль-Хамду, уа ху уа 'аля кулли шай-ин къадир/.

Поминание Аллаха перед сном

Посланник Аллаха сказал: «Кто лёг в постель и произнёс: “Нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он над всякой вещью мощен. Нет ни у кого силы и мощи, кроме как с Аллахом. Свят Аллах. Хвала Аллаху. Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Аллах велик”, - тому будут прощены его грехи, даже если их будет столько, сколько пены морской». Ибн Хиббан 2358, Ибн с-Сунни 229/216. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 3414.

/Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика лях, ляхуль-Мульку уа ляхуль-Хамд, уа ху уа 'аля кулли шай-ин къадир. уа ля хауля уа ля къууата илля би-Ллях. Субхана-Ллах. Уальхамду ли-Ллях. Уа ля иляха илля-Ллах. Уа Ллаху Акбар/.

Поминание Аллаха после еды

Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: “Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не обладаю ни силой, ни мощью”, – будут прощены его грехи». Абу Дауд 4023, ат-Тирмизи 3458. Хадис хороший.

/Альхамду ли-Лляхи-ллязи ат'амани хаза уа разакъанихи мин гъайри хаулин минни уа ля къу-уатин/.

Литература

На арабском языке:

1. «Тафсируль-Къураниль-'Азым». Исма'иль Ибн Касир.

2. «Тайсируль-Карими-Ррахман». 'А. Ибн Наср ас-Са'ди.

3. «Фатхуль-Барий шарху Сахихиль-Бухари». Ибн Хаджар.

4. «Шарху Сахихи Муслим». Я. ибн Шараф ан-Науауи.

5. «Сунану Аби Дауд».

6. «Сунану т-Тирмизи».

7. «Сунану Ибн Маджа».

8. «Сунану н-Насаий».

9. «аль-Адабуль-Муфрад». Имам аль-Бухари.

10. «Китабу-Ссунна». Ибн Аби 'Асым.

11. «Сильсилятуль-Ахадисис-Сахиха». М. Н. аль-Альбани.

12. «Сахихуль-Ахадисиль-Къудсия».'А. ас-Сабабтый.

13. «Субулю-Ссалям». М. ас-Сан'ани.

14. «Уриду ан Атуба уа лякин!»М. С. аль-Мунаджид.

15. «ат-Тауба иля-Ллах». С. Ибн Гъаним ас-Садлян.

16. «аль-Кабаир». Ш. аз-Захаби.

17. «аль-Кабаир». М. Ибн 'Абдуль-Уаххаб.

18. «аль-Азкар». Я. ибн Шараф ан-Науауи.

19. «Джами'уль-'Улюми уаль-Хикам». З. Ибн Раджаб.

20. «Шарху Рияды-Ссалихин». М. Ибн Салих аль-'Усаймин.

21. «Мухаррамат». М. С. аль-Мунаджид.

На русском языке:

22. «Сахих аль-Бухари». (Фонд: Ибрагим ибн 'Абдуль-'Азиз аль-Ибрагим, Москва 2002г.).

23. «Сады праведных». Я. Ибн Шараф ан-Науауи. (Издательский дом: Бадр, Москва 2001г.).

24. «Сорок хадисов ан-Науауи»с комментариями М. Мисту и М. аль-Бугьа.(Фонд: Ибрагим ибн 'Абдуль-'Азиз аль-Ибрагим, 2000г.).

25. «Наставление верующим».М. Д. аль-Къасими (Фонд: Ибрагим ибн Абдуль-'Азиз аль-Ибрагим, Москва 2002г.).

26. «Книга Единобожия». М. Ибн 'Абдуль-Уаххаб. (Бадр, 1999г.).

27. «Уроки духовного воспитания». (Фонд: Ибрагим ибн 'Абдуль-'Азиз аль-Ибрагим, Москва 2000г.).

____________________________

1 Всевышний Аллах справедлив, и Он не станет сбивать с пути истины того, кто желает идти прямым путём. Сбивает же Аллах с пути истинны лишь тех, кто сам избрал для себя заблуждение и упорствует в нём.

2 Символ, который стоит после имени Пророка Мухаммада r, содержит слова “да благословит его Аллах и приветствует”. Каждый мусульманин при упоминании имени Пророка r должен произносить их.

3-4 См. "ат-Тауба иля-Ллах" стр.7

5 “Может быть” в Къуране означает “обязательно”.

6 Достоверность хадисов, содержащихся в Сахихах имамов аль-Бухари и Муслима, упоминаться не будет, поскольку хадисы, содержащиеся в этих сборниках, отличаются наивысшей степенью достоверности.

7 Т. е. очищающихся от нечистот.

8 Когда Пророка r спросили: "О посланник Аллаха! Что такое Туба?".Он r ответил: «Это дерево в Раю, длиною в сто лет». аль-Бухари 6/233, Муслим 2826.

9 Имеются в виду книга с записями деяний, которые будут раздавать людям в Судный День.

10 Имеется в виду истинное знание религии и правильное понимание сути Веры. И сколько сегодня учёных-исламоведов из числа немусульман, которые знают об исламе очень много, не понимая элементарных основ религии Аллаха!

11 Шейх 'Абдур-Рахман ас-Са'ди сказал: “Всевышний сообщил, что Он не прощает того, кто приобщает к Нему сотоварищей, но прощает все другие грехи, как малые, так и большие, кому пожелает, руководствуясь Своей мудростью и всепрощением. Что же касается других грехов, помимо многобожия, то Аллах сделал множество причин искупляющих их. Среди них – праведные деяния, искупляющие дурные; мирские несчастья – искупляющие грехи; барзах (жизнь после смерти, вплоть до Дня воскресенья); события Судного дня; и мольба правоверных друг за друга. Помимо всего этого, есть также милость Всевышнего, которой удостоится каждый обладающий верой и исповедующий единобожие. Если же человек придаёт Аллаху сотоварищей, то он закрывает перед собой врата прощения и милости, и благие деяния не принесут ему пользы без исповедания единобожия, и никакие несчастия не искупят его грехи, а в День воскрешения у него не будет«ни помощников, ни близких друзей!»”

См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 169.

12 Т. е. ангел, незримый для глаз, который находится на левом плече каждого, и записывает грехи, совершаемые человеком.

13 Возможно, речь идёт об определённом времяисчислении того времени или о небольшом промежутке времени дня или ночи. См. Лисануль-'Араб, “Файдуль-Къадир лиль-Манауи”.

14 В отличие от Сахиха имама аль-Бухари, в других сборниках хадисов имама аль-Бухари приводятся как достоверные, так и слабые хадисы.

15-16 Здесь идёт речь о тех, кто согрешил.

17 Этот великий хадис указывает на то, что к числу причин прощения относится исповедание Единобожия, и эта причина является самой главной, ибо тот, кто не исповедует Единобожие, не может надеяться на прощение.

18 Т. е. он будет вознаграждён за своё покаяние.

19 Это значит, что Всевышний Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться.

20 Всевышний Аллах далёк от таких низких качеств и от всякого несовершенства. Некоторые из наших праведных предшественников считали, что под “хитростью Аллаха” подразумевается то, что Аллах обольщает людей мирскими благами и одаряет их долгой жизнью, когда они не повинуются Ему, а затем взыскивает с них великим наказанием. См. “Фатхуль-Маджид”'Абдур-Рахмана ибн аль-Хасана.

21 Т. е. если неверные прекратят упорствовать в своём неверии, многобожии и грехах, и примут Ислам, то Аллах Всевышний простит им их неверие и грехи. См. “Тафсир Ибн Касира” 2/361.

22 Это не относится к тем, кто не был мусульманином, когда совершал грехи. Принёсший покаяние после неверия не должен восполнять молитвы, выплачивать закят либо соблюдать пост, пропущенные им до принятия Ислама, потому что этого не делали ни посланник Аллаха r, ни его сподвижники.

23 Посланник Аллаха r сказал: «Пусть ни водится с тобой никто, кроме правоверного, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненных». Абу Дауд 4832. Хадис хороший.

Посланник Аллаха r также сказал: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий. Так посмотрите же, кто является вашим близким!»Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, от Абу Хурайры. Хадис хороший.

24 Последователями (таби'ин) называются ученики сподвижников Пророка r.

25 Нет ничего предосудительного в том, чтобы праведный человек обратился с мольбой о прощении или любой другой мольбой, за того, кто попросил его об этом, поскольку праведный человек имеет больше вероятности получить ответ на свою мольбу.

26 Т. е. подвергни меня побиванию камнями. Ма'из хотел очиститься от этого греха установ-ленным за него шариатом наказанием в мире этом, чтобы не отвечать за него в мире ином.

27 Имам аль-Къуртуби сказал: “Учёные говорят, что "сборщик налогов", о котором говорится в хадисахэто такой человек, который, выдавая себя за сборщика закята, собирает десятую часть имущества с тех, кто должен и не должен платить закят”. См. “ат-Тазкира...” 1/431.

28 Т. е. совершили грех.

29 Посланник Аллаха r сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: "Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник, - обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает». Муслим 234.

30 Эти слова также произносил посланник Аллаха r. См. “Сахих Сунанут-Тирмизи” 55.

31 Посланник Аллаха r сказал: «Кто совершит омовение, после чего скажет: “Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние”, - то эти слова будут записаны на белом листе и запечатаны печатью, которая не сотрётся вплоть до Судного дня». аль-Хаким 1/564, от Абу Са'ида. Достоверный хадис.

В Къуране и Сунне не указываются какие-либо ещё достоверные слова поминания Аллаха, которые следует произносить во время или после омовения! Об этом говорит имам ас-Сан'ани в “Субулю-Ссалям” 1/80. Если же кто-то утверждает обратное, пусть предоставит доказательства.

32 Т. е. благие дела для искупления своего греха.

33 Эти слова произносятся в конце молитвы, перед приветствием.

34 Известная гора у одного из въездов в Мекку.

35 Кустарная растительность.

36 Марсад хотел жениться на ней для того, чтобы она перестала препятствовать мусульманам.

37 “Бедствие в религии”означает уменьшение Веры, когда человек, не выдержав испытания, впадает в нечестие или теряет веру полностью и становится вероотступником.

38 Т. е. избавлены от дурного в мире этом и в мире ином.

39 Имам Ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах), говоря о том, кто такие, эти малые люди, сказал: “Это – еретики”. Он также сказал: “Это – те, которые говорят то, что думают. Однако, если малый (т. е. молодой) человек передаёт то, что слышал от большого учёного, то он не является малым”. См. “аз-Зухд” 31.

40 Все фатауа взяты из книги “Уриду ан Атуба уа лякин!” шейха аль-Мунаджида.

41 Один из наших праведных предшественников сказал: “Ни темнота лица, ни недостаток денег не являются проклятием, проклятием является лишь такое положение, когда стоит тебе прекратить совершать какой-нибудь грех, как ты неизбежно совершаешь такой же или худший”. См. “Наставление верующим”550.

42 В отличие от лжи, прибегать к хитрости в определённой ситуации дозволенно.

43 Посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садакъа), не получит за это никакой награды и понесёт на себе бремя этого (греха)». аль-Байхакъи, Ибн Хиббан, Ибн Хузайма. Имам аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным. См. также “ат-Таргъиб уа-Тархиб” 1/266.

44 Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, если неверный сделает доброе дело, за это он получит удел свой только в мире этом. Что же касается верующего, то поистине, Аллах запасает для него его благие дела в мире вечном, даруя ему за его повиновение его удел и в мире этом». Муслим 2808.

45 Прелюбодеяние (аз-зина) является одним из величайших грехов, и по шариату за него следует великое наказание. Так, например, прелюбодей, состоящий в браке, в Исламском Государстве, подвергается самому суровому наказанию – побиванию камнями до смерти. Умирая, он испытывает тяжесть того, что совершил и каждая часть его тела испытывает мучения, подобно тому, как каждая часть его тела наслаждалась. Что же касается прелюбодея, не состоящего в браке, то его надлежит бить сотней ударов, максимальным количеством из существующих. Мало того он испытывает позор и унижение, поскольку наказание происходит при свидетелях из числа праведных мусульман, и он изгоняется из того места, где жил сроком на целый год. И всё это ничто, по сравнению с теми великими мучениями, которые ожидают прелюбодеев после смерти... См. “Мухаррамат” 33.

Посланник Аллаха r рассказывал, что во время его сна, когда он путешествовал с двумя, которые пришли к нему, он увидел обнажённых мужчин и женщин, которые находились в некоем подобии печи, к которым подступал огонь. Когда он подбирался к ним совсем близко, они начинали кричать. В конце этого путешествия эти двое сказали Пророку r: «Что касается нагих мужчин и женщин, которые находились в огненной печи, то поистине, они – прелюбодеи и прелюбодейки». аль-Бухари 1386. Да убережёт нас Аллах от этого великого греха!

46 Посторонними являются все те, которым дозволенно вступать в брачный союз между собой.

47 Это означает, что тот, кто покаялся уже не является прелюбодеем и он не может жениться на той, которая не покаялась. И наоборот: покаявшаяся не может выйти замуж за не покаявшегося прелюбодея.

48 Истину сказал Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах): “Люди спят, а когда они умирают, то просыпаются”.

49 'Укъба ибн 'Амир сказал: "О посланник Аллаха! В чём спасение?" Пророк r ответил: «Придерживай свой язык, довольствуйся своим жильём, и оплакивай свои грехи». Ибн Абу д-Дунья, Ибн аль-Мубарак, см. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 890.

50 Умра – малое паломничество.

51 Эти слова следует произносить после того, как муаззин дважды произнесёт: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха” и “Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха”. См. у Ибн Хузаймы 1/220.

52 Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Не было такого, что посланник Аллаха r, находясь в собрании, читая Къуран или совершая молитву, не произносил после этого этих слов”. Ахмад 6/77, ан-Насаий в «'Амалюль-Яуми уа Лляйля» 273, достоверность подтвердил доктор Фарукъ Хамада.

Покаяние и все связанное с ним


Данная брошюра содержит в себе наиболее важные моменты, имеющие отношение к покаянию, которое занимает великое место в Исламе. В ней можно найти ответы на многие вопросы и в том числе о том, как следует правильно каяться. Мы надеемся на Аллаха, что данная брошюра будет полезна как для мусульман, так и для каждого, кто хочет покаяться и вернуться на путь Всевышнего.

Составители:

Наши рекомендации