Цыпленок проклевывается сквозь скорлупу
Когда я возвращался в Финикс с черновыми эскизами книги и настольной игры «Денежный поток», я уже знал, что первое, что мне необходимо, чтобы перейти в квадрант Б, — это подобрать себе хорошую команду. Без хорошей команды о переходе из квадранта С в квадрант Б нечего было и думать. Богатый папа также постоянно повторял: «Если ты самый способный человек в своей команде, то это серьезная причина для беспокойства — зна-
чит, твоя команда создана неправильно». А при сочетании правильного понимания своей миссии и верной организации команды ваш бизнес в квадранте Б будет процветать.
Когда я нашел такого прекрасно юриста, как Майкл Лектер, и мог быть уверен, что наша новая продукция будет полностью защищена, а потом, когда Майкл познакомил меня с Шэрон, я пришел к выводу, что у нас складывается просто прекрасная команда. Мы с Ким начали планировать и создавать компанию по всем правилам Треугольника Б-И. И в тот момент, когда мы представили свою продукцию на рынок, на нас воистину пролился золотой дождь. Запуск продукции в производство был официально и торжественно объявлен в день моего пятидесятилетия, 8 апреля 1997 года, в доме, где живут Шэрон и Майкл. С самого первого дня существования «Rich Dad Company» и до сего момента нам не пришлось испытать никаких трудностей; работа приносила только радость. Казалось, новая компания встала на ноги сама по себе. Единственный вопрос, который возникал, — это как угнаться за быстро растущим спросом. Нам пришлось носиться по всему миру, организуя работу на все новых и новых рынках, — да еще считать деньги. А в июне 2000 года меня пригласили на передачу Опры Уинфри, так что я был просто на седьмом небе от счастья. Итак, мы трое совершили прыжок из квадранта С в квадрант Б.
С этого момента я начал лучше понимать, что имел в виду богатый папа, когда говорил:
1. По-настояшему, всей душой включайся в процесс.
2. Не расслабляйся, когда этот процесс дает тебе возможность мимоходом бросить взгляд в твое счаст-
ливое будущее; главное — твердо придерживаться взятого курса и пройти весь процесс до конца.
3. Старайся овладеть всеми уровнями Треугольника Б-И — это даст тебе огромную силу.
4. Научись использовать силу всех трех видов денег: конкурентных, кооперативных и духовных.
5. Постарайся «пройти через игольное ушко».
После того как я принял участие в шоу Опры Уинфри, я почувствовал то, что чувствует цыпленок, когда он наконец разбивает скорлупу и выходит на свет Божий. Ведь до того, как я пришел на шоу Опры, меня практически никто не знал. Теперь же, в какой бы части света я ни был, ко мне на улице подходят люди, чтобы сказать, что они читали книгу «Богатый папа, бедный папа» или играли в игру «Денежный поток». В 2002 году мне довелось побывать в Стокгольме и я зашел в антикварный магазин. Его владелец, ярко выраженный блондин — как и подобает шведу, — считался большим знатоком старинных китайских вещей. Увидев меня, он тут же воскликнул: «Знаете, несколько месяцев назад я ездил в Китай. И когда мы плыли на пароходике вниз по реке Янцзы, я заглянул в окошко одного из сампанов — лодок, в которых проводят всю жизнь местные жители, — и увидел, что вся семья играет в китайскую версию вашей игры «Денежный поток».
В этот момент я понял, что смог выполнить обещание, которое в душе дал тем детям, которые в нечеловеческих условиях трудились на меня, изготовляя нейлоновые кошельки. Тогда они работали, чтобы я мог стать богатым. А теперь моя продукция работала на них, помогая всем членам их семей — молодым и старым, —
узнать, что нужно сделать, чтобы на них работали деньги, вместо того чтобы всю жизнь трудиться ради куска хлеба, рассчитывая только на то, что в конце жизни о них позаботится правительство.
В феврале 2004 года газета «New York Times» посвятила целую полосу рассказу об игре «Денежный поток» и о том, что во всем мире организованы уже сотни клубов ее поклонников. Они создаются исключительно для того, чтобы играть в эту игру, и изучать то, чему учил меня богатый папа. Когда я увидел эту статью, я просто не поверил своим глазам, что такое чудо возможно. Для меня эта статья имела такое же огромное значение, как и участие в шоу Опры Уинфри.
Когда я увидел статью, я понял, что все, чему я лично учил людей в Школе бизнеса для предпринимателей и Школе бизнеса для инвесторов, теперь успешно распространяется благодаря исключительно моей продукции — игре «Денежный поток», которая сама по себе способна научить людей тому, чему когда-то я учил их лично. Теперь множество людей получили возможность меньше чем за один день познакомиться с основами бухгалтерского учета и инвестирования. Кроме того, многие из тех, кто играет в эту игру, могут научиться по-новому видеть окружающий мир. Игра изменит их парадигму мышления, то, как они воспринимают мир денег; они перестанут его страшиться и поймут, как много возможностей он открывает. Вместо того чтобы искать так называемых «знатоков», которые, как считается, разбираются в денежных вопросах, и вслепую доверять им свои деньги, можно приобрести игру, которая дает людям возможность понять, что они сами могут стать знатоками и самостоятельно распоряжаться
своими финансами, а значит, взять под контроль свое будущее. Многие так и поступают.
Но самое лучшее во всем этом вот что: теперь, вместо того чтобы одновременно обучать всего 350 человек, каждый из которых должен был заплатить за это несколько тысяч долларов, существует игра «Денежный поток», которая сама приходит к людям в дом в любой части земного шара и обучает тысячи людей, причем часто совершенно бесплатно. Вместо того чтобы учиться непосредственно у меня, они учатся сами, а затем помогают учиться другим людям или делятся с ними своими знаниями.
Когда я увидел ту статью в «New York Times», я понял, что десятилетний период, продолжавшийся с 1994 по 2004 год, завершился. Но, хотя очередной десятилетний процесс закончился, мы понимаем, что должны по-прежнему выполнять свою миссию.
Прежде чем оставить работу
Прежде чем оставить свою нынешнюю работу, вы должны усвоить урок, который я даю в этой главе. Он заключается в том, что вашу деятельность должно определять ваше понимание собственной миссии. Просто за счет более интенсивной работы нелегко получить много денег, точно так же как трудно обслужить очень много людей. Если вы хотите резко увеличить число людей, которым служите, и/или заработать значительно больше денег, чем вы получаете сейчас, то вам необходимо найти для себя новый путь и «пройти через игольное ушко». Так что, прежде чем вы уйдете со своей нынешней работы, вам нужно постараться понять, где вы будете
более счастливы: в квадранте С или в квадранте Б. Если вы хотите перейти в квадрант Б, не забывайте, что для того, чтобы «пройти через игольное ушко», вам нужно основательно овладеть всеми навыками, необходимыми на всех уровнях Треугольника Б-И, и, что еще важнее, создать вокруг себя прекрасную команду.
Но, прежде чем вы оставите свою нынешнюю работу, я прошу вас еще на минуту задержаться и, отбросив другие мысли, подумать о тех компаниях, работавших в интернете и потерпевших крах в недавнем прошлом. Я считаю, что причиной краха большинства этих предпринимателей стало то, что они пытались сразу же перепрыгнуть из квадранта Р в квадрант Б. И точно так же, как волк из мультфильма, в какой-то момент они вдруг обнаружили, что их ничто не поддерживает, — вокруг только воздух. Так что им не удалось «пройти через игольное ушко».
════════════════
×ÅÌ ÌÎÆÅÒ ÏÎÄÅËÈÒÜÑß Ñ ÍÀÌÈ ØÝÐÎÍ
Óðîê ¹ 7. Ìèññèÿ îïðåäåëÿåò âñå îñòàëüíîå
ÂÛÁÎÐ ÌÈÑÑÈÈ
Самые процветающие компании обычно делают одно из двух:
* Решают какую-то проблему.
* Удовлетворяют какую-то потребность.
Осознание миссии, которая заключается в том, чтобы решать проблему или удовлетворять потребность своих клиентов, соединенное с желанием служить как можно большему числу людей, лежит в основе создания всех самых успешных бизнесов.
Как учили Роберта в корпусе морской пехоты, миссия всегда должна стоять на первом месте, команда — на втором, а собственная личность — на последнем. Подумайте: разве не стал бы мир лучше, если бы все мы в душе придерживались такого принципа?
В данной книге мы много рассказываем о нашей компании и той миссии, которая лежит в ее основе: помочь людям во всем мире повысить уровень благосостояния. Когда мы еще только обсуждали организацию нашей компании и Роберт поделился со мной мыслями об этой миссии, должна признаться, я была просто ошеломлена.
Но я счастлива, что моя собственная миссия и моя философия полностью совпали с этой высокой целью. Теперь, через 8 лет, каждый звонок по телефону, каждое письмо, полученное по электронной почте или по факсу, в котором кто-то с радостью сообщает нам, что увидел свет в конце туннеля, или выпутался наконец-то из долгов, или купил свою первую инвестиционную собственность — в общем, все, что говорит о том, как люди добиваются финансовой свободы и навсегда порывают с «крысиными бегами», — еще раз убеждает меня, что мы полностью реализовали нашу миссию и будем по-прежнему руководствоваться ею. Причем это делаем не мы, а каждый из вас, наших читателей, предпринимающий хоть какие-то шаги, чтобы улучшить свою жизнь с финансовой точки зрения.
Я присоединилась к «Rich Dad Company», потому что меня увлекла их миссия и цель, которую они перед собой поставили. События, которые привели к созданию нашей компании, описаны в следующей главе, а сейчас я хочу рассказать, как узнала об этом, познакомившись сразу с Робертом и его игрой «Денежный поток». В первый раз я услышала о Роберте и его игре, когда разговаривала по телефону со своим мужем. Я помню этот разговор так хорошо, как будто он происходил вчера.
— Солнышко мое, — начал он, — я нашел человека, у которого есть то, что ты ищешь!
Что такое особенное хочет рассказать мне мой муж? Он нашел человека, у которого есть то, что я ищу? Вероятно, он имеет в виду что-то другое. Но прежде чем я успела попросить его объяснить, он сказал:
— Один из моих клиентов — его зовут Роберт Кийо-саки — придумал игру, которая учит основам финансовых знаний как в области бухгалтерии, так и инвестирования. Мне кажется, это что-то такое, на что ты, возможно, захотела бы взглянуть.
Майкл очень хорошо знал о моем интересе к проблемам образования в области финансов, и было ясно, что эта игра ему очень понравилась.
— Это звучит интригующе. Как ты думаешь, это стоящее дело? — спросила я.
— Думаю, что да. И все очень логично. В этом есть определенный смысл. Но теперь они хотели бы познакомить со своей идеей кого-то стороны, кто уже имел дело с подобными вопросами.
— Я бы не отказалась принять участие в такой проверке. Так что держи меня в курсе событий, — ответила я.
Через несколько недель мы с моей дочерью Шелли отправились на второе испытание первого прототипа этой игры, испытание, которое должно было состояться перед тем, как начнется ее производство. Так мы познакомились с Робертом, Ким и игрой «Денежный поток».
В следующей главе мы более подробно поговорим о том, что случилось во время этого второго испытания игры, и о том, как была основана «Rich Dad Company». Во время этого испытания я поняла, что данная игра идеально подходит для выполнения той миссии, которую я чувствовала в себе, то есть сделать так, чтобы финансовое образование стало доступно максимально большому числу людей; чтобы наши дети имели шанс одержать победу в жизненной борьбе и не попадали в такие ситуации, когда из-за своего невежества в финансовых вопросах они вынуждены были бы влезать в долги. Знать основы ведения денежных дел — это жизненно важный навык, которому обязательно нужно учить наших детей, если мы хотим подготовить их к реальным трудностям, с которыми им предстоит столкнуться лицом к лицу.
Побеседовав с Робертом и Ким, я ясно поняла, что наши личные миссии полностью совпадают. Благодаря игре «Денежный поток» мы могли достичь того, к чему так стремились: обучать как можно большее число людей. Но как можно было все это устроить? Ответ сводился к простой идее — создать успешный бизнес вокруг игры «Денежный поток». Мой опыт в области организации и выведения на рынок компаний, занимавшихся издательством книг и разных детских игр, мог оказаться
в этом случае очень полезным. Я сразу же начала с того, что стала делиться с Робертом и Ким своим опытом и обсуждать с ними вопросы будущего бизнеса — такие, . как поиск ресурсов, необходимых для организации производства игры. А потом я уже постоянно работала с Робертом, помогая ему писать книгу «Богатый Папа, бедный Папа». И в итоге мы вместе с Робертом и Ким, уже как партнеры, создали «Rich Dad Company» — и я стала одним из ее руководителей.
Меня привлекали не деньги. Я могла бы работать даже бесплатно. Для меня самое главное было — получить возможность реализовать свою миссию. Я говорю совершенно искренне: мы с Майклом не нуждались в дополнительных доходах. Майкл был очень преуспевающим адвокатом и, кроме того, мы вложили деньги в ряд доходных и надежных предприятий. Мы уже достигли финансовой независимости. Мы искали вознаграждения другого порядка — духовного. Но, естественно, когда мы создали «Rich Dad Company» и смогли еще полнее, чем раньше, реализовывать свою миссию, поступление огромных денег не заставило себя ждать.
ÂÀÌ ÍÅ ÍÓÆÍÎ ÑÏÀÑÀÒÜ ÂÅÑÜ ÌÈÐ
Хочу подчеркнуть, что вы вполне можете добиться успеха в бизнесе, и не ставя перед собой столь глобальных задач, как это делает наша компания. Еще раз повторяю: любой успешный бизнес должен решать какую-то проблему или удовлетворять какую-то потребность. Миссия предпринимателя — помогать людям заполучить то, в чем они нуждаются.
Например, у меня есть друг — владелец фирмы, которая производит подарочные коробки из картона. Это невероятно процветающий бизнес, потому что он хорошо решает данную проблему и удовлетворяет потребность. Он выполняет свою особую миссию, которая состоит в том, чтобы обеспечивать людей такими упаковочными коробками, какие им нужны.
А вот другой прекрасный пример, когда человек смог решить проблему, а потом, использовав этот случай, создать успешный бизнес. Роб, один из друзей моего сына, подрабатывал в каком-то китайском ресторанчике. Однажды он случайно услышал, как владельцы ресторана сокрушались о том, что не могут достать по разумной цене и в необходимых количествах рис какого-то особого сорта, который нужен для приготовления национальных китайских блюд. У Роба тут же возникла идея. Он обошел другие китайские рестораны в нашем районе и узнал, что и там сталкиваются с той же проблемой. После этого он позвонил в одну компанию в Сан-Франциско, занимающуюся оптовой торговлей, и договорился о покупке большой партии этого сорта риса по невысокой цене. И за несколько месяцев был создан процветающий бизнес.
Роб просто взялся за решение определенной проблемы и удовлетворил конкретные потребности людей. Его миссия состояла в том, чтобы обеспечить устойчивые поставки по более низким, чем обычно, ценам этого сорта риса в китайские рестораны Висконсина и на другие рынки по всему Среднему Западу. Роб начал вести свои дела в Висконсине и смог обеспечить такое выгодное соотношение между теми ценами, за которые он
покупал рис, и теми, за которые он его продавал, что бизнес стал процветать и распространялся по всему региону. После этого он поставил дело на более солидную основу и начал, помимо риса, импортировать множество других товаров.
Если вы посмотрите на Треугольник Б-И, то увидите, что в его основе лежит миссия, а продукция представляет собой его вершину. Вот почему мы улыбаемся, когда кто-то приходит к нам со словами: «У меня есть прекрасная идея относительно такой-то продукции. Не хотите ли вы ее купить или вложить в это деньги?»
Означает ли это, что бизнес не может быть построен вокруг какой-то продукции? Конечно же, нет. Иногда бывает так, что продукция является просто решением какой-то проблемы, осуществлением миссии данного человека, но тот, кто это рассказывает, неспособен адекватно передать этот факт на словах. Иногда человек, который говорит об этом, еще не осознает своей миссии (хотя сам факт уже кое о чем говорит). Бывает и так, что некая новая продукция (или усовершенствование уже существующей продукции) является тем необходимым шагом, который может поддержать миссию данного человека. Но любая продукция, если она не поддерживает миссию, вряд ли сможет стать основой создания жизнеспособного бизнеса. В общем, ваша миссия необязательно должна быть чем-то грандиозным, но чем большего числа людей она касается, тем больше будет потенциал роста вашего бизнеса.
Обычно компания оказывается неспособна найти в себе столько сил, чтобы прочно укрепиться на всех уровнях Треугольника Б-И, если ее миссия не выходит за
пределы банальной идеи, что «на первом месте должны быть деньги» или что она «самый лучший и солидный поставщик какой-то там продукции или услуг». Нет, на первом месте должно быть решение проблем или удовлетворение потребностей людей. Ясно, что в стремлении получать деньги или быть «лучшим и самым солидным» нет ничего плохого.
Но дело в том, что подобные представления о своей миссии не дают компании какой-то значимой цели и возможности сформировать соответствующую установку разума у ее сотрудников, которая позволила бы преодолеть все трудности на пути ее создания. Эта миссия направлена исключительно на удовлетворение интересов данной компании, а не окружающих людей. В этом случае компании, возможно, необходимо переосмыслить свою деятельность, исходя из той пользы, которую она может приносить клиентам.
Нам кажется, что, если вы сосредоточены на выполнении миссии, которая решает какие-то проблемы или удовлетворяет потребности других людей, деньги обязательно к вам придут. Как говорил богатый папа, «чем большему числу людей вы служите, тем богаче становитесь».
Так что, когда планируете создание собственного бизнеса, начинайте с определения своей миссии. В чем ваша цель? Какие проблемы будет решать ваш бизнес? Какие потребности он будет удовлетворять? Как только вы четко определитесь со своей миссией, обратите внимание на другие уровни Треугольника Б-И. Но, конечно, самое главное — просто начать действовать и смело взяться за организацию своего нового бизнеса.
Команда победителей
Успех или неудача в бизнесе напрямую связаны с этическими принципами вашей работы, с вашей готовностью идти вперед и с сильным желанием добиться успеха. Большинство людей, которым удалось совершить этот рывок и создать процветающий собственный бизнес, имели все это в избытке. Но для того чтобы добиться успеха в бизнесе, еще важнее иметь три следующих навыка.
Во-первых, прежде чем создавать собственный бизнес, вы должны научиться продавать. Все дело в том, что без умения продавать нельзя получить доход. Если возникают проблемы с получением дохода, то чаще всего причина в том, что владелец фирмы не понимает, как нужно продавать или просто не хочет это делать. Однако, если вы ничего не продадите, то не получите никакого дохода. Есть такая шутка: для того чтобы хорошо продавать, нужно уметь набрасываться на клиента, как собака на дичь. Но это неверный подход.
Во-вторых, чтобы создать настоящий бизнес или сеть связей с клиентами и тем самым вырваться из квадранта С, вы должны уметь собрать, сплотить и вдохновить прекрасную команду помощников. Причем в мире малого бизнеса каждый в этой команде должен иметь желание продавать независимо от того, какую роль в компании он играет.
А чтобы это стало возможно, жизненно необходим третий навык. Это ваша способность научить других людей в компании тому, как продавать, как
хорошо играть в команде и как добиваться успеха. Это тот навык, который гарантирует вашему бизнесу рост, получение прибыли и длительность существования.
Печально, но факт, что большинство людей, принявших решение создать собственный бизнес, не имеют возможности научиться ни одному из этих трех навыков. Факты говорят о том, что большинство из нас привыкли считать, что: 1) продавать — дело «унизительное» и «грязное»; 2) если хочешь, чтобы все было сделано верно, делай это сам, ни на кого не полагаясь; 3) учатся только в школе.
Когда мы занимаемся бизнесом, первое, что мы можем сделать, чтобы повысить доход, — это помочь нашим людям выработать для себя определенный «кодекс чести». Что мы называем «кодексом чести»? Это простой набор правил, которые дают возможность превратить группу обычных средних людей в команду победителей, которая не только будет успешно продавать, но и будет стремиться к знаниям; в ней установится высокий уровень ответственности за выполнение заданий, личное поведение и получаемые цифры отчетности. Для того чтобы бизнес был успешным, необходимо определить эти правила поведения и добиться от всех членов команды согласия играть по этим правилам.
Большинство людей хотят быть лучше, чем они есть на самом деле. Как владелец бизнеса вы должны уметь создать такую среду или атмосферу, в которой люди действительно смогли бы стать лучше. Это не легко сделать, но зато вас ждет исключитель-
ный успех. Ведь в бизнесе чаще всего основное значение имеет не то, что вы поставляете, а то, как вы это делаете. А это зависит от сплоченности вашей команды и преданности своему делу каждого ее члена, от их страстного желания помогать и служить другим людям, что создаст вам хорошую репутацию, обеспечит успех и постоянный денежный поток.
Блэйр Сингер,
Советчик богатого папы