Понятие, цели и принципы оценки бизнеса.

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.

Оценка стоимости объекта собственности – это упорядоченный целенаправленны процесс, определение в денежном выражении стоимости объекта с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка.

Существуют различные виды стоимости:

· рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть передан покупателю в условиях свободного рынка;

· инвестиционная стоимость – цена объекта оценки для индивидуального инвестора, основанная на индивидуальных требованиях и ожиданиях, определяется исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

· действительная стоимость – цена, основанная на анализе всех факторов, отражающих суть бизнеса.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат.

Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки, необходимая для создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий с учётом его износа.

Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки на создания объекта аналогичному объекту оценки с учётом его износа.

Аналогичный объект – объект, обладающий максимально сходными с оцениваемым объектом качествами и количественными характеристиками, но созданный из современных материалов по современным технологиям.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - определяется исходя из существующих условий и целей использования объекта. Оценка производится путём сравнивания стоимости объекта при существующем использовании со стоимостью при альтернативном использовании.

Стандарты стоимости предполагают следующие виды оценки бизнеса:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости – предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации равнодоступной для любого потенциального покупателя, продавца и инвестора.

2. Стандарт обоснованной стоимости - предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателей и продавцов бизнеса указанной информации.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора.

4. Стандарт внутренней стоимости - предполагает оценку бизнеса сторонним, независимым оценщиком на основе его собственных деловых возможностей и информированности.

Цели оценки бизнеса:

– операции по продаже/покупке компаний, объединению компаний, выпуску акций;

– оценка эффективности управления в компании, повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

– разрешение правовых и налоговых вопросов (раздел имущества партнеров, оценка наследства, в т.ч. с целью налогообложения), оценка даримого имущества, оценка ущерба (для страховых компаний), оценка залога (для банков);

– разработка плана развития предприятия; реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, санация предприятий-банкротов, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из существующих;

– определение кредитоспособности;

– страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

– осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

и т.п.

Объекты оценки:

– предприятие как бизнес (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект, владеющий предприятием как имущественным комплексом; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

– предприятие как имущественный комплекс;

– доли в бизнесе;

– интеллектуальная собственность.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ

Пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический: последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому).

Журналистский: материал размещается от более важного к менее важному.

Логический: распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему.

Уровни информации:

1. Информация макроэкономического и регионального уровней, включающая данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе политическим перспективам и государственной политике.

2. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес.

3. Информация о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах.

4. Информация о бизнесе, который оценивается.

Кроме того, информация делится на:

– внешнюю, характеризующую условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

– внутреннюю, дающую представление о деятельности оцениваемого предприятия.

Внешняя информация. Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. Внешнюю информацию следует давать в оптимальном объеме, ориентированной на оцениваемый объект.

Основные факторы макроэкономического риска:

• уровень инфляции;

• темпы экономического развития страны;

• изменение ставок процента;

• изменение обменного курса валют;

• уровень политической стабильности.

Основные источники информации:

• программы правительства и прогнозы;

• периодическая экономическая печать;

• аналитические обзоры информационных агентств;

• законодательство РФ.

В отраслевой информации отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее.

Основные отраслевые факторы риска:

• нормативно-правовая база;

• рынки сбыта;

• условия конкуренции.

Основные источники информации:

• данные Государственного комитета по статистике;

• законодательство РФ;

• информационные отраслевые бюллетени

• бизнес-планы;

• данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

• отраслевые информационные издания;

• периодическая экономическая печать;

• личные контакты;

• фирмы-дилеры;

• таможенное управление.

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. В нее включается:

– ретроспективные данные об истории компании;

– описание маркетинговой стратегии предприятия;

– характеристика поставщиков;

– производственные мощности;

– рабочий и управленческий персонал;

– внутренняя финансовая информация (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);

и др.

Анализируется следующая информация:

– объемы продаж за прошлый, текущий и прогнозируемый периоды;

– себестоимость реализованной продукции;

– цены товаров и услуг, их динамику;

– прогнозируемое изменение объемов спроса;

– производственные мощности.

Принципиальные отличия.

Российская отчетность направлена на предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет.

Международный бухгалтерский стандарт (МБС): предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности предприятия, что является необходимым при принятии экономических решений для широкого круга пользователей.

Некоторые существенные расхождения:

– Себестоимость реализованной продукции

РФ: себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов.

МБС: себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты.

– Состав управленческих расходов

РФ: включаются проценты по кредитам банка;

МБС: они выделяются обособленной строкой в Отчете о прибылях и убытках.

– Нераспределенная прибыль

РФ: представляет собой разницу между суммой прибыли до налогообложения и налогом на прибыль и расходами, погашаемыми за счет прибыли (включая отчисления в фонды специального назначения: фонд потребления, фонд социальной сферы, фонд накопления), остающиеся в распоряжении предприятия.

МБС: как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

– Российские нормы начисления амортизации значительно ниже используемых в международной практике. Например, в России норма амортизации по компьютерной технике 11–12%, в соответствии с международным подходом – 20%.

и др.

Полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.

Показатели рентабельности.

Отражают финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они могут рассчитываться как по чистой прибыли, так и по балансовой прибыли.

4.1. Рентабельность продаж показывает прибыль на единицу реализованной продукции.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

4.2. Чистая рентабельность деятельности предприятия показывает, сколько чисто прибыли приходится на единицу выручки.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

4.3. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Т.е., сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль, вложенный в собственный капитал.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

4.4. Затратоотдача показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 рубль затрат.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

4.5. Рентабельность перманентного капитала характеризует эффективность капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

4.6. Фондорентабельность характеризует эффективность использования основных средств.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

МОДЕЛИ БАНКРОТСТВА

Пятифакторная модель

Z = 1,2 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 1,4 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 3,3 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 0,6 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 0,9999 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru , где

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru – характеристика финансового риска будущей платежеспособности;

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru – характеристика дивидендной политики;

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru – рентабельность активов;

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru – характеристика структуры капитала;

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru в активах.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Вероятность банкротства на предприятии.

Z счет Вероятность банкротства
Z понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru 0,1 Угроза банкротства очень высокая
0,1 < Z < 2,275 Угроза банкротства средняя
2,5 < Z < 2,99 Угроза банкротства невелика
3 < Z Угроза банкротства ничтожна

Белорусская модель

Z = 0,111 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 13,239 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 1,67 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 0,515 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru + 3,8 * понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru , где

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Вероятность банкротства на предприятии.

Z счет Вероятность банкротства
Z > 8 Банкротство не грозит
5 < Z< 8 Небольшой риск банкротства
3< Z< 5 Средний риск банкротства
1< Z<3 Финансовое состояние неустойчивое
Z<1 Предприятию грозит банкротство

Фактор фондовозмещения

Определяют величину аннуитетного платежа, необходимого для получения будущей стоимости.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Если платёж осуществляется более 1 раза в год:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Текущая стоимость аннуитета

Аннуитет – серия равновеликих платежей, отстоящих друг от друга на равные промежутки времени.

Если платежи осуществляются в конце каждого года:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Если платежи осуществляются чаще 1 раза в год:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru

Метод капитализации доходов

Капитальных затрат

Коэффициент капитализации состоит из 2-х частей:

1. Ставка доходности инвестиций, являющаяся компенсацией, которая должна быть выплачена инвестору за использование денежных средств с учетом риска и др. факторов, связанных с конкретными инвестициями.

2. Норма возврата капитала, т.е. погашение суммы первоначальных вложений. Этот элемент применяется только к изнашиваемой части активов, зависит от времени, в течение которого капитал должен быть возвращен, или от условий продажи объекта по истечении определенного времени с учетом поправки на изменение стоимости объекта.

Ставка дохода на капитал строится методом кумулятивного построения:

Безрисковая ставка доходности + Премия за риск вложения в недвижимость + Премия за низкую ликвидность + Премия за инвестиционный менеджмент

За безрисковую ставкупринято считать ставку процента, установленную по финансовым обязательствам, гарантированным государством.

Премия за риск – инвестиции в имущество подвергнуты риску, связанному с возможностью утраты или порчи этого имущества, с политической ситуацией, с изменением законодательства. Может быть принята в размере страховых отчислений в страховых компаниях.

Премия за низкую ликвидность – учитывается невозможность возврата вложенных в объект инвестиций, может быть принята на уровне инфляции.

Премия за инвестиционный менеджмент учитывает необходимую компенсацию за управление инвестициями.

Если сумма капитала, вложенного в недвижимость, останется неизменной и будет возвращена при ее перепродаже, нет необходимости в расчете нормы возврата.

Если прогнозируется изменение в стоимости актива, то возникает необходимость учета в коэффициенте капитализации возврата основной суммы капитала. Норма возврата капитала называется коэффициентом рекапитализации.

Способы возмещения инвестированного капитала:

1. Прямолинейный возврат капитала (Метод Ринга) целесообразно использовать, когда ожидается, что возмещение основной суммы будет осуществляться равными частями.

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru (17)

где RНВК – норма возврата капитала;

n – оставшийся срок экономической жизни актива.

2. Метод Инвуда используется, если сумма возврата капитала реинвестируется по ставке доходности инвестиций. В этом случае норма возврата капитала равна фактору фонда возмещения при той же %-ной ставке, что и по инвестициям.

3. Метод Хоскольда используется в тех случаях, когда ставка дохода первоначальных инвестиций настолько высока, что маловероятно реинвестирование по той же ставке, что и ставка доходности инвестиций. Для реинвестируемых средств предполагается получение дохода по безрисковой ставке.

Группы

Если объект приобретается с помощью собственного и заемного капитал, коэффициент капитализации должен удовлетворять требованиям доходности на обе части инвестиций.

Коэффициент капитализации для заемного капитала называется ипотечной постояннойи рассчитывается:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru (19)

где РОД – ежегодные выплаты по обслуживанию долга;

К – сумма кредита.

Коэффициент капитализации для собственного капитала рассчитывается:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru (20)

где ДП – денежный поток до выплаты налогов;

СК – величина собственного капитала.

Общий коэффициент капитализации определяется:

понятие, цели и принципы оценки бизнеса. - student2.ru (21)

где КИЗ – коэффициент ипотечной задолженности;

Rm – ипотечная постоянная.

Потоков (ДДП)

Метод ДДП – это метод определения капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводится к величине, равной сумме их текущих стоимостей. Таким образом, данный метод можно еще назвать методом последовательного дисконтирования.

В соответствии с этим методом при определении стоимости имущества оценщик должен решить две задачи: проанализировать и спрогнозировать будущие потоки денежных доходов с точки зрения их структуры, величины, времени и частоты их поступлений и определить ставки, по которым их необходимо дисконтировать.

Метод ДДП используется в следующих случаях:

§ ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

§ можно обоснованно оценить будущие денежные потоки с имущества;

§ объект строится или только что построен;

§ оцениваемое имущество представляет собой крупный многофункциональный коммерческий объект;

§ потоки доходов и расходов носят сезонный характер.

Преимущества метода ДДП:

1. Учет динамики сегмента рынка.

2. Возможность учета неравномерности структуры доходов и расходов.

3. Применимость в тех случаях, когда доход и рынок нестабильны.

Недостатки метода – вероятностные ошибки в прогнозировании денежных потоков, в построении ставки дисконта.

В условиях инфляционной экономики для оценки имущества в наибольшей степени подходит метод ДДП, т.к. процент инфляции учитывается в дисконтной ставке. Но это возможно, если темпы инфляции предсказуемы, а экономика нормально функционирует. Спрогнозировать поток чистого дохода от деятельности предприятия на несколько лет вперед в условиях нестабильной экономики весьма сложно.

С теоретической точки зрения метод ДДП самый лучший, однако, он весьма трудоемок. Есть оценки, которые в принципе невозможно осуществлять без использования этого метода – это разработка и оценка инвестиционных проектов.

Алгоритм расчета метода ДДП

Метод парных продаж.

Под парной продажей подразумевается продажа двух объектов, в идеале являющихся точной копией друг друга, за исключением одного параметра, наличием которого и объясняется разница в цене этих объектов. Данный метод позволяет рассчитать поправку на вышеупомянутую характеристику и использовать ее для корректировки на этот параметр цены продажи сопоставимого с объектом оценки объекта-аналога.

СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для определения окончательной рыночной стоимости объекта можно использовать метод средневзвешенного значения стоимости, в соответствии с которым результату, полученному по каждому из применяемых подходов присваивается весовой коэффициент, исходя из достоверности объёма и качества информации, применяемой в расчётах, и особенностей использования методов.

Целью согласования результатов является определение наиболее вероятной стоимости оцениваемого объекта через взвешивание преимуществ и недостатков.

Используются следующие критерии:

1) достоверность, адекватность и достаточность информации, на основе которой проводится анализ;

2) способность отразить действительные намерения типичного покупателя или продавца;

3) действительность метода в отношении учета коньюктуры и динамики рынка;

4) способность метода учитывать структуру и иерархию ценообразующих факторов специфичных для объектов (местоположение, размер, качество отделки,…)

Все критерии оцениваются весовыми коэффициентами по 5-тибальной системе (чем больше сумма, тем выше балл)

Подходы Стоимость бизнеса по подходу, руб. Критерии Сумма баллов Удельный вес, % Стоимость с учетом трех подходов, руб.
Доходный
Сравнительный
Затратный
Всего

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.

Оценка стоимости объекта собственности – это упорядоченный целенаправленны процесс, определение в денежном выражении стоимости объекта с учётом потенциального и реального дохода, приносимого им в определённый момент времени в условиях конкретного рынка.

Существуют различные виды стоимости:

· рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект может быть передан покупателю в условиях свободного рынка;

· инвестиционная стоимость – цена объекта оценки для индивидуального инвестора, основанная на индивидуальных требованиях и ожиданиях, определяется исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

· действительная стоимость – цена, основанная на анализе всех факторов, отражающих суть бизнеса.

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат.

Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки, необходимая для создания объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий с учётом его износа.

Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на дату проведения оценки на создания объекта аналогичному объекту оценки с учётом его износа.

Аналогичный объект – объект, обладающий максимально сходными с оцениваемым объектом качествами и количественными характеристиками, но созданный из современных материалов по современным технологиям.

Стоимость объекта оценки при существующем использовании - определяется исходя из существующих условий и целей использования объекта. Оценка производится путём сравнивания стоимости объекта при существующем использовании со стоимостью при альтернативном использовании.

Стандарты стоимости предполагают следующие виды оценки бизнеса:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости – предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации равнодоступной для любого потенциального покупателя, продавца и инвестора.

2. Стандарт обоснованной стоимости - предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателей и продавцов бизнеса указанной информации.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора.

4. Стандарт внутренней стоимости - предполагает оценку бизнеса сторонним, независимым оценщиком на основе его собственных деловых возможностей и информированности.

Цели оценки бизнеса:

– операции по продаже/покупке компаний, объединению компаний, выпуску акций;

– оценка эффективности управления в компании, повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

– разрешение правовых и налоговых вопросов (раздел имущества партнеров, оценка наследства, в т.ч. с целью налогообложения), оценка даримого имущества, оценка ущерба (для страховых компаний), оценка залога (для банков);

– разработка плана развития предприятия; реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, санация предприятий-банкротов, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из существующих;

– определение кредитоспособности;

– страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

– осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

и т.п.

Объекты оценки:

– предприятие как бизнес (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект, владеющий предприятием как имущественным комплексом; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

– предприятие как имущественный комплекс;

– доли в бизнесе;

– интеллектуальная собственность.

Наши рекомендации