Оценка эффективности строительства дробильно-сортировочного комплекса

Для оценки экономической эффективности строительства ДСК произведена оценка затрат на организацию производства и ожидаемые результаты работы новой установки, а также рассчитан ряд показателей эффективности проекта. Результаты оценки приведены в таблице 22.

Таблица 22 – Денежные потоки и показатели эффективности строительства ДСК

Показатели проекта Значения показателя по шагам расчетного периода
 
Операционная деятельность  
Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. 276 858 000 276 858 000 276 858 000
Переменные затраты        
− на 1 тн, руб.
− на весь объем, руб. 182 523 058 182 523 058 182 523 058
Условно-постоянные затраты, руб. 7 455 671 7 455 671 7 455 671
Всего затраты, руб. 189 978 729 189 978 729 189 978 729
Денежный поток от операционной деятельности, руб. 86 879 271 86 879 271 86 879 271
Инвестиционная деятельность  
Вложения в основные средства, руб. 50 000 000
Денежный поток от инвестиционной деятельности, руб. -50 000 000
Чистый доход от участия предприятия в проекте (ЧНД), руб. 36 879 271 86 879 271 86 879 271
Норма дисконта 0,08 0,08 0,08
Инфляция 0,11 0,11 0,11
Норма дисконта с учетом инфляции 0,20 0,20 0,20
Норма дисконта с учетом инфляции и риска 0,29 0,29 0,27
Коэффициент дисконтирования, α 0,85 0,72 0,23
Чистый дисконтированный доход (ЧДД), руб. 13 301 507 17 658 141 20 386 273
То же накопленным итогом, руб. 13 301 507 26 603 015 309 943 931
Внутренняя норма доходности, руб. 0,49
Индекс доходности (отношение накопленных денежных притоков к оттокам) 1,48
Срок окупаемости проекта 0,68 8 мес

Выручка от реализации продукции будет примерно одинаковой на всех шагах расчетного периода вследствие того, что ДСК всегда работает с предельной производительностью 30 000 тонн. Доля переменных затрат в себестоимости выпуска продукции достигает 96%, потому что включает в себя самую большую статью затрат – приобретение сырья. Всего планируемые затраты на производство продукции составляют 189 978 тыс. руб./год. Таким образом, денежный поток по операционной деятельности составит 86 879 тыс. руб.

При средней ставке по кредиту 25 процентов и использовании средств (50 млн. руб.) сумма выплат по кредиту составит 12,5 млн. руб. в год. Кредит полностью гасится на втором шаге расчетного периода.

Норма дисконта равна 0,08, определяется исходя из процентной ставки Сбербанка по рублевым депозитам. Темп инфляции составляет 11%. Премия за риск устанавливается в размере 50% от безрисковой нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования равен 0,78 для расчета чистого дохода от участия предприятия в проекте, и 0,85 для расчета чистого дисконтированного дохода. Разница объясняется тем, что при расчете чистого дисконтированного дохода норма дисконта не должна учитывать инфляцию.

Чистый доход от участия предприятия в проекте составил 74 млн. руб. в первый год. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) в первый год равен 13 млн. руб., что является хорошим показателем. Накопленным итогом к концу инвестиционного периода ЧДД составил 20 млн. руб.

Внутренняя норма доходности, то есть норма дисконта, при которой ЧДД равен нулю, равняется 0,49, что свидетельствует об устойчивости проекта.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций равен 1,5, то есть на 1 руб. вложенных в проект средств можно получить 50 коп. прибыли.

Срок окупаемости проекта составил 8-8,5 месяцев. Точка безубыточности проекта равна 27 613, то есть предприятию необходимо выпускать 27,6 тыс. тонн продукции в год, чтобы не приносить ни убытков, ни прибыли.

Таким образом, по всем рассчитанным показателям данный проект можно считать эффективным для его участников

В результате переработки рядового угля на ДСК получается уголь двух марок, сортовой и совмещенный. Сравнение их качественных показателей представлено в таблице 23.

Таблица 23 – Сравнение качественных показателей готовой продукции марки «Т» до и после обработки угля на ДСК

Критерии сравнения Марки угля
Т ТПКО ТОМСШ
Класс, мм 0-300 50-300 0-50
Зольность, % 14,1 14,5
Низшая теплота сгорания, кК/кг
Средняя цена на рынке России с НДС, руб.

Таким образом, сортовой уголь «ТПКО» обладает более привлекательными для потребителя качественными характеристиками: в нем отсутствует угольная мелочь, достаточно высокая низшая теплота сгорания. К тому же, рыночная цена на сортовой уголь превышает цену на рядовой уголь марки «Т» почти в два раза. Марка «ТОМСШ» отличается от рядового угля «Т» отсутствием кусков размером более 50мм, поэтому используется котельными, в бытовом хозяйстве, и пользуется популярностью у потребителей благодаря сочетанию относительно высокой низшей теплотой сгорания и невысокой цены.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что предприятие любой формы собственности в современных условиях обязано уделять самое пристальное внимание конкурентоспособности своей продукции. Процесс управления конкурентоспособностью должен планомерным и постоянным, в противном случае предприятие непременно столкнется с ситуацией, когда потребитель отдаст предпочтение продукции конкурентов.

Объектом исследования данной работы является ООО «Кузбассразрезугольпереработка» - предприятие, деятельность которого заключается в оказании услуг по переработке и продажа угольной продукции широкого сортамента. В результате проведенного анализа деятельности предприятия и конкурентоспособности его продукции было предложено мероприятие по повышению конкурентоспособности угольной продукции, сформулированы доводы в пользу возможности и целесообразности введения на предприятии штатной единицы маркетолога в рамках коммерческого отдела, а также обозначены резервы по снижению себестоимости продукции и услуг.

Оценка эффективности строительства дробильно-сортировочного комплекса показала, что на проект является устойчивым и выгодным для его участников.

В настоящее время предложенное проектное мероприятие по строительству дробильно-сортировочного комплекса было рассмотрено руководством предприятия, получило положительную оценку и принято к реализации. Новый дробильно-сортировочный комплекс будет запущен в производство уже в ближайшее время по окончанию сроков строительства. Финансирование проекта было осуществлено за счет заемных средств.

Однако на этом работа по управлению конкурентоспособностью продукции не должна останавливаться, и поэтому в ближайшее время руководством предприятия будет издан приказ о назначении на должность специалиста по маркетингу в коммерческий отдел.

Наши рекомендации