SWOT-анализ ООО «Кузбассразрезугольпереработка»

ООО «Кузбассразрезугольпереработка» является аффилированной структурой ОАО УК «Кузбассразрезуголь» и цель его существования, как и других предприятий, входящих в состав угольной компании, заключается в создании единой мощной структуры – угольной компании, поэтому SWOT-анализ был произведен с учетом данного факта. Учитывались возможности, угрозы, сильные и слабые стороны всего холдинга, поскольку ООО «Кузбассразрезугольпереработка» - всего лишь одно звено в длинной цепи от добычи сырья до продажи готовой продукции потребителю.

SWOT – анализ представлен в таблице 12:

Таблица 12 – SWOT - анализ

  Сильные стороны (S): 1. Лидер в России по широте сортомарок готового продукта. 2. Лидер в Кузбассе и второе предприятие в России по объемам добычи. 3. Участие в строительстве порта Усть-Луга. 4. Относительно невысокая стоимость установок по переработке угля. 5. Известная среди покупателей торговая марка, хорошая репутация. 6. Наличие прочных связей с поставщиками и сервисными предприятиями. 7. Высокая компетентность высшего руководства компании. Слабые стороны (W): 1. Неустойчивое финансовое положение 2. Слабая организация логистической цепи 3. Высокий процент износа оборудования 4. Неспособность самостоятельно финансировать необходимые изменения в стратегии 5. Высокий процент транспортных расходов в общих издержках
Возможности (O): 1. Возможность увеличения экспорта продукции. 2. Возможность привлечения в бизнес иностранных инвесторов. 3. Поддержка администрации области. 4. Возможность получения консультаций по бизнесу от лидера канадского рынка. 5. Возможность интеграции с компанией ОАО «Новосибирскэнерго» 6. Увеличение количества ТЭС, ориентированных на твердое топливо. Поле СиВ 1. Использовать мощности порта Усть-Луга для наращивания объемов экспорта. 2. Создать полную энергетическую цепь от добычи угля до производства электро- и теплоэнергии. 3. Привлечь средства на строительство новых перерабатывающих установок. 4. Увеличить объемы переработки для создания готового к употреблению ТЭС топлива. Поле СлВ 1. Корректировать стратегию организации с помощью канадских бизнес-консультантов 2. Приобрести новые машины и оборудование за счет заемных средств. 3. Ликвидировать недостатки в логистической цепи.
Угрозы (T): 1. Появление новых конкурентов. 2. Неблагоприятная политика правительства. 3. Уменьшение емкости внутреннего рынка 4. Снижение цен на природный газ. Поле СиУ 1. Лоббировать интересы энергетического угля на уровне области. 2. Проводить постоянный мониторинг деятельности конкурентов. 3. Заключать новые контракты на поставки на внутреннем рынке. Поле СлУ 1.Снижать себестоимость готового продукта. 2.Повышать рентабельность производства. 3.Улучшить финансовое положение предприятия. 4.Заключать долгосрочные договоры с потребителями.

Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Кузбассразрезугольпереработка»

Перед проведением анализа конкурентоспособности продукции необходимо уточнить все операционные понятия. Как уже было сказано выше, рынок угольной продукции представлен тремя типами углей – антрацитом, каменными углями и бурыми углями.

Для удобства классификации уголь подразделяют на марки и классы. Марка – это единица деления углей по их химическому составу, для выбора наиболее эффективного способа их употребления.

Таблица 13 – Основные марки каменных углей

Группа Марка Условное обозначение
Коксующиеся Коксовый К
Жирный Ж
Отощенный слабоспекающийся ОС
Газовый жирный ГЖ
Смешанные Коксовый слабоспекающийся КС
Коксовый отощенный КО
Газовый жирный отощенный ГЖО
Энергетические Газовый Г
Длиннопламенный Д
Тощий Т
Слабоспекающийся СС

Класс – это единица деления углей в зависимости от крупности кусков.

Таблица 14 – Классы каменных углей

Группа Класс Условное обозначение Пределы крупности кусков
Верхние Нижние
Сортовые Плитный П 200…300
Крупный К
Орех О
Мелкий М
Семечко С
Штыб Ш
Совмещенные и отсевы Крупный с плитным ПК 200…300
Орех с крупным КО
Мелкий с орехом ОМ
Семечко с мелким МС
Семечко со штыбом СШ
Мелкий с семечком и штыбом МСШ
Орех с мелким, семечком и штыбом ОМСШ
Рядовой Р 200…300

По маркировкам углей можно сразу определить их фракцию. Фракция данной сортомарки угля определяется исходя из меньшего значения самой мелкой фракции и большего значения самой крупной фракции, указанных в названии сортомарки угля. Так, например, фракция марки ДКОМ (К = 50-100, О = 25-50, М = 13-25) составляет 13-100мм.

Сортомарка – это условное разделение углей по их свойствам, удовлетворяющим те или иные потребности. Их может быть большое количество. Для обозначения сортов углей, предназначаемых для использования в теплоэнергетике, используют схему: Сорт = Марка + Класс.

Существует много показателей качества угольной продукции – теплота сгорания, зольность, содержание серы, выход летучих веществ, влажность и т.д. Для энергетических углей наиболее важная характеристика – это калорийность, то есть теплотворная способность угля. Именно этот показатель более всего влияет на стоимость энергетического угля.

Также важной характеристикой для энергетического угля является его зольность, то есть процент содержания несгораемых примесей. Чем меньше содержание золы, тем большей теплотворной способностью обладает уголь.

Содержание влаги влияет как на теплотворную способность угля, так и на возможность и условия его перевозки. Например, уголь с большой влажностью представляет собой сложный для перевозки товар в зимнее время, поскольку к моменту доставки угля железнодорожным транспортом к месту назначения он может представлять собой огромные смерзшиеся куски, нередко размером с сам вагон. И тогда для разгрузки вагонов приходится привлекать дополнительную рабочую силу, что отражается на финансовой стороне заключенного контракта, а также неразгруженный вовремя состав занимает драгоценное место на железнодорожных путях, создавая затор.

Привлекательность той или иной марки для потребителя зависит от самого потребителя, то есть от его технологического процесса потребления угля. Например, угли марок Д, Г и антрациты находят свое применение, как правило, в котельных, т.к. они могут гореть без поддува. Также эти марки популярны для применения в бытовом хозяйстве.

Угли марок СС, Т применяются для получения электрической энергии, т.к. они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости большого количества угля.

На себестоимость угля огромное влияние оказывает способ его добычи. При подземном - шахтном – способе добычи себестоимость угля будет гораздо больше из-за более сложного технологического процесса. Также способ добычи влияет на максимальный размер фракции рядового угля – при подземном способе она не может превышать 200мм, тогда как рядовой уголь, добытый на разрезе, может иметь практически неограниченный размер кусков.

Говоря о способе добычи, нельзя забывать и о такой важной проблеме, как безопасность рабочих. В настоящее время в Кузбассе сложилась такая ситуация, что «стоимость» одной тонны угля, добытой подземным способом, равна 0,4 человеческой жизни. И поэтому компания, основной способ добычи угля которой – подземный, находится в заведомо более сложной ситуации, чем та компания, которая добывает уголь открытым способом. К такой компании предъявляются более серьезные требования относительно безопасности технологического процесса, что требует более крупных материальных затрат, которые в конечном итоге отражаются на себестоимости добычи и цене готового продукта.

На рынке России работает около 100 компаний, занимающихся добычей, переработкой и продажей угля. Крупнейшие из них – это ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (далее ОАО «СУЭК»), объединяющая большое количество разрезов и шахт по всей стране, ОАО «Кузбассразрезуголь», ОАО «Южный Кузбасс», ОАО «Южкузбассуголь», Печорская Угольная Компания, ОАО «Якутуголь» и др.

Конкурентами ОАО УК «Кузбассразрезуголь» можно считать все предприятия, занимающиеся добычей, переработкой, поставкой энергетических углей. Среди них наиболее крупные: ОАО «СУЭК», ОАО «Южный Кузбасс», ОАО «Южкузбассуголь». Эти компании вместе с ОАО УК «Кузбассразрезуголь» составляют около 50% объема всей добычи в России в 2004 году. Объем добычи угля в России за 2004 год составил 282 800 тыс. т, в т.ч. ОАО «СУЭК» 75 482,6 тыс. т, ОАО УК «Кузбассразрезуголь» 39 366,6 тыс. т, ОАО «Южный Кузбасс» 15 156,5 тыс. т, ОАО «Южкузбассуголь» 13 637,0 тыс. т. Доля рынка вышеперечисленных предприятий изображена на рисунке 4.

SWOT-анализ ООО «Кузбассразрезугольпереработка» - student2.ru

Рисунок 4 – Доля угледобывающих компаний в общей добыче угля в РФ в 2004г.

Продукция ОАО «СУЭК» представлена бурыми и каменными углями. В структуре каменных углей преобладают коксующиеся угли. Энергетические угли ОАО «СУЭК» представлены марками Д и Г.

Товарная продукция ОАО «Южкузбассуголь» представляет собой коксующиеся и энергетические угли, доля энергетических из общего объема продукции составляет 23,3%, остальные – коксующиеся угли. Энергетические угли представлены марками Д (шахта Грамотеинская), Г (шахта Абашевская) и Т (шахта Алардинская).

Продукция ООО «Южный Кузбасс» представлена также в виде коксующихся и энергетических углей. Энергетические угли представлены только маркой Т, места добычи – ОАО ОФ «Разрез Красногорский» и ОАО «Разрез Сибиргинский».

Продукция ООО «Кузбассразрезугольпереработка» представлена энергетическими углями марок Г, Д, Т, СС. Переработкой коксующихся углей, добытых в ОАО УК «Кузбассразрезуголь», ООО «Кузбассразрезугольпереработка» не занимается.

Оценка качественных показателей продукции ООО «Кузбассразрезугольпереработка» приведена в таблице 15.

Таблица 15 – Сравнение основных качественных показателей продукции ООО «Кузбассразрезугольпереработка» и предприятий-конкурентов

Наименование предприятия Марка, сорт угля Класс, мм Показатели качества
Массовая доля Теплота сгорания
Влаги, % Золы, % Высшая средняя, кК/кг Низшая средняя, кК/кг
ООО «Кузбассразрезугольпереработка» Г 0-300 9,5 13,6
ГОМСШ 0-50 8,1 10,5
Д 0-300 11,0 9,5
Т 0-300 6,0 14,1
ТКО 25-200 5,8 20,0
ТМСШ 0-25 8,1 30,1
КОНКУРЕНТЫ:  
ОАО «Южкузбассуголь» Г 0-200 8,5 23,6
Д 0-200 16,5
Т 0-200 7,0 22,7
ТКО 25-200 6,5 18,0
ТМСШ 0-25 8,0 22,0
ОАО «Южный Кузбасс» Т 0-200 6,5 12,4
ТКО 25-200 6,1 12,8
ТМСШ 0-25 6,5 21,0
ОАО «СУЭК» Г 0-200 7,5 22,0
ГОМСШ 0-50 7,5 15,0
Д 0-300 13,0 15,0

Рядовой уголь марки «Г» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 0-300, влажность 9,5%, содержание золы 13,6%, при этом низшая теплота сгорания его равна 5908 кК/кг. Рядовой уголь марки «Г» ОАО «Южкузбассуголь» имеет класс 0-200мм (что объясняется подземным способом его добычи), влажность 8,5%, зольность 23,6%, низшую теплоту сгорания 5270 кК/кг. В ОАО «СУЭК» рядовой уголь марки «Г» имеет класс 0-200мм (также из-за способа его добычи), влажность 7,5%, зольность 22,0%, низшую теплоту сгорания 5500кК/кг. Таким образом, рядовой уголь данной марки в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет более высокую низшую теплоту сгорания.

Рядовой уголь марки «Д» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 0-300, влажность 11%, содержание золы 9,5%, при этом низшая теплота сгорания его равна 5896 кК/кг. Рядовой уголь марки «Д» ОАО «Южкузбассуголь» имеет класс 0-200мм (что объясняется подземным способом его добычи), влажность 11%, зольность 16,5%, низшую теплоту сгорания 5300 кК/кг. В ОАО «СУЭК» рядовой уголь марки «Д» имеет класс 0-300мм, влажность 13%, зольность 15,0%, низшую теплоту сгорания 5800кК/кг. Таким образом, рядовой уголь данной марки в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» также имеет более высокую низшую теплоту сгорания, чем уголь конкурентов.

Рядовой уголь марки «Т» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 0-300, влажность 6,0%, содержание золы 14,1%, при этом низшая теплота сгорания его равна 6588 кК/кг. Рядовой уголь марки «Т» ОАО «Южкузбассуголь» имеет класс 0-200мм (что объясняется подземным способом его добычи), влажность 7%, зольность 22,7%, низшую теплоту сгорания 5840 кК/кг. В ОАО «Южный Кузбасс» рядовой уголь марки «Т» имеет класс 0-200мм, влажность 6,5%, зольность 12,4%, низшую теплоту сгорания 6805кК/кг. Таким образом, рядовой уголь данной марки в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» по своим показателям уступает углю ОАО «Южный Кузбасс», который является более привлекательным для потребителей по своим качественным показателям.

Уголь сортомарки «ГОМСШ» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 0-50мм, влажность 8,1%, содержание золы 10,5%, при этом низшая теплота сгорания его равна 6391 кК/кг. В ОАО «СУЭК» уголь марки «ГОМСШ» имеет класс 0-50мм, влажность 7,5%, зольность 15,0%, низшую теплоту сгорания 5950кК/кг. Таким образом, уголь марки «ГОМСШ» в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» превосходит уголь ОАО «СУЭК» из-за более низкой зольности и более высокой калорийности.

Уголь сортомарки «ТКО» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 25-200мм, влажность 5,8%, содержание золы 20,0%, при этом низшая теплота сгорания его равна 6166 кК/кг. Уголь марки «ТКО» ОАО «Южкузбассуголь» имеет класс 25-200мм, влажность 6,5%, зольность 18%, низшую теплоту сгорания 6240 кК/кг. В ОАО «Южный Кузбасс» уголь марки «ТКО» имеет класс 25-200мм, влажность 6,1%, зольность 12,8%, низшую теплоту сгорания 6760кК/кг. Уголь марки «ТКО» в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет более высокую зольность и более низкую теплоту сгорания, чем уголь конкурентов, таким образом, для потребителей выгоднее уголь этой марки приобретать у конкурентов.

Уголь сортомарки «ТМСШ» ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет класс 0-25мм, влажность 8,1%, содержание золы 30,1%, при этом низшая теплота сгорания его равна 5800 кК/кг. Уголь марки «ТМСШ» ОАО «Южкузбассуголь» имеет класс 0-25мм, влажность 8,0%, зольность 22%, низшую теплоту сгорания 5954 кК/кг. В ОАО «Южный Кузбасс» уголь марки «ТМСШ» имеет класс 0-25мм, влажность 6,5%, зольность 21%, низшую теплоту сгорания 6000кК/кг. Уголь марки «ТМСШ» в ООО «Кузбассразрезугольпереработка» проигрывает углю данной марки, добываемому конкурентами, из-за более высокой зольности, влажности и меньшей теплоте сгорания, следовательно, потребителю более выгодно приобретать уголь этой марки у конкурентов.

Таким образом, из таблицы 13 можно сделать вывод о том, что по своим качественным характеристикам продукция ООО «Кузбассразрезугольпереработка» имеет как преимущества перед продукцией других предприятий (по маркам «Г», «Д», «ГОМСШ»), так и недостатки (марки «Т», «ТКО», «ТМСШ»). Кроме того, нужно заметить тот факт, что ни одно из вышеперечисленных предприятий-конкурентов не добывает марку СС, отличающуюся высокой теплотворной способностью и пользующуюся особым спросом у таких потребителей, как ТЭЦ.

В анализе не представляется возможным оценить отношение полезного эффекта от использования товара к совокупным затратам на его потребление, поскольку цена угля для потребителя напрямую зависит от географического местонахождения самого потребителя. Транспортная составляющая обычно достигает 25-50% в общей стоимости угля для потребителя. Также цена на конкретную марку зависит от качественных показателей этой марки, и даже уголь одной компании, например, марки «ТМСШ», добываемый в разных шахтах или разрезах, будет иметь разную стоимость.

Наши рекомендации