Этический кодекс православного предпринимателя

Этический кодекс православного предпринимателя

Источники православной этики предпринимательства

1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения.

1.2. Документы православной общественности.

1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и управления.

Духовные нормы поведения в деловой жизни.

2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.

2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей Божиих.

2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.

2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.

Предпринимательские ценности

3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.

3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.

3.3. Отношение к собственности.

3.4. Отношение к богатству и бедности.

Мотивация

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

Социально-нравственная ответственность предпринимателя

5.1. Формирование справедливых и взаимовыгодных отношений работодателя и

наемного работника.

5.2. Основы православной корпоративной культуры.

5.3. Участие в православных сообществах предпринимателей.

5.4. Поддержка церковных программ.

5.5. Благотворительность.

5.6. Защита окружающей среды.


6. Отношения с государством и обществом

6.1. Отношения с государством.

6.2. Интегрированность в общество.

6.3. Отношение к образованию, науке и культуре.

6.4. Отношение к СМИ.

Введение

Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды "раскачивать лодку" как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной. В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке.

(Из доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VIII Всемирном Русском Народном Соборе "Россия и православный мир").

Деловые и экономические отношения могут и должны иметь этическую основу. В системе нравственно оправданных норм и правил поведения возможно преодоление самых острых противоречий и конфликтов, возникающих в сфере предпринимательства. Предположение, что предпринимательство неэтично в своей основе, является ложным и деструктивным, православный предприниматель своим трудом, как духовным, так и предпринимательским, должен доказывать ложность этого предположения. Но не только это делает этические вопросы важными.

В этике любых человеческих отношений отражается природа человека, в том числе и духовная. Невозможно выстроить действенную этическую систему, не обращаясь к Творцу и Его заповедям. Настоящий кодекс призван сформировать с православных позиций мировоззренческие оценки важнейших вопросов предпринимательства, а также дать ориентиры для предпринимательской деятельности, основанные на православной духовности.

Кодекс предназначен для добровольного принятия православными предпринимателями, которые хотели бы руководствоваться в своем деле теми нравственными принципами, которые завещал нам Спаситель и определенным духовным и нравственным пониманием бизнеса. Этот документ адресован также предпринимателям, которые еще не сделали своего духовного выбора, но серьезно задумываются над этим.

Наконец, кодекс предлагается всем, кто так или иначе испытывает потребность или проявляет интерес к православному пути в предпринимательстве: владельцам компаний и наемным менеджерам, студентам и преподавателям семинарий и светских учебных заведений, ученым и общественным деятелям, сотрудникам госучреждений, а также работникам всех отраслей народного хозяйства.

Мотивация

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

Православного предпринимателя, прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия.

Предприниматели служат, подражая Христу:

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк., 10,45).

С духовной точки зрения, предприниматель приходит в Дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей (сотрудников своей компании) для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу.

Предприниматель служит, чтобы следовать за Христом:

“ Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” (Ин. 12, 26).

Исполняя свое служение Богу, предприниматель следует за Иисусом Христом. Он верит, что по слову Господа через верное служение будет с Ним и в земной жизни, и в Царстве Небесном.

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

Православный предприниматель признает, что заинтересованность в прибыли и росте стоимости компании является неотъемлемой частью предпринимательского служения. Из прибыли расширяется дело, что обеспечивает развитие компании и достижение целей служения. Вместе с тем, стремление к получению прибыли не является самодостаточной мотивацией. Важно, чтобы духовные и экономические побуждения соединялись в единую духовно-экономическую мотивацию, в которой прибыль и служение не противостоят друг другу, а гармонично соединяются.

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

Православный предприниматель должен быть побужден стремлением достичь совершенства в своем деле.

Движение к совершенству начинается, прежде всего, с нравственного и духовного совершенствования. Достигается по мере исполнения заповедей и смирения. Для предпринимателя актуально соединить нравственную сторону вопроса с профессиональной деятельностью. То есть, опираясь на нравственное и духовное совершенствование, достигать совершенства профессионального. Это профессиональное совершенство может быть выражено в высокой личной компетентности предпринимателя и превосходных характеристиках его дела.

Потому апостол Павел говорит:


И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (Кол.3:23-25).

На пути к совершенству, которое, как и все на земле, не может быть совершенным абсолютно, нужно не впадать в крайности и не считать, что совершенство достигается только собственными усилиями человека, либо, наоборот, предоставляется Богом без каких либо наших усилий.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский:

«Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно».

Совершенствуясь в своем служении, православный предприниматель стремится к соединению собственной воли с волей Божией и благословению Богом его дела. И именно под эти углом зрения рассматривает свои деловые перспективы.

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

Православный христианин призван любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам – и становится источником патриотизма. Патриотизм – это любовь к своей стране и вера в ее народ, желание сделать все возможное ради народа и Отечества.

В соответствии со своим выбором предприниматель может иметь патриотическую мотивацию служения – выбирать направления, которые не имеют преимуществ в виде быстрой прибыли или чрезвычайно сложны в реализации, но объективно важны для выживания народа и Отечества.

Одним из таких направлений являются высокотехнологичные, наукоемкие производства и другие направления интеллектоемкой деятельности. Сырьевой потенциал любой страны мира не может быть вечной основой ее благополучия. Природные ресурсы – дар Божий, который является достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и, по возможности, заменять восполнимыми ресурсами. Этот потенциал постепенно теряет свое значение и в будущем не сможет принести процветания.

Патриотически-настроенный предприниматель может сознательно идти на значительные трудности и риски ради служения своего народу и стране там, где это особенно сложно, трудно и необходимо делать.

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

Еще одним примером нравственной мотивации, выбираемой предпринимателем в соответствии со своей личной позицией, может стать социальная мотивация. В этом случае предприниматель идет в области, где прибыль невысока, но продукция и услуги имеют особо важное значение с точки зрения повседневной жизни населения, его насущных проблем.

Социальная мотивация может, например, привести предпринимателя в сферу сельского хозяйства, где положение сельских жителей может быть крайне тяжелым. В этой сфере даже скромный проект, который даст людям на селе работу, имеет высокую нравственную ценность.

Подобные социальные проекты могут реализовываться в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере медицинского обслуживания населения, общественного питания, издательском деле и тому подобное. Социально мотивированный предприниматель стремится находить такие проекты и успешно реализовывать их.

Этический кодекс православного предпринимателя

Наши рекомендации