Гусев Андрей Константинович. Предпринимательство.
Факультет экономики, управления и права
Учебно-методический комплекс
Рабочая программа учебной
дисциплины
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
по направлению 080200 «Менеджмент»
(профили «Управление малым бизнесом»,
«Государственное и муниципальное управление»)
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор – составитель:
к.э.н, доцент Гусев А.К.
Москва - 2016
Гусев Андрей Константинович. Предпринимательство.
Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заоч-ной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент» (профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление») (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент: д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономических и финансовых дисциплин Мос ГУ Крылова Елена Борисовна
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»
Протокол №1 от 30.08.13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины………………………………………………. | |
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………... | |
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..…………… | |
4. Тематический план…………………………………..……………………………… | |
5. Содержание учебной дисциплины……..………………………………………….. | |
6. Планы семинарских занятий……………………………………………………….. | |
7. Методические указания студентам……..……………………………….………… | |
8. Словарь основных терминов……………………………………………………….. | |
9. Фонд оценочных средств………………………………………………….……….. | |
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….……………….. | |
11. Перечень литературы……………………………………………………………… |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Предпринимательство»составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление») (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.
Целью изучения учебной дисциплины является ознакомить студентов с теоретическими основами, дать практические навыки предпринимательской деятельности, способствовать формированию общекультурных (ОК-19, ОК-20) и профессиональных (ПК-29, ПК-30, ПК-42, ПК-48, ПК-49, ПК-50) компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области предпринимательства.
Объектом учебной дисциплины выступает предпринимательство как вид деятельности.
Предметом учебной дисциплины являются экономические отношения, возникающие в рыночном хозяйстве в связи с организацией и функционированием предпринимательства.
Образовательные задачи учебной дисциплины:
- сформулировать понятийный аппарат, составляющий конструкцию предпринимательской деятельности;
- раскрыть сущность предпринимательской идеи и предпринимательского решения;
- раскрыть роль и место предприятий различных организационно-правовых форм в современных экономических условиях функционирования;
- раскрыть основной смысл, показать цели и задачи государственного регулирования предпринимательства;
- изложить основные принципы и раскрыть содержание бизнес-плана предпринимательской структуры;
- изложить сущность экономических рисков в предпринимательской деятельности;
- рассмотреть содержание основных этапов создания и ликвидации собственного дела.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание и структура учебной дисциплины «Предпринимательство» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК). Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными:
-способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
-способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
профессиональными:
организационно-управленческая деятельность:
-способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
информационно-аналитическая деятельность:
-способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
-знать экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и быть способным проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
-способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
предпринимательская деятельность:
-уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
-разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49);
-способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации; экономическое содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства; отечественный и зарубежный опыт в области организации предпринимательской деятельности; содержание стратегии и тактики действий предпринимательской структуры; основные типы предпринимательских решений; основы построения оптимальной структуры предпринимательской деятельности.
уметь: применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности; использовать экономический инструментарий для оценки внутренней и внешней среды компании с целью принятия правильной стратегии действий;принимать обоснованные предпринимательские решения;
владеть:навыками целостного подхода к анализу предпринимательских проблем; методикой анализа, планирования, прогнозирования, оценки деятельности предпринимательской организации; методами оценки и минимизации предпринимательских рисков.
Формы контроля.
Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; письменные домашние задания; тестирование.
Промежуточная аттестация– экзамен.
Формы и методы учебной работы: лекции, семинарские и практические занятия; решение задач; обсуждение докладов; тесты; консультации преподавателя; анализ конкретных ситуаций.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них:
- очная форма обучения: 24 часов - лекции, 16 часов - семинарские занятия, 8 часов – практические занятия, 60 часов – самостоятельная работа;
- очно-заочная форма обучения: 8 часов - лекции, 4 часа - семинарские занятия, 4 часа – практические занятия, 92 часа – самостоятельная работа.
На лекциях студенты получают теоретические знания по актуальным проблемам развития предпринимательства в современных условиях; основным направлениям осуществления предпринимательской деятельности; вопросам создания и механизма функционирования коммерческих предприятий, оценки эффективности предпринимательской деятельности.
В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов, а на практических занятиях разбираются конкретные примеры, обсуждаются этапы процесса разработки и реализации бизнес-плана организации, отрабатываются навыки в решении задач и проблем предпринимательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к экзамену, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.
Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Предпринимательство»
(очная форма обучения – 108час.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
1. | Общая характеристика предпринимательства | - | - | ||
2. | Типология предпринимательства | - | |||
3. | Предпринимательская среда | - | |||
4. | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | - | |||
5. | Конкуренция в предпринимательстве | 3/1* | 1* | - | |
6. | Малое предпринимательство в промышленно-развитых странах и России | 4* | 2* | 2* | - |
7. | Государственное регулирование предпринимательской деятельности | 3* | 2* | 1* | - |
8. | Создание собственного дела | 10/6* | 4* | 2* | |
9. | Ответственность субъектов предпринимательской деятельности | 2/1* | 1* | - | |
10. | Инновационное предпринимательство | 5/1* | 1* | ||
11. | Риски в предпринимательской деятельности | ||||
12. | Ликвидация собственного дела | - | |||
13. | Культура и этика предпринимательства | - | |||
Итого часов | 48/16* | 24/8* | 16/8* |
Примечание:
*знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные формы обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Предпринимательство»
(очно-заочная форма обучения – 108час.)
№ п/п | Наименование тем | Аудиторные занятия | |||
Всего | Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||
Общая характеристика предпринимательства | - | - | |||
Типология предпринимательства | - | - | - | - | |
Предпринимательская среда | - | - | - | - | |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | 1* | - | |||
Конкуренция в предпринимательстве | - | - | - | - | |
Малое предпринимательство в промышленно-развитых странах и России | 1* | 1* | - | ||
Государственное регулирование предпринимательской деятельности | 1* | 1* | - | ||
Создание собственного дела | 1* | 1* | |||
Ответственность субъектов предпринимательской деятельности | - | - | - | - | |
Инновационное предпринимательство | 1* | - | - | ||
Риски в предпринимательской деятельности | - | ||||
Ликвидация собственного дела | - | ||||
Культура и этика предпринимательства | - | - | - | - | |
Итого часов | 16/8* | 8/4* | 4/4* |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
а) для студентов очной формы обучения
Семинар №1 (темы №2-4).
Семинар №4 (темы №11-13).
Доклад «Сущность предпринимательского риска: причины возникновения, основные виды».
Вопросы для обсуждения:
1. Методы оценки уровня рисков на стадии разработки и реализации проекта.
2. Механизм управления предпринимательским риском.
3. Несостоятельность (банкротство) фирмы: основные этапы.
4. Процедура объявления несостоятельности компании.
5. Интеллектуальные информационные системы в предпринимательстве.
6. Контролинг как форма экономического и социального управления предпринимательством.
Решение тестов (см. Фонд оценочных средств).
Формируемые компетенции: ОК-20 ПК-8, ПК-42.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Методические указания студентам по учебной дисциплине «Предпринимательство» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление») (квалификация (степень) «бакалавр»).
Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.
К семинарскому и практическому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, и внесению дополнений к имеющимся выступлениям.
В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару или практическому занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.
С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля, а также подготовиться к решению тестов и заданий, предназначенных для проведения семинаров и практических занятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения – 108 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||||
Общая характеристика предпринимательства | - | - | ||||
Типология предпринимательства | - | |||||
Предпринимательская среда | - | |||||
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | - | |||||
Конкуренция в предпринимательстве | - | |||||
Малое предпринимательство в промышленно-развитых странах и России | - | |||||
Государственное регулирование предпринимательской деятельности | - | |||||
Создание собственного дела | ||||||
Ответственность субъектов предпринимательской деятельности | - | |||||
Инновационное предпринимательство | ||||||
Риски в предпринимательской деятельности | ||||||
Ликвидация собственного дела | - | |||||
Культура и этика предпринимательства | - | |||||
Итого часов |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(очно-заочная форма обучения – 108 ч.)
№ п/п | Наименование тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Прак. занятия | ||||
Общая характеристика предпринимательства | - | - | ||||
Типология предпринимательства | - | - | - | |||
Предпринимательская среда | - | - | - | |||
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | - | |||||
Конкуренция в предпринимательстве | - | - | - | |||
Малое предпринимательство в промышленно-развитых странах и России | - | |||||
Государственное регулирование предпринимательской деятельности | - | |||||
Создание собственного дела | ||||||
Ответственность субъектов предпринимательской деятельности | - | - | - | |||
Инновационное предпринимательство | - | - | ||||
Риски в предпринимательской деятельности | - | |||||
Ликвидация собственного дела | - | |||||
Культура и этика предпринимательства | - | - | - | |||
Итого часов |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
а) при чтении лекций
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
А
Акционерное общество - компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства на основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества.
Акционерный капитал - основной капитал акционерного общества, размер которого определяется его уставом. Образуется за счет заемных средств и эмиссии (выпуска) акций.
Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, дающая право ее владельцу, члену акционерного общества, участвовать в его управлении и получать дивиденды от прибыли. Денежная сумма, обозначенная на акции, - номинальная стоимость акции; цена, по которой акция продается, - курс акций. Различают акции: обыкновенные, привилегированные, именные, на предъявителя, трудового коллектива и др.
Акция именная - акция с указанием ее владельца. Распространяется в порядке открытой подписки. Может быть простой и привилегированной.
Акция на предъявителя - акция, не содержащая имени ее держателя. Может быть простой и привилегированной.
Акция обыкновенная - акция с нефиксированным дивидендом, размер которого определяется собранием акционеров после уплаты фиксированного процента держателям привилегированных акций.
Акция привилегированная - акция, дивиденд которой фиксируется в виде твердого процента, выплачиваемого в первоочередном порядке независимо от прибыли компании. Эта акция не дает права голоса, ее владелец не участвует в управлении компанией.
Амортизационные средства - финансовые средства, выделяемые специальным назначением для сохранения и возобновления основных фондов предприятия.
Амортизационный фонд - денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов.
Амортизация - постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимые с их помощью продукты или услуги; целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.
Аренда - имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.
Аттестация - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня трудовой деятельности работника, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.
Б
Баланс - система показателей, характеризующая какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляются в денежном выражении.
Балансовая прибыль - общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в балансе.
Бизнес - экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.
Бизнесмен - коммерсант, предприниматель, делец; вообще человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды.
Бизнес-план - программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности компании, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.
В
Валовая прибыль - часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов.
Валовой доход - характеризует конечный результат деятельности предприятия и представляет собой разницу между валовой выручкой и всеми затратами на производство и реализацию продукции.
Вексель- вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство установленной формы, наделяющее его владельца (векселедержателя) безоговорочным правом требовать с векселедателя безусловной оплаты указанной суммы денег к определенному сроку.
Венчурная фирма - коммерческая научно-техническая фирма, занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий и продукции с не определенным заранее доходом (рискованный вклад капитала).
Вмененный налог - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Внедренческая фирма - посредническо-консультационная организация (предприятие), специализирующаяся на распространении инноваций.
Г
Государственное или муниципальное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Д
Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.
Диверсификация производства - переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Дивиденд - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами после уплаты налогов, отчисления на расширение производства, пополнения резервов, выплаты процентов по облигациям и вознаграждений директорам.
Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством.
Ж
Жизненный цикл товара - период чередования основных фаз существования товара: разработки, производства, выхода на рынок, роста, насыщения рынка и морального старения.
И
Издержки производства и реализации продукции - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции.
Износ основных фондов - постепенная утрата основными фондами (зданиями, машинами и другими средствами труда) их полезных свойств. Различаются физический и моральный износ основных производственных фондов. Физический износ - материальное снашивание средств труда вследствие их использования и воздействия сил природы. Моральный износ средств труда может наступить до полного физического износа вследствие того, что появляются более производительные, точные и экономичные машины и оборудование.
Имущество - совокупность имущественных прав данного лица, каждое из которых может быть по отдельности отчуждено (продано, подарено, уничтожено).
Инвестиции - долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, производства и получения прибыли.
Инвестиционная политика - определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые предопределяют, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Инвестиционный проект - план вложения капитала в целях получения прибыли; система, включающая в себя определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных целей, получения определенных результатов.
Инвестор - частный предприниматель, организация или государство, осуществляющие долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие в целях получения прибыли.
Инжиниринг - предоставление на коммерческой основе (в форме контракта) различных инженерно-консультационных услуг.
Инновация - нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
Интенсификация - процесс экономического развития за счет более интенсивного использования всей совокупности ресурсов на основе ускорения научно-технического прогресса. Интенсивное экономическое развитие противопоставляется экстенсивному, сущность которого состоит в дополнительном вовлечении ресурсов.
Инфраструктура - комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное (или какое-либо другое) производство, а также население. Включает транспорт, связь, торговлю, материально-техническое обеспечение, науку, образование, здравоохранение.
К
Капиталоемкость - показатель, характеризующий отношение основного капитала к произведенной в соответствующий период продукции или ее части - национальному доходу, прибыли.
Капитальное строительство - процесс создания и совершенствования основных фондов путем строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения и модернизации действующих.
Капитальные вложения - затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов.
Окупаемость капитальных вложений - показатель эффективности капитальных вложений, определяемый как отношение капитальных вложений к экономическому эффекту, получаемому от их использования в процессе производства.
Карьера - индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество продукции - совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Коммерческая тайна предприятия - не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.
Компания - образуемое на базе паевого капитала объединение предпринимателей, являющееся юридическим лицом. Разновидности: акционерное общество, компания с ограниченной ответственностью и др.
Конкурентоспособность - способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточ1гую для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком качественном уровне.
Контрактная система оплаты труда - заключение трудового договора между работодателем и исполнителем, в котором оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, срок действия договора.
Контрольный пакет акций - доля общей стоимости (числа) акций, позволяющая их владельцам контролировать деятельность всего акционерного общества. Теоретически эта доля определяется в размере 51% всей суммы акций, практически - гораздо меньше.
Концентрация производства - сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.
Концерн - объединение самостоятельных предприятий различных отраслей, связанных совместными разработками, посредством системы участий, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
Кооперирование- процесс установления длительных прямых хозяйственных связей по совместному изготовлению конечного продукта.
Корпоративное управление - система управления, выражающая согласованную волю собственника имущества, менеджеров и трудового коллектива.
Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Культура предпринимательства – совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринимательства.
Л
Лизинг – способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем; средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования и транспортных средств.
Лицензия – специальное разрешение юридическому лицу уполномоченных на то государственных органов осуществлять конкретные, оговоренные законом хозяйственные операции, включая внешнеторговые (экспортные и импортные).
М
Маркетинг– комплексная система управления деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.
Маркетинговая деятельность предприятия - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Маркетинговая стратегия- комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.
Механизм регулирования заработной платы - совокупность законодательных и других нормативных актов и действующих на их основе институтов (государственных и общественных), призванных влиять на установление условий оплаты труда в процессе взаимоотношений между работниками и работодателями.
Монополист - единственный производитель конкретного товара. Как правило, назначает за этот товар монопольно высокую цену, в результате чего потребители и общество несут повышенные издержки.
Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Н
Налоги - обязательные индивидуально-безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог; выступает в форме надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходности предприятия.
Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая санкция - мера ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговая система - совокупность обязательных поступлений в бюджеты и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения.
Научно-технический потенциал - обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
Научно-технический пр<