Формы организации и виды статистического наблюдения
Статистическое наблюдение
Требования, предъявляемые к собираемым данным.
Подготовка к проведению статистического наблюдения
Формы организации и виды статистического наблюдения
Ошибки статистического наблюдения и способы их контроля
Требования, предъявляемые к собираемым данным.
Статистическое наблюдение, или первичный статистический учет, является научной, специально организованной регистрацией признаков каждой единицы совокупности и записью их в определенных документах.
Статистическим наблюдением называется планомерный и научно организованный сбор или получение сведений о явлениях, процессах общественной жизни. Сбор данных должен быть планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.
Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и сопоставимости.
Достоверность— это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения должны быть нацелены на обеспечение достоверных данных.
Для того чтобы понять характер задач, возникающих при этом, представим статистическое наблюдение в виде взаимодействующих компонентов.
Очевидно, что достоверность данных зависит как от характеристик самого статистика — его профессиональной подготовки, коммуникабельности, организационных навыков и т.д., так и от качества используемого инструментария — программы наблюдения, бланков, анкет, инструкций по их заполнению. Они в конечном счете тоже зависят от статистика.
На достоверность данных влияет и подготовленность объекта к статистическому обследованию. Это может быть сделано в форме предварительного извещения населения о предстоящем обследовании — в газетах, по радио, телевидению (как это делалось, например, перед началом Всероссийской переписи населения). Влияет на достоверность и упорядочение названия улиц и нумерации домов, квартир и т.д.
На достоверности данных сказывается социальная функция показателя. Известно, например, о фактах недостоверности данных о младенческой смертности (смертности детей до одного года). Основной недоучет составляют случаи, когда факт рождения ребенка, умершего вскоре после рождения, умышленно регистрируется как мертворождение, а часть случаев мертворождении записывается как поздние выкидыши и не регистрируется в органах ЗАГСа.
Недостоверными могут быть данные о характере и числе преступлений, профессиональной заболеваемости и т.п., т.е. те данные, которые сигнализируют о «здоровье» общества.
Условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта; полнота и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения.
Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время по единой методике. Кроме того, должна быть обеспечена сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление.
Сравнимость данных разных наблюдений выполняется, если использовались одно и то же определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков, таких, как себестоимость, производительность труда, рентабельность, ликвидность и т.д.
Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода или момента, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на начало учебного года, стипендиальный фонд — на полгода (или год). Обычно рекомендуется, чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса, например учебному, хозяйственному или финансовому году. Если сильно влияет сезонность, данные должны собираться по месяцам или по кварталам. Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы наблюдаемый объект находился в наиболее стабильном состоянии.
Подготовка к проведению статистического наблюдения
Статистическое наблюдение включает в себя следующие этапы:
1. Подготовка
2. Проведение массовых сборов данных.
3. Подготовка данных к автоматизированной обработке.
4. Разработка предположений по совершенствованию.
Для того чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения.
Цель наблюдения - получение достоверной информации для обнаружения закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Цель и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.
На этой стадии подготовки дается определение объекта и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения, а также сроки проведения, источники и способы сбора данных, состав исполнителей.
Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектами наблюдения могут быть совокупность физических лиц (население страны, отдельного региона; лица, занятые на предприятиях отрасли), юридические лица (предприятия, коммерческие банки, фермерские хозяйства, учебные заведения), физические единицы (машины, оборудование, жилые дома).
При определении объекта указываются его основные отличительные черты (признаки). Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения.
Всякий объект массовых наблюдений состоит из отдельных единиц, поэтому надо решить вопрос о том, каков тот элемент совокупности, который послужит единицей наблюдения.
Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. В одном каком-либо наблюдении может быть не одна, а несколько единиц наблюдения. Например, при переписях населения и бюджетных обследованиях единицами наблюдения могут быть человек, семья или домохозяйство, при сельскохозяйственных переписях - крупный рогатый скот, сельскохозяйственный инвентарь и т. д.
Для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз— значение признака (или нескольких признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других явлений или это определенные количественные ограничения для объекта наблюдения. В самом деле, трудно установить границы даже, казалось бы, очевидного объекта — совокупности промышленных предприятий: что входит в понятие «промышленное предприятие», а что нет. Входят ли в круг промышленных предприятий предприятия по ремонту и мойке автомобилей, закупке и переработке фруктов и т.д.? Устанавливать ли цензовые значения только по численности работников или по стоимости производственного оборудования? При проведении переписи населения возникают вопросы: учитывать ли тех граждан, которые длительное время работают за границей? как учитывать тех, кто находится в заключении, на службе в армии? и т.д. Все эти вопросы требуют всестороннего обсуждения. Их решение основано на том, что является конечным результатом, что должно быть получено в результате исследования. Если не предусмотреть чего-то на начальной стадии, это скажется на качестве всего исследования.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; ее границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения — это то время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации данных для всех единиц устанавливается единое — для предупреждения неполного учета или повторного счета, а также для обеспечения сопоставимости данных.
При изучении объектов наблюдения, численность и характеристика которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата, по состоянию на которую собираются сведения. При переписях обычно устанавливают время начала и окончания регистрации данных. Так, последняя Всероссийская перепись населения проводилась в течение 12 дней – с 14 по 25 октября 2010 г., предпоследняя перепись в течение 8 дней — с 9 по16 октября 2002 г. И в том, и в другом случае время наблюдения приходилось на период и даты, когда у работающих меньше отпусков, нет государственных праздников или каникул у школьников и студентов.
При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения — ведь состав населения России и его характеристики постоянно меняются: в среднем каждую минуту в нашей стране рождаются 3 человека и умирают 3-4 человека. Поэтому данные регистрируются по состоянию на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента во Всероссийской переписи населения, проведенной 9-16 октября 2002 г., было принято 0 часов с 8 на 9 октября. Соответственно в бланки переписи заносились все живущие на данный момент и не вносились родившиеся после 0 часов с 8 на 9 октября 2002 г. и умершие до этого времени. В качестве критического момента во Всероссийской переписи населения, проведенной 14-25 октября 2010 г., было принято 0 часов с 13 на 14 октября. Соответственно в бланки переписи заносились все живущие на данный момент и не вносились родившиеся после 0 часов с 13 на 14 октября 2002 г. и умершие до этого времени.
При переоценке основных фондов устанавливается критическая дата, по состоянию на которую учитываются основные фонды (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.).
Определение объекта наблюдения, его территориального размещения важно для установления объема работ, который нужно выполнить в период наблюдения. Если наблюдение планируется провести в форме отчетности, то составляется список подотчетных предприятий и организаций. При специально организованном наблюдении определение объема работ необходимо для расчета численности работников, требуемых для выполнения обследования в установленные сроки. Рассчитывается дневная норма работы одного регистратора (счетчика) с учетом сложности программы наблюдения, трудоемкости заполнения формуляра наблюдения и размещения объекта. В сельской местности, например, где плотность застройки намного ниже городской, дневная норма устанавливается меньше, чем в городах. В целях лучшей организации наблюдения и контроля за качеством материала вся территория разбивается на отдельные счетные участки; 20—30 счетных участков при переписи населения образуют инструкторский участок, руководимый инструктором.
Проведение массовых работ требует участия множества исполнителей (в переписях населения участвуют тысячи счетчиков). Все они должны пройти специальное обучение — инструктаж и провести пробное заполнение тех формуляров, которые предполагается использовать в статистическом наблюдении. Должна быть составлена смета на проведение специального обследования, в которой предусматриваются размножение материалов наблюдения (бланков, инструкций), оплата услуг средств связи, транспорта, работа инструкторов, счетчиков и др. Статистическое обследование — дорогостоящая и трудоемкая процедура. Проведение обследований должно быть обосновано и подкреплено финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
Единицы наблюдения, как и объект в целом, обладают, как правило, множеством
различных признаков. Все их учесть невозможно. Поэтому необходимо определить какие признаки следует регистрировать в процессе наблюдения.
Признак– это свойство, которое характеризует определенные черты и особенности, присущие единицам изучаемой совокупности.
Перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения, называют программой статистического наблюдения.
Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения. Ее содержание зависит от целей и задач обследования. В какой-то мере программа наблюдения зависит и от выделенных средств: мало средств — программа может быть короче, или число наблюдаемых единиц меньше.
Поэтому первый принцип составления программы наблюдения — никаких сведений, не относящихся к данному обследованию («на всякий случай»).
Второй принцип, немаловажный для получения достоверных данных при опросах, — не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов. Например, при изучении потенциальной эмиграции не стоит включать в анкету прямой вопрос типа: «Собираетесь ли вы уехать за границу на длительное время или навсегда?». Более эффективно использовать систему вопросов, составленных таким образом, чтобы их сочетание позволяло сделать те заключения, которые бы вы хотели получить с помощью ответов на прямой вопрос. Или, понимая, что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди скорее всего не укажут, имеет смысл задать косвенные вопросы, например: «Есть ли среди ваших знакомых люди с месячным доходом 10 тыс. долл. и выше?» и т.д.
Не рекомендуется задавать вопрос: «Сколько денег вы заработали в прошлом году?», лучше спросить: «Какая из следующих категорий соответствует вашему доходу в прошлом году:
до 100 тыс. руб.
100—150 тыс. руб.
150—200 тыс. руб.
200-250 тыс. руб.
250-300 тыс. руб.
300 тыс. руб. и более.
Следует помнить, что ответ зависит от формы, в которую облечен вопрос. Например, в анкете имеется вопрос: «Вы согласны с тем, что высокое качество школ, больниц, общественных услуг напрямую зависит от повышения налогов?». Делая акцент на качество общественных учреждений, вы скорее получите положительный ответ, чем в том случае, если спросите: «Вы сторонник повышения налогов в следующем году?».
С целью уточнения формулировок вопросов, определения того, как они «работают», проводят пробные, или пилотные, обследования. Например, при подготовке к Всероссийской переписи населения 2010 г. была проведена пробная перепись в 2008 г., по результатам которой проводилась корректировка вопросов переписного листа.
Программа наблюдения всегда включает опознавательные признаки; вопросы, непосредственно связанные с целью исследования; контрольные вопросы.
Выделение последних весьма условно, поскольку один и тот же вопрос может выполнять как содержательную, так и контрольную функцию. Например, программа переписи населения содержит вопросы о возрасте, образовании, семейном положении, наличии детей, их возрасте, образовании и т.д. Все они логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. Те же принципы лежат в основе бюджетных обследований — вопросы о доходах и расходах выполняют и познавательную функцию, и функцию взаимного контроля.
Опознавательные признаки позволяют идентифицировать единицу совокупности, к которой относятся регистрируемые данные. В социологических обследованиях вопрос обычно анонимный. Однако чтобы избежать недоучета и повторного счета, каждой единице наблюдения (опрашиваемому) присваивается какой-либо номер (шифр), а также фиксируется место проживания (населенный пункт). При сборе данных в форме отчетности опознавательными признаками являются название предприятия (организации), его шифр в регистре государственной статистики, отраслевая принадлежность, адрес, номер телефона, факса и т.д.
Все вопросы программы наблюдения ориентированы на определенную форму ответа: цифровую, альтернативную («да» или «нет»), многовариантную, когда ответ состоит в выборе одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых. Так, на вопрос о возрасте ответ дается в количественной форме — указывается число исполнившихся лет; то же — на вопрос о стаже работы; ответ на вопрос о наличии автомобиля или дачи будет в альтернативной форме — «да» или «нет»; ответ на вопрос о степени удовлетворенности работой или учебой выбирается из предлагаемого меню. Обычно такое меню строится по принципу симметрии: абсолютно негативное (или, наоборот, абсолютно позитивное) отношение, затем — более мягкая оценка, затем — выражение полной индифферентности, после чего оценки переходят в противоположную область: если были негативные, то теперь — позитивные и наоборот.
Предлагаемые варианты ответов называются подсказом. Наличие подсказа обеспечивает единообразное понимание вопросов и облегчает последующую обработку данных, так как каждый предлагаемый вариант ответа имеет свой код или шифри работа по обработке ведется лишь по тем вариантам ответов, которые не были предусмотрены в подсказе и вписывались самими опрашиваемыми (респондентами).
Наличие кодов облегчает обработку собранного материала, которая начинается сразу же, как только статистик убедился, что получены данные от всех единиц и даны ответы на все вопросы.
В переписях населения и других специальных обследованиях, проводимых государственной статистикой, подсказы обычно включают все варианты ответов (без дописывания). Например, вопрос о типе жилого помещения в программе переписи 2010 г. включал варианты ответов: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие, другое жилое помещение, снимает жилое помещение.
Составление программы наблюдения — сложная и ответственная задача. В государственной статистике разработкой программы специальных обследований занимаются специалисты Росстата России и НИИ при участии представителей Научно-методологического совета и заинтересованных организаций. Программы таких важных и массовых работ, как перепись населения, переоценка основных фондов и других, обсуждаются на специальных совещаниях, в печати, что обеспечивает их высокое качество.
Инструментарий статистического наблюдения включает формуляры и инструкции по их заполнению. Формуляр наблюдения — это документ единого образца (бланки, опросные листы, анкеты и т.д.), содержащий вопросы программы наблюдения и результаты наблюдения. Соответственно, в формуляре должно быть предусмотрено место для вопроса и ответа. Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименования статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, вторая - адрес отчетной единицы, ее подчиненность. Обычно в верхней части формуляра или на первой странице располагаются опознавательные признаки, слева — вопросы программы наблюдения, справа — место для ответов.
Формуляр наблюдения может быть карточным (индивидуальным) или списочным. В первом случае он предназначен для записи данных только по одной единице наблюдения, во втором — по нескольким.
Основные виды статистических формуляров:
· переписной лист
· форма отчетности
· анкета
· карта учета
Качество данных статистического наблюдения зависит не только от перечисленных факторов, но и от подготовленности счетчиков (регистраторов, интервьюеров). Для них организуется инструктаж по разъяснению вопросов анкеты (или другого формуляра наблюдения) и пользованию инструкцией. Объясняется, например, что при наличии подсказов счетчик обязан ознакомить респондента со всеми вариантами ответов, не выделяя из них те, которые он сам считает наиболее вероятными. Затем проводится пробное заполнение анкет, итоги которого коллективно обсуждаются.
Доброжелательность счетчика, его умение вступать в контакт с людьми влияют на атмосферу опроса, а значит, и на его результаты. Важной этической проблемой является анонимность данных опроса. Уверенность в анонимности снимает напряженность при регистрации мнений, суждений, пожеланий, а также характеристики благосостояния (чем владеет респондент, имеет ли сбережения, что из «крупных» вещей приобрел за последний год и т.д.). Иногда в интересах планирования наблюдения и контроля данных полной анонимности респондентов нет, но конфиденциальность информации обеспечивается. Так, если для проведения опроса с целью изучения уровня бедности в России в качестве основы выборки использовались списки избирателей, то соответствующий код респондента позволяет идентифицировать его. В таких случаях респондент должен быть убежден, что его ответы как персональные никогда не будут использованы. Они войдут в общую совокупность ответов и послужат основой расчета обобщающих показателей.
Как бы тщательно ни была составлена программа наблюдения и разработан формуляр, для обеспечения единообразия его заполнения, толкования вопросов все же необходима инструкция. Этот документ содержит объяснения вопросов программы с конкретными примерами, указания по взаимосвязи вопросов. Инструкция издается либо в виде отдельной брошюры, либо дается в подсказах, либо на самом формуляре наблюдения (обычно на оборотной стороне). Сфера специальных обследований непрерывно расширяется, и от их качества во многом зависит, увеличится или уменьшится число лиц, скептически относящихся к статистике.
Статистическое наблюдение
Требования, предъявляемые к собираемым данным.
Подготовка к проведению статистического наблюдения
Формы организации и виды статистического наблюдения