И инновационной деятельности

Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена был и продолжает оставаться ответ на вопрос: уделяется ли в нём достаточное внимание развитию науки, культуры и техники? От того, насколько значительны интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимую правовую защиту интеллектуальной собственности. Экономическое развитие государства в своей основе характеризуется ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.

Так как наступившее тысячелетие - это век экономики, основанной на знаниях, то приоритетно необходимо развивать индустрию знаний, отражающую жизненный цикл знания и состоящую из науки – отрасли создания знаний, культуры – отрасли подготовки сознания людей и общества к восприятию и применению новых знаний, образования – отрасли распространения знаний и инноватики (научно-технического предпринимательства, бизнеса, экономики) – отрасли применения знаний (рисунок 2).

Инновация (innovation) – в переводе с английского языка – нововведение, новаторство.

Инновация (innovation) – в переводе с английского языка – нововведение, новаторство.

Развитие современного реального сектора экономики страны и ее регионов, становление рыночных отношений, ликвидация экономических проблем в промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере возможны лишь на базе инновационных процессов, создания и передачи в экономику новых технологий, получения, распространения и использования знаний и информации.

Понятие «инновация» вошло в научную терминологию в начале ХХ века. Впервые этот термин употребил австрийский экономист Й. Шумпетер, который понимал под «инновацией» фазу внедрения новшества, трансформацию изобретения, идеи, модели в реальный процесс. По определению Й. Шумпетера, «инновация» представляет собой новую комбинацию известных факторов или изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. По мнению Й. Шумпетера, инновация должна являться главным источником прибыли, подчеркивая, что без развития нет прибыли, без прибыли нет развития.

К настоящему времени этот термин прочно устоялся в экономической науке, однако единого определения инноваций до сих пор нет, разные ученые предлагают различные варианты понятия «инновации».

Одно из самых удачных определений«инновации», на наш взгляд, дал П. Лемерль, который под инновацией понимает – новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или дополнительный элемент для такой экономии. Но это определение целесообразно дополнить - инновационные продукты должны быть ориентированы на рынок, удовлетворение потребности общества.

В широком смысле слова инновация - это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно - технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновация - это конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги), востребованного рынком, нового или усовершенствованного технологического процесса, готового к применению или распространению. Инновации, как правило, создаются совместным трудом ученых и производственников, и их основной целью является повышение конкурентоспособности продукции.

Большинство ученых придерживаются мнения, что «инновации» - термин не только технический и технологический, но и экономический и социальный. Наибольшим своеобразием характеризуются инновации, создаваемые на различных этапах научно-технического прогресса. Так, технические инновации появляются обычно в производстве продуктов с новыми улучшенными свойствами. Технологические инновации возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции. Организационно-управленческие инновации связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта, снабжения. Информационные инновации решают задачи организации рациональных информационных потоков в различных сферах научно-технической и производственной деятельности, повышения достоверности информации, оперативности ее получения и др. Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры .

Несмотря на указанные существенные различия определений инноваций, различные их виды находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному менеджменту. Так, технические и технологические инновации влияют на содержание производственных процессов и одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Существует множество определений понятий инноваций, в которых вместе с тем прослеживается нечто общее: инновация - продукт интеллектуального труда, а интеллектуальный продукт – результат производства нового знания, и, следовательно, он может быть объектом интеллектуальной собственности.

Если же проанализировать определения интеллектуальной собственности (см. ниже), то из них также следует, что интеллектуальная собственность является продуктом интеллектуального труда, результатом интеллектуальной творческой деятельности, собственного творческого поиска, познания, а следовательно, получения новых знаний, научных идей, которые могут быть инновацией.

У нас в стране еще нет целостной системы в организации инновационной деятельности, в частности, в области охраны интеллектуальной собственности и вовлечения ее в хозяйственный оборот. Нет обеспечения должной защиты результатов интеллектуальной деятельности и действенного механизма государственного регулирования и поддержки рынка инноваций. Научно-технические разработки далеко не всегда являются продуктом, готовым для эффективной реализации в производстве. В настоящий момент необходима развитая правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии экономики.

Инновационный характер развития экономики должен мотивировать становление новейшего технологического уклада, государственную поддержку инновационной деятельности, развертывание инновационной инфраструктуры, подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности в научно-технической и производственной сфере, а также формирование системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

Все индустриально развитые страны пытаются определить приоритеты своей научно-технической политики, что фактически является важнейшим компонентом стратегии развития общества. В настоящее время в Российской Федерации законодательные акты, определяющие принципы инновационной политики, системы государственной поддержки и государственного регулирования инновационного процесса, отсутствуют. И в первую очередь потому, что законодательно не определен и не закреплен предмет государственного регулирования и государственной поддержки, которым являются инновации.

Как уже отмечалось, понятие «инновация» прочно укрепилось в сознании общества, однако единого законодательно установленного определения «инновации» до сих пор не существует. В России же, на федеральном уровне законодательство, прямо регламентирующее инновационную деятельность, отсутствует, до настоящего времени не принят закон Российской Федерации «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». Принятый Государственной думой Федерального собрания РФ 1 декабря 1999 г. Федеральный закон был отклонен Президентом Российской Федерации ввиду «размытости» понятийного аппарата, о чем было сказано в письме Президента Российской Федерации от 03.01.2000 г. № Пр-14 и в письме Главного государственного правового управления Президента Российской Федерации от 19.10.2000 г. №А6-4612 полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной думе Федерального собрания РФ. Проект нового Федерального закона об инновационной деятельности до сих пор не прошел стадию утверждения, хотя на региональных уровнях подобные законы давно утверждены, вступили в действие и активно работают.

Неопределенность понятия «инновационная деятельность» позволяет произвольно толковать многие нормы отклоненного Президентом РФ Федерального закона, в том числе и касающиеся финансирования инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, установления системы экономических и иных льгот, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности (статья 7).

Неопределенность понятия «инновация» приводит к неопределенности большинства положений и норм различных законодательных актов, как федеральных, так и региональных, касающихся в той или иной мере инновационной деятельности, и порождает создание в инновационной сфере неработающих законов. В настоящий момент существует более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере направленных на регулирование инновационной деятельности. Это еще раз подчеркивает необходимость принятия консолидирующего федерального закона.

В этом случае хотелось бы привести положительный опыт учёных Саратовского государственного технического университета, которые в 1996 году выступили перед научной общественностью города Саратова с инициативой разработки проекта Закона Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности». С учётом того, что слишком широкое понимание инновации неудобно как в теоретическом плане – в силу чрезмерного расширения границ объекта исследования, так и в практическом – поскольку не позволяет четко ограничить круг хозяйствующих субъектов, ведущих активную инновационную деятельность, профессором Атояном В.Р. было предложено увязать категории «инновация» и «интеллектуальная собственность» и представить инновацию как результат научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.

Такой подход к понятийному аппарату был продиктован необходимостью определения чётких границ мер последующей прямой и косвенной поддержки субъектов инновационной деятельности, принятие которого (понятийного аппарата) в реально существующих экономических условиях позволило бы активизировать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов региона. Но после внесенных поправок к проекту Закона (всего их было 62) при его обсуждении предложенные понятия инновации и инновационной деятельности отстоять не удалось.

Однако, впервые на уровне субъекта Российской Федерации был разработан законодательный акт, регулирующий правовые отношения в области инновационной деятельности и получивший название – Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», который был принят Саратовской областной думой 9 июля 1997 года постановлением № 43-829, введен в действие постановлением губернатора Саратовской области № 613 от 28.07.97 года, ему присвоен № 50-3СО.

Несмотря на то, что настоящий Закон создавался для регулирования отношений между органами государственной власти, субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций и был направлен на создание условий финансирования и функционирования субъектов инновационной деятельности на территории Саратовской области, он получился в основном установочным и популяризирующим инновационную деятельность, так какконкретных преференций для субъектов инновационной деятельности дать не смог.

С развитием инновационных процессов в Саратовской области, созданием и функционированием специализированных субъектов инновационной деятельности – технопарков, инновационно-технологических центров, малых инновационных структур, созданием инфраструктурных подразделений, обеспечивающих инновационную деятельность инновационной сферы – возникла необходимость вновь вернуться к принятому в 1997 г. Саратовской областной думой Закону Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» и подготовить (с участием автора) его новую редакцию, где используются следующие понятия:

Инновация (нововведение) – результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, признанный в соответствии с действующим законодательством объектом интеллектуальной собственности (рисунок 3).

Инновационная деятельность – деятельность, имеющая основной целью реализацию в общественной практике инноваций, полученных в результате научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности путем их практического освоения, и включающая в себя как деятельность непосредственно по освоению инноваций, так и содействие этой деятельности. Деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами.

Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» от 28.07.97 г. № 50-3СО с изменениями и дополнениями рассмотрен и принят областной думой 29 января 2003 г., введен в действие 13 февраля 2003 г., ему присвоен № 9-ЗСО. «Размытость» в определении понятия «инновация» и связанных с ним терминов устранена. Что касается объектов интеллектуальной собственности, то их законодательное определение подтверждается соответствующим пакетом законодательных актов Российской Федерации.

Данный подход, с одной стороны, несколько сужает понятие инновации, ограничивая ее лишь научной (научно-исследовательской) и научно-технической сферой и официально закрепленными объектами интеллектуальной собственности. С другой стороны, он позволяет четко ограничить круг хозяйствующих субъектов, ведущих активную инновационную деятельность и вследствие этого имеющих право на государственную поддержку. Поэтому в аспекте правоприменительной практики такой подход дает возможность активизировать создание и использование научно-технологических инноваций.

14 июля 2004 г. Саратовской областной думой рассмотрен и принят проект Закона Саратовской области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», введенный в действие 23 июля 2004 г., ему присвоен № 39-ЗСО.

Закон призван установить конкретные стимулы развития инновационной деятельности для основных субъектов инновационной деятельности.

В Законе Саратовской области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», созданном для регулирования отношений между органами государственной власти и специализированными субъектами инновационной

деятельности, определения направлений и форм поддержки специализированных субъектов инновационной деятельности, предложены меры поддержки субъектов инновационной деятельности.

В Законе закреплены следующие понятия: государственная инновационная политика, государственное регулирование инновационной деятельности, государственная поддержка специализированных субъектов инновационной деятельности, инновационный потенциал, специализированный субъект инновационной деятельности и др. Целью настоящего Закона является создание условий для повышения влияния науки и инноваций на промышленный рост и социально-экономическое развитие Саратовской области.

Важным элементом государственной политики во всех развитых странах являются налоговые льготы для инновационных предприятий и организаций. Они носят комплексный характер и сопровождают инновационную продукцию от стадии разработки и становления серийного производства до стадии доставки потребителю, в том числе зарубежному.

Чтобы наука стала источником новых технологий, ей необходимы серьёзная государственная поддержка, выстраивание системы «образование-наука-производство-рынок».

В настоящее время остро назрела необходимость принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», который мог бы консолидировать меры государственной поддержки инновационной деятельности в России. Закон должен регулировать организационные, правовые и финансовые отношения между органами государственной власти, субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций, определять направления и формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на территории РФ.

В Законе чётко должен быть очерчен предмет его регулирования, понятийный аппарат должен содержать определяющие признаки, согласно которым могут предусматриваться меры прямой и косвенной поддержки хозяйствующих субъектов, что в дальнейшем будет способствовать активизации их инновационной деятельности (рисунок 4).

Задание:

1. Обоснуйте взаимосвязь интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности.

Рисунок 4. Федеральный закон «Об инновационной деятельности

и государственной инновационной политике Российской Федерации»

Контрольные вопросы:

1. Что вы понимаете под инновациями?

2. В каких сферах существуют инновации? Приведите примеры.

3. На уровне какого субъекта РФ и когда был впервые принят Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности»?

4. Как звучат определения инноваций и инновационной деятельности в соответствии с Законом Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности»?

5. Существует ли в настоящее время Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Российской Федерации»?

Наши рекомендации