Основные формы безналичных расчетов
Формы безналичных расчетов определяются расчетными документами:
- платежное требование;
- платежное поручение;
- аккредитив.
Выбор формы расчетов определяется в договоре между поставщиком и покупателем. Ими же рассматриваются и взаимные претензии. Таким образом, банк не вмешивается в определение предприятиями форм расчетов и в возникающие между ними разногласия.
В российской и мировой практике расчеты являются в основном документарными. Это означает, что все расчетные операции производятся на основе следующих документов: платежных (поручения, требования, реестры), финансовых (векселя, чеки), коммерческих (счета-фактуры), транспортных (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и других (сертификаты качества, таможенные и другие).
Расчетные документы, сдаваемые в банк, должны иметь две подписи и оттиск печати. Право первой подписи предоставлено руководителю предприятия, его заместителю, начальнику финансового отдела и его заместителю, право второй подписи — главному бухгалтеру и его заместителю. Расчетные документы могут быть выписаны на любую сумму.
Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг).
Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета.
Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату товарно-транспортных документов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.
(Рассказать об организации расчетов платежными требованиями, платежными поручениями и аккредитивной формы расчетов).
Налично-денежные операции
Предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и большую часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке.
Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования наличных денег, например выдача заработной платы рабочим и служащим, выдача денег на командировочные расходы, закупку сырья у физических лиц и т.д. Таким образом, каждое предприятие должно иметь кассу, через которую и осуществляются расчеты наличными деньгами.
Движение наличных денег через кассу предприятия оформляется в виде кассового плана.
(Рассмотреть структуру и порядок составления кассового плана).
Наличные деньги в банке выдаются предприятиям и организациям по денежным чекам. Чековая книжка для получения наличности в банке покупается в обслуживающем банке по заявлению предприятия с указанием количества листов. Книжка выдается распорядителю счетов или главному бухгалтеру. На обложке чековой книжки указываются номер счета, номера чеков, порядок заполнения и пользования чеками.
Чек является бланком строгой отчетности с указанием номера; изготавливается предприятиями Госзнака. На лицевой стороне корешка чека заполняется сумма цифрами, дата оформления, подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера, фамилия лица, которому выдан чек, и подпись этого лица.
На лицевой стороне чека указывается полное название предприятия, номер счета, сумма цифрами и прописью, место и дата выдачи чека, подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера, ставится печать. На оборотной стороне чека указывается сумма наличных денег цифрами и цель, на которую направляются деньги, подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера и лица, которому выдан чек, а также его паспортные данные.
На оборотном стороне корешка чека делается отметка об оприходовании полученной в банке суммы наличных денег по кассе предприятия с указанием номера приходного ордера, даты и подписи главного бухгалтера.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Наличные деньги выдаются из касс предприятий по расходным ордерам или другим надлежащим образом оформленным документам (платежным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Лекция 25
Тема 9. «Банковское кредитование организаций»