Тема 4. «Денежные доходы и финансовые результаты хозяйственной деятельности организаций»
4.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыльявляется не только важнейшей категорией хозяйственной деятельности организации, фактором её существования и развития. Наряду с удовлетворением разнообразных потребностей самой организации, собственников и её работников, прибыль является одним из основных источников формирования доходов бюджетной системы, внебюджетных и благотворительных фондов, финансирования общественных потребностей, опосредованно удовлетворяет экономические интересы самых разнообразных категорий потребителей. Реализация всех интересов осуществляется при распределении прибыли, путем обособления различных ее видов в процессе формирования доходов и расходов предприятия.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и расходами на производство и продажу продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительными, так и отрицательными знаками.
Существенные причины роста прибыли — развитие предпринимательской деятельности организаций и повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий.
На предприятии рассчитываются следующие виды прибыли:
Ø валовая (маржинальная) прибыль;
Ø прибыль от продаж;
Ø прибыль до налогообложения;
Ø чистая прибыль.
Более подробно эти виды прибыли будут рассмотрены ниже.
4.2. Расходы и доходы организаций. Классификация расходов и доходов. Финансовые методы управления расходами. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции
В современных условиях социально-экономического развития России важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия или отсутствия доходов зависят, в конечном счете, возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое состояние.
Генерирование доходовопределяет содержание хозяйственной деятельности предприятия. Доходами признается увеличение экономических выгод предприятия, приводящее к увеличению его капитала. Не приводят к увеличению капитала и не относятся к доходам:
Ø суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет;
Ø поступления по договорам комиссии[1];
Ø суммы полученных залогов, задатков[2];
Ø суммы, полученные в погашение кредита.
Рост доходов обусловливается увеличением объема производства и продажи продукции, внедрением научно-технических разработок, а, следовательно, повышением производительности труда, снижением себестоимости, улучшением качества продукции.
(Рассмотреть состав доходов предприятия, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете).
Основной источник доходов предприятий — выручка от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах.
Традиционный метод определения выручки от продажи продукции состоял в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет организации в банке, либо наличными в кассу. Наряду с этим выручка от реализации могла быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ выручка от реализации продукции определяется в зависимости от порядка признания доходов — методом начисления или кассовым методом.
(Рассмотреть метод начисления и кассовый метод).
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет разнообразные расходы, которые определяются как уменьшение экономических выгод предприятия, приводящее к уменьшению его капитала.
Лекция 18
(Рассмотреть состав расходов предприятия, отраженный в бухгалтерском и налоговом учете).
Расходы на производство и продажу продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий.
Экономической категорией, характеризующей финансовый результат предпринимательской деятельности, является прибыль, которая определяется как разность между доходами и расходами предприятия.
Основную долю прибыли организации составляет прибыль от продаж (прибыль от реализации), которая определяется как разница между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Следовательно рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Следовательно, размер прибыли зависит и от объема выручки от реализации продукции, которая включает:
Ø средства на возмещение затрат организации на реализованную продукцию (полную себестоимость);
Ø денежные накопления (прибыль);
Ø налоги (НДС, акцизы).
Каждая часть имеет свое направление использования.
Первая часть направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т.е. она выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства.
Вторая часть – прибыль – является источником формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направленная в фонды организации, обеспечивает решение его экономических, технических, социальных задач.
Часть прибыли в виде налога на прибыль, а также другие налоги (НДС, акцизы) направляются в бюджет.
Сумма выручки отличается от стоимости произведенной и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:
Ø остатки готовой продукции на складе;
Ø остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;
Ø остатки товаров отгруженных, не оплаченных в срок;
Ø товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.
(Рассмотреть расчет ожидаемых остатков готовой продукции на складе, расчет остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, или не оплаченных в срок на начало предстоящего периода, расчет товаров на ответственном хранении у покупателей).
Лекция 19
4.3. Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции (объема продаж). Методы планирования прибыли
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность организации.
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат работникам, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для государства в целом. (см. Методические указания по проведению практических занятий, ч.II, с.16-25)