Нематериальные методы мотивации

Следует отметить, что при всей эффективности и универсальности денежных поощрений, ограничение только материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Члены любого коллектива – это люди с разными жизненными ценностями и установками, к тому же выдачей премий и бонусов способствовать сплочению коллектива достаточно проблематично. Более того, материальные поощрения рассчитываются на основании результатов выполненной работы и могут варьироваться даже у людей, занимающих одинаковое положение в служебной иерархии. Все это нередко вызывает недовольство и мало способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе. Во многих случаях просто необходима некая моральная компенсация и уравновешивающий фактор, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.

Видов нематериального стимулирования существует множество. И рамки этого множества определяет только желание и компетентность руководителя. Ниже перечислены наиболее часто используемые виды нематериального стимулирования:

· Обучение (тренинги, программы повышения квалификации);

· Возможность самореализации и творчества (содержание работы, позволяющее выходить за рамки);

· Стабильность и престиж (репутация и известность самой компании);

· Привлекательное название должности;

· Фиксация достижений (личное внимание и поощрение со стороны начальства);

· Участие в принятии решений (чувство причастности самого работника к выработке решений, например опросы, голосования и проч.);

· Стиль руководства (атмосфера в кабинете начальника, стиль проведения совещаний, манера общения начальника с подчинёнными)

К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон для персонала, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирование и отопления и пр. К этому можно добавить выдачу всему персоналу спецодежды, в зависимости от выполняемой работы, а также различной атрибутики фирмы при проведении мероприятий (к примеру, футболок с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях.[5] Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.

Подводя итоги, можно сделать абсолютно очевидный вывод о необходимости использования методов как материального, так и нематериального поощрения для успешной деятельности любой фирмы.

Глава 2. Практическое изучение принципов и методов мотивирования персонала в США на примере Google

Структура и механизмы управления

Описание основных функций

Google - это сервис поиска информации в веб, который помогает найти тематические видео, картинки и многое другое.

Но помимо основных функций поиска, компания Google предоставляет массу других полезных сервисов, таких как, переводчик, Street View, Maps, почта и многие другие.

Рисунок 2.Уровни управления организацией

 

Институциональный уровень - совет директоров, учредители.

Управленческий уровень: главный директор по технологиям, старший вице-президент и главный исполнительный директор по управлению бизнесом, старший вице-президент по корпоративному развитию и главный юрист, председатель совета директоров, старший вице-президент и главный финансовый директор, генеральный директор

Технический уровень: директор по рекламе, старший директор, директор по продажам и локализации, директор по приложениям и браузерам, старший советник Генерального директора и учредителей, старший вице-президент по разработкам, генеральный бизнес-директор, старший вице-президент google.org, старший вице-президент по коммуникациям и общественной политике, старший вице- президент по персоналу, тарший вице-президент и финансовый директор, старший вице-президент по корпоративному развитию и правовым вопросам, старший вице-президент по мобильному и цифровому контенту, вице-президент по инновациям

Персонал организации: руководитель информационной службы, вице-президент по инженерным разработкам Android, вице-президент по разработкам, главный разработчик в сети Интернет, вице-президент по разработкам и качеству, вице-президент по исследованиям и специальным инициативам

Таблица 2.

Должность Подразделение Образование Стаж работы Функциона- льные обязанности Возраст
Руководители
Генеральный директор Google Inc. имеет степень бакалавра инженерных наук Мичиганского университета и степень магистра Стэнфордского университета 14 лет отвечает за повседневную деятельность компании, руководит разработкой продуктов и формирует стратегию развития технологий
Соучредитель, директор по специальным проектам Google Inc. имеет диплом бакалавра в области математики и информатики в Мэрилендском университете (Колледж-Парк), степень магистра факультета информатики Стэнфордского университета 14 лет Руководство специальными проектами
Председатель совета директоров   Google Inc. степень бакалавра электротехники в Принстонском университете и степень магистра и кандидата наук в сфере информатики в Калифорнийском университете 11 лет он отвечает за внешнюю деятельность Google, консультирует главного исполнительного директора и других руководителей по вопросам развития бизнеса и корпоративной политики.
Специалисты и основные работники
Менеджер Chrom OS Google Inc. Университет Южной Калифорнии Контроль за качеством продукта  
Менеджер по продукту Google+ Mobile Google Inc. Университет г. Ватерлоо Разработка Google+ Mobile  
Инженер Google Inc. Технический Университет Мичигана Разработка сервисов  
Инженер программного обеспечения Google Inc. Университет Иллинойса Разработка программного обеспечения  
Адвокат Google Inc. Стенфордский университет Работа с кадрами  
Дизайнер Google Inc. Университет Вирджинии Создание и разработка стиля продуктов  
Программист Google Inc          
Младший обслуживающий персонал
Уборщица Google Inc. Технический колледж Калифорнийского университета Уборка помещений  
                         

1) Принципы управления.

Восемь принципов хорошего управления компании Google:

1. Будьте хорошим наставником.

- Ваши оценки действий подчиненных должны быть конкретными и конструктивными.

- Соблюдайте баланс между критикой и похвалой.

- Регулярно встречайтесь с сотрудниками с глазу на глаз, предлагая решения проблем с учетом сильных сторон конкретного работника.

2. Доверяйте своей команде и не докучайте мелочной опекой.

- Давайте своим подчиненным свободу, но будьте доступны, чтобы к вам могли обратиться за советом.

- Доверяете подчиненным решение серьезных задач, чтобы они «росли над собой».

3. Проявляйте интерес к успехам сотрудников и их личному благополучию.

- Интересуйтесь, чем живут люди, в том числе и вне работы.

- Помогайте новичкам освоиться.

4. Не будьте «добряком». Будьте требовательным в достижении результата.

- Сосредоточьтесь на том, к каким коллективным результатам стремятся сотрудники и как они могут их достичь.

- Помогайте расставлять приоритеты и используйте власть для устранения препятствий.

5. Умейте слушать.

- Общение — двусторонний процесс: вы оба слушаете и делитесь информацией.

- Следите, чтобы общие собрания были направлены на достижение целей команды.

- Поощряйте открытое обсуждение и прислушивайтесь к тому, что волнует ваших сотрудников.

6. Способствуйте карьерному росту сотрудников.

7. Не забывайте о стратегии: всегда помните, «куда плывет пароход».

- Даже во время авралов не забываете о целях и стратегии.

- Привлекайте членов коллектива к формулированию целей и способов их достижения.

8. Овладейте основными техническими навыками, чтобы иметь возможность помочь, когда потребуется.

- Если нужно, подключайтесь к общей работе, засучив рукава.

- Разберитесь, какие трудности могут быть в той или иной конкретной работе.

Каким должен быть хороший начальник? В Google не стали теоретизировать и полагаться на интуицию, а провели широкомасштабное исследование в рамках собственной компании. Выяснилось, что главное для менеджера — внимательно относиться к своим сотрудникам, заботиться об их карьере и быть последовательным. В полученном списке всего восемь правил, которые отнюдь не поражают оригинальностью, однако, как показал опыт внедрения, неплохо работают.

2) Функции управления.

Цель: Увеличение аудитории пользователей.

А) Планирование

Одной из отличительных черт компании является ее нелюбовь к планированию. У нее нет четкого плана развития, так как рынок технологий – самый быстроразвивающийся и непостоянный.

1) Анализ рынка потребителя

2) Выпуск продуктов, отвечающих запросам аудитории

3) Популяризация бренда компании

4) Продолжать делать упор на качестве и новизне продуктов

Б) Организация

Система организации очень четко поставлена: все отделы в компании подчиняются вице-президентам по соответствующим направлениям, которые в свою очередь координируются председателем Совета Директоров. Сильная корпоративная культура помогает руководству выстраивать эффективную организационную политику.

1) Анализ рынка потребителей: опросы общественности, мониторинг спроса на сервисы; сроки - раз в полгода; исполнители – специалисты по работе с клиентами;

2) Выпуск продуктов, отвечающих запросам аудитории: на основе анализа, составить список сервисов, которые будут активно использоваться потребителями, затем разработать их и выпустить на рынок; сроки: до 2 лет; исполнители: технические специалисты, ижинеры.

3) Популяризация бренда компании: проводить акции, презентации, благотворительные акции, увеличить количество упоминаний имени компании в СМИ, срок – до 4 лет; исполнители: пиар-специалисты, рекламщики, бренд-менеджеры.

4) Продолжать делать упор на качестве и новизне продуктов: разрабатывать новые технологии и идеи, привлекать новых специалистов; срок- постоянно; исполнители: программисты, разработчики, инженеры.

В) Контроль

Контроль за исполнением будет осуществляться при помощи отчетов, еденедельных собраний с докладами от линейных руководителей.

Г) Мотивация

Таблица 3. Система мотивации сотрудников

Способы мотивации Материальные Нематериальные
Внешние Премии, льготы, отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицинская и стоматологическая помощь для сотрудников, скидки на сервисы компании, отдых с сотрудниками Хорошие условия труда, благоприятна обстановка офиса, гибкий график работы, имя компании
Внутренние Курсы повышения квалификации, индивидуальные развивающие тренинги Принадлежность к компании, карьерный рост, отличная корпоративная культура

3) Методы управления.

· Экономические

Материальное стимулирование, премии

В корпорации одни из самых высоких зарплат в ИТ-компаниях, например,

- программист Google в Фениксе - $174.000 в год

- программист Google в Калифорнии - $197.000 в год

- программист Google в Чикаго - $222.000 в год

- программист Google в Нью-Йорке - $242.000 в год

1) Google платит $ 8000 в год за продолжение образования сотрудников.

2) Если сотрудник привлечет еще одного работника в компанию Google и он проработает в течение 60 дней, Google выплатит первому $ 2000.

4) В зависимости, как долго работают в Google, сотрудники получают до 25 дней оплачиваемого отпуска в год.

· Административные

Инструктаж, рекомендации, консультации с высшим руководством, собрания и встречи сотрудников с главными директорами.

· Социально-психологические

Работа в команде, авторитет руководства, корпоративные праздники, поездки, отдых для сплочения коллектива, политика «компания для сотрудника», гибкий график работы.

Компания имеет очень сильную корпоративную культуру, на работу принимаются люди, которые имеют действительно очень большие знания в соответствующих сферах.

Корпорация очень заботливо относится к своим работникам, стимулируя их деятельность. Распорядок рабочего дня – 70/20/10: каждый сотрудник корпорации должен уделять 70% времени основной работе; следующие 20% времени он трудится в составе другой команды Google, уже под другим продуктом; и 10% времени отводит на собственные профессиональные увлечения и наблюдение за конкурентами.

Руководство заботится о том, чтобы ее сотрудники ощущали себя на работе, как дома. Поэтому в офисах компании есть медицинские и массажные кабинеты, бильярдные и теннисные столы, сами офисы выполнены в стиле той страны, где они находятся.

Каждую среду собираются собрания с главным руководством, где любой сотрудник может задать сои вопросы или внести предложение.

4) Стиль управления – демократический.

Этот стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.

Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.

Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они не стесняясь могут обратиться к руководителю.

5) Информационное обеспечение.

Информационная политика компании Google очень высоко развита. Наличие громкого и узнаваемого имени, помогает выводить ей новые продукты на рынок. У компании есть около 150 сайтов, на которые каждый день заходят свыше 1млрд. человек.

Корпорация работает с самыми крупными информационными агентствами мира.

6) Законодательное обеспечение.

Компания имеет проблемы с антимонопольными службами в США, которые обвиняют ее в захвате рынка информационных технологий и выживании конкурентов.

На компанию также было подано несколько исков от правительств разных стран за вмешательство в личную жизнь и нарушение конфиденциальности своих граждан. Иски были спровоцированы запуском программы Goggle Maps.

Таблица 4. «Входы» и «выходы» системы управления организации.

ВХОДЫ ВЫХОДЫ
Материально-вещественные ресурсы Большое количество техники, материалов, человеческих ресурсов Оказываемые услуги Быстрый выпуск новых продуктов, причем высококачественных
Кадры Высоко-квалифицированные кадры Приращенная прибыль фирмы $ 37 905 млн. долларов в 2011 году
Информация Информация о конкурентах, запросах потребителей, рынка технологий и инноваций Позиция на рынке Один из лидеров на мировом рінке технологий
Финансовые ресурсы Высокий прирост прибыли Удовлетворенность сотрудников Высокая заработная плата, разнообразные премии и гранты

Наши рекомендации