Оценка системы управления муниципальным имуществом в УЗИО ГО г. Уфа РБ

Начальником управления является Еникеев Раиль Амирович, его заместители Нурисламов Руслан Равилевич, Сардаров Эдуард Шаликоевич, Пушкарева Тамара Анатольевна, Танюкевич Юрий Владимирович, Гарипов Айдар Харрасович.

Имеются такие отделы как: бюджетный, муниципальный земельный контроль, организации документооборота, приватизации и реализации имущества города, по муниципальным предприятиям, учреждениям и хозяйственным обществам, оформления договоров, оформления разрешительной документации на земельные участки, учета и регистрации имущества, финансового мониторинга, юридический, информационных технологий.

Сектора: информационно-аналитический, по хоз. вопросам, бухгалтерского учета.

Комитеты: по управлению нежилым фондом, по организации и проведению торгов.[28]

В 2015 году работа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ осуществлялась в соответствии с принципами эффективности, целесообразности, строгого контроля за использованием городского имущества и земельных участков, обеспечением максимального дохода в местный бюджет от использования городского имущества и земельных участков в сложных экономических условиях, в условиях дефицита бюджета.

Таблица 2.3- Основные источники дохода

1. Наименование основного источника дохода 2. План на 2015 год, тыс. руб. 3. Поступления за 2015 год, тыс. руб.
Доходы от сдачи в аренду земельных участков 2 111 297,0 1 979 635,0 93,8%
  Доходы от сдачи в аренду имущества (объектов муниципального нежилого фонда) 475 700,0 473 745,8 99,6%

Продолжение таблицы 2.3

1
Доходы от перечисления части прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей   13 152,0   13 152,1 100%
Дивиденды по акциям 3 000,0 3 089,0 103%
Доходы от реализации земельных участков 280 500,0 268 346,6 95,7%
Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городского округа (приватизация) 1 230 826,0 1 144 680,5 93,0%
Иные неналоговые поступления и от использования земельных ресурсов 4 197 201,0 3 975 830,3 94,8%

В соответствии с утвержденным порядком осуществления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ее отраслевыми (функциональными) органами бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов, в 2015 году на УЗИО г. Уфы были возложены функции главного администратора неналоговых доходов по 33 КБК.

Доля доходов по кодам бюджетной классификации, администратором которых выступает Управление, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, составила по итогам 2015 года 34,7%.[29]

Рисунок 2.1- Структура поступления доходов, администрируемых управлением в 2015г.

Таким образом, в общей структуре доходов от деятельности УЗИО г.Уфы, поступивших в местный бюджет по итогам 2015 года:
- 49,8 % составляют доходы от аренды земельных участков;
- 28,8 % - доходы от реализации муниципального имущества;
- 11,9 % - арендная плата за объекты муниципального нежилого фонда;
- 6,8 % - доходы от реализации земельных участков;
- 2,7 % - прочие доходы.

Примечание: в категорию «прочие» вошли не основные неналоговые доходы от использования городского имущества, в т.ч. доходы от деятельности МУПов и доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ (дивиденды).[30]

Ключевыми направлениями, формирующими 97,3% доходов от деятельности УЗИО г. Уфы, является реализация функций, связанных с администрированием собственных неналоговых доходов бюджета ГО город Уфа РБ от приватизации и сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков.
Земельные участки, расположенные в границах городского округа город Уфа РБ, являются крупным источником неналоговых доходов бюджета.

Снижение поступлений денежных средств в 2014 году было обусловлено отсутствием продаж земельных участков под коммерческое использование, реализовывались только участки под ИЖС. Например, в 2013 году от продажи только 5 лотов под коммерческое использование поступило в бюджет 242 млн. руб.

В 2015 году выставлено на аукцион 127 земельных участков. Из них:

1.По продаже в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства – 84.

2.По продаже в собственность земельных участков для строительства (кроме ИЖС) – 4.

3.На право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства – 6.

4.На право заключения договоров аренды земельных участков для строительства (кроме ИЖС) – 15.

5.На право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством – 18.

Также в 2015 году было выставлено на аукцион 8 застроенных территорий на право заключения договора об их развитии, из которых реализовано 6 территорий на сумму 87,2 млн. руб.

Всего в 2015 году реализовано 1054 земельных участка общей площадью 128,2 га на сумму 288 980,7 тыс. руб., в том числе:

1.По результатам торгов реализовано 24 земельных участка площадью 4,74 га на сумму 69 971 тыс. руб.

2.В порядке выкупа земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности юридических и физических лиц реализовано 1030 участков общей площадью 123,4 га на сумму 219 млн. руб.

В целях прозрачности организации и проведения аукционов, повышения эффективности продаж земельных участков сведения об аукционах размещаются на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан www.ufacity.info, на официальном сайте Управления www.uzio-ufa.ru и на сайте Городского центра поддержки торгов.

В 2015 году на увеличение темпов выкупа земельных участков повлияло Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года № 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках».

Учитывая, что казна города не пополняется новыми помещениями, городу с каждым годом все сложнее предложить предпринимателям свободные площади в арендное пользование и собирать поступления по этой статье доходов. Следовательно, при стабильном поступлении средств от продажи объектов нежилого фонда, можно предположить ежегодное уменьшение поступлений от арендных платежей. Наша задача – обеспечить стабильное поступление доходов. Несмотря на то, что сокращение арендных площадей по сравнению с 2011 годом произошло на 38%, в результате предпринимаемых Управлением мер по сохранению доходности арендных площадей, платежи снизились только на 20%.

В целях сохранения доходности бюджета от поступления арендных платежей, Управление ежегодно увеличивает площадь активов нежилого фонда, предоставляемого арендаторам через процедуру торгов и рыночно обоснованной стоимостью арендной платы. Они составляют 53,6% от всех арендуемых площадей и обеспечивают 74,6% от общей суммы начислений арендных платежей. Сумма среднего съема арендной платы в расчете на 1 кв.м. площади по всем действующим договорам аренды увеличилась с 2011 года на 258 рублей и составила 1603 руб. за 1 кв.м. в год.В собственность граждан в порядке приватизации в 2015 году передано всего 3 344 жилых помещения общей площадью 146 044 кв. м. За период с апреля 1992 г. по 01.01.2016 года приватизировано всего 277 437 жилых помещений общей площадью 11 059 009 кв.м. - это свыше 83% от общего количества муниципального жилого фонда.

Таким образом, кроме права собственности, граждане приобрели и определенные обязанности по уплате налогов на имущество физических лиц. Данный вид налога является местным налогом и зачисляется в городской бюджет. В текущее время налог на приватизированную квартиру значительно возрос в результате изменения базы исчисления. Следовательно, возрастут и поступления в бюджет.[31]

210-ФЗ определяет жесткие требования к правилам предоставления муниципальных услуг. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных и муниципальных органов, а также осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и многофункциональные центры.

Выполнение этих требований возможно в результате организации эффективного межведомственного взаимодействия. Управлением земельных и имущественных отношений активно ведется работа в СМЭВ. В 2012-2013 годах Управление первым в составе Администрации ГО г. Уфа отработал взаимодействие по СМЭВ с республиканскими и федеральными структурами исполнительной власти. За 2015 год в различные федеральные и республиканские органы государственной власти с использованием СОЗ (Системы обработки запросов) направлен 36 951 запрос, на которые получены ответы. Средняя продолжительность подготовки ответов на отправленные запросы составила 3-4 дня. За 2015 год Управлением обработано 578 входящих запросов из Росреестра через СОЗ.
Наличие терминалов системы электронной очереди позволило в 2015 году принять 86 119 обратившихся граждан. Среднее время обслуживания составило 13 минут, среднее время ожидания составило 5 минут.
На сайте Управления предоставляется муниципальная электронная услуга получения информации о задолженности по договорам аренды муниципального нежилого фонда и земельных участков. За 2015 год данная услуга была предоставлена 5 750 раз.

Несмотря на достаточное количество плюсов в работе УЗИО, хочу отметить некоторые экономические проблемы, с которыми сталкиваются при формировании муниципальной собственности, управлении муниципальным имуществом и его приватизации.

Проблема финансирования- при существующей практике, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приема тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, другие объекты, которыми пользуются жители муниципального образования. Нередки случаи, когда предприятия просто «бросают» социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принимать решение с учетом всех экономических и социальных факторов.

Проблема износа- по закону владелец должен передать объект в муниципальную собственность в состоянии, пригодном для эксплуатации. На деле зачастую передаются ветхие жилые дома, требующие срочного капитального ремонта или даже сноса и переселения жильцов, изношенные инженерные сети, котельные и т. п.

Цель приватизации убыточных объектов — сокращение расходов бюджета на их содержание. Цена объекта в этом случае может быть низкой. Единственным ограничителем выступает социальная значимость объекта. Например, в одном из городов депутаты отказались включить в представленный администрацией план приватизации на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в городе магазин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей. Фактически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Основной причиной этого стали опасения, связанные с лишением владельцев частного жилья бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным способом решения проблемы служит работа с населением при четких обязательствах создания одинаковых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товариществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ.

Наши рекомендации