Кафедра мировой экономики, маркетинга, инвестиций

Кафедра мировой экономики, маркетинга, инвестиций

Методические указания

для выполнения курсовой работы

по дисциплине «Экономика предприятия промышленности»

для студентов специальности 1-25 01 75 «Экономика и управление на предприятии промышленности»

вечерней формы обучения

БРЕСТ 2016

УДК 658 (07)

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии промышленности» вечерней формы обучения.

Брест: Министерство образования Республики Беларусь, УО «БрГТУ», 2014.

Составитель: доц. Хутова Е.Н.

В методических указаниях содержится тематика курсовых работ, примерная структура, требования к написанию и оформлению, список литературных источников.

Одобрено кафедрой экономики УО «БрГТУ» _____________ 2016 г., протокол №…..

Рецензент: доц. Козинец М.Т.

Редактор: …………………….

Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «БрГТУ» «____» ____________2016 г., протокол № ____

Ответственный за выпуск:……………

Подписано к печати _____________Формат _________ Уч.-изд.лист.__________

Печать ризографическая. Тираж _____экз. Заказ№____ Цена _____

Отпечатано на ризографе учреждения образования «Брестский государственный технический университет”.

Лицензия № ………….от ………. 20.. г.

…………….., Брест, Московская, 267.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи курсовой работы

2. Содержание курсовой работы

3. Требования к оформлению

4. Содержание структурных частей

5. Методика выполнения разделов основной части

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развитии рыночных отношений организация становится важнейшим элементом рыночной системы, где формируется добавочная стоимость, создается продукция, необходимая для производственных целей и нужд населения. Поэтому предприятию как при его организации, так и в условиях функционирования, требуется переосмысление форм и методов ведения бизнеса, поиск путей рационального использования свои ресурсов, формирования номенклатуры продукции, ориентированной на рыночный спрос.

Предметом изучения курса «Экономика предприятия промышленности» является организация промышленной сферы, ее ресурсы и пути рационализации их использования.

На сегодняшний день словосочетание бизнес-план уже не является новинкой, однако многие начинающие предприниматели считают, что составление бизнес-плана актуально лишь для крупных организаций, имеющих в своем штате специалистов по планированию бизнеса. На самом деле бизнес-план — это основа успешного ведения бизнеса. Любой предприниматель, начиная свое дело составляет бизнес-план, но лишь немногие записывают его на бумагу, остальные полагаются на память, считая что куда проще придумать дополнения к своему плану в уме, чем черкать на бумаге. Такая точка зрения тоже имеет право на жизнь, но бизнес-план перенесенный на бумагу внушает большее доверие инвесторам, если таковые есть, и помогает предпринимателю не отклоняться от намеченного ранее курса действий.

Составление бизнес-плана занимает не так много времени как кажется, и требует немного усилий. Выгоды от его создания очевидны: можно составить наглядную схему действий предпринимателя, рассчитать насколько проект выгоден и стоит ли за него браться вообще, позволяет рассчитать время, за которое бизнес окупит вложения в него, найти слабые места и риски и защититься от них.

Содержание курсовой работы

Тематика курсовой работы

Примерная тематика курсовой работы приведена в Приложении 1.

Тема курсовой работы определяется индивидуально каждому студенту, в соответствии со спецификой его деятельности или занятостью на производстве, по заданию, выданному преподавателем. Задание является обязательным для выполнения, подписывается студентом и утверждается заведующим кафедры.

В случае если студент имеет возможность использовать фактический материал, связанный с его работой или направлением научной деятельности, то он может писать курсовую работу на индивидуально установленную тему, обязательно согласованную с преподавателем.

Содержание курсовой работы

Курсовая работа содержит обязательные структурные элементы, предусмотренные заданием и отражающие сущность изложения работы.

Структура курсового проекта должна способствовать раскрытию темы и включать:

­ титульный лист;

­ задание;

­ содержание;

­ введение;

­ текст основных разделов;

­ заключение;

­ список использованной литературы;

­ приложения.

Структурирование курсовой работы должно соблюдаться каждым студентом, независимо от объекта исследования. Более мелкие структурные элементы (подразделы, подпункты и т.д.) могут выделяться студентом самостоятельно при необходимости разделения текста внутри глав (разделов).

Перечень структурных элементов приведен для темы «Разработка бизнес-идеи….. для Брестского региона» приведен в Приложении 2.

Библиография в курсовой работе

Для написания курсовой работы следует использовать 10-15 источников:

1. Нормативно-правовые документы Республики Беларусь (Законы, Кодексы, Декреты Президента, Постановления правительства и др.) в действующей редакции на момент выполнения курсовой работы (см. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь http://etalonline.by/). При этом следует указывать: наименование, номер и дату утверждения; когда были последние изменения и их утверждение.

Подбор нормативных документов осуществляется в соответствии с тематикой (предметом исследования) и объектом изучения. Действующее законодательство Республики Беларусь позволит изучить вопросы организации и регистрации бизнеса, системы налогообложения, порядка заключения договоров и др.

Выполнение курсовой работы на основе законодательства РФ или др. стран не допускается.

2. Учебную литературу по экономике, анализу хозяйственной деятельности, маркетингу, бух. учету и др. Помощь в изучении тематики могут оказать специальные обзоры, статьи, рецензии на монографии, которые содержатся в научных журналах.

Следует использовать издания более новые, не старше 2000 года.

3. Методические материалы по бизнес-планированию, налогообложению, расчету технико-экономических показателей и др. Это могут быть издания БрГТУ, других ВУЗов Беларуси, материалы консалтинговых и др. компаний-разработчиков.

4. Сведения официальных интернет-сайтов брестского региона, производителей и продавцов продукции, сферы услуг, общественного питания и др.

При необходимости раскрытия отдельных вопросов, например, по выходу в другие регионы или на внешние рынки, для исследования потребителей, конкурентов и др. составляющих рыночной среды можно использовать сведения др. официальных источников, в т.ч. российских. При выполнении курсовой работы необходимо использовать данные статистической отчетности организации и информацию статистических сборников.

Библиографический список рекомендуемой литературы и пример его оформления приведен в Приложении 3.

3. Требования к оформлению курсовой работы

Оформление текста

Текст должен быть напечатан на компьютере 14 шрифтом (Times New Romans), межстрочный интервал через множитель = 1,2; выравнивание по центру; первая строка с абзаца = 1 - 1,25.

На каждом листе рамочка с нумерацией в правом нижнем углу. На РЕФЕРАТЕ – большой штамп.

Текст располагается на стандартном листе бумаги формата А 4 с полями: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее – 20 мм. Объем работы в пределах 30 - 40 стр. машинописного текста.

Заголовки структурных частей работы: РЕФЕРАТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ печатают прописными буквами с начала листа по центру, отступ от заголовка одна строка.

Заголовки разделов печатаются прописными буквами, жирным шрифтом и начинаются с нового листа. Заголовки подразделов печатают строчными буквами, жирным шрифтом, располагая их по центру. Точка в конце заголовков структурных частей, разделов и подразделов не ставится.

Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. После заголовка раздела и подраздела делается отступ - одна строка.

Если раздел или подраздел подразделяются на 2.1, 2.2 или 2.1.1, 2.1.2 и т.д., то деление производится сразу без вступительного текста до подпункта.

Оформление таблиц и рисунков

Табличный материал и рисунки располагаются по тексту или в приложении, обязательно должны иметь комментарии, указывая ссылку на номер таблицы или рисунка. Подраздел не должен заканчиваться таблицей или рисунком.

Нумеруются таблицы и рисунки в пределах раздела (2.1, 2.2 и т.д).

Таблица подписывается сверху с абзаца. Название - краткое, с указанием периода, к которому относятся данные. После шапки таблицы обязательно наличие нумерационной строки, с указанием номера столбца.

Рисунок (диаграммы, схемы, графики) подписывается внизу по центру. Обязательно пояснение по осям или структурным частям рисунка.

До и после таблицы и рисунка делается отступ в одну строку. Обозначение таблиц и рисунков, шапка таблицы и нумерационная строка выделяются жирным шрифтом (Приложение 4).

Содержание структурных частей

Во ВВЕДЕНИИобосновывается актуальность, важность и значимость исследуемой проблемы; формулируется круг вопросов, требующих разрешения; определяется цель курсовой работы с ее разделением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для достижения цели; указываются объект исследования, используемые методы анализа и методология.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ последовательно излагаются основные теоретические и практические результаты исследования, а также выводы и предложения, сделанные на их основе. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о результатах, полученных в ходе выполнения курсового проекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ должен содержать перечень литературы и иных источников информации, использованных при выполнении курсового проекта.

ПРИЛОЖЕНИЯ содержат вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсового проекта, оценки ее научной и практической значимости, а именно:

- документы, содержащие исходные данные для исследования;

- таблицы вспомогательных цифровых данных, таблицы большого формата;

- иллюстрации вспомогательного характера и т. п.

Непосредственно, процесс создания организации начинается с выбора ее организационно-правовой формы. Каждая форма ведения бизнеса, будь то ИП, ООО или ЧУП, имеет ряд своих особенностей, различное правовое регулирование, налогообложение.

Популярными формами считаются - общества с ограниченной ответственностью и частные предприятия, открытие бизнеса без образования юридического лица в форме индивидуального предпринимательства и т.д……...

Регистрация бизнеса в республике осуществляется заявительным принципом во время подачи всех документов и квитанций. Обязательно должна быть выдана государственная регистрация, расчетный счет, поставлена специальная печать.

Для организации данного бизнеса предлагается создание ЧУП, как ………. (обосновать).

Перед тем как приступить к регистрации ЧУП необходимо ознакомиться с общими вопросами о том, что такое ЧУП, как организационно-правовая форма ведения бизнеса в Беларуси.

Определитесь, стоит ли регистрировать фирму в Беларуси самостоятельно или следует прибегнуть к помощи юристов.

Дать название предприятию.

Подготовка к регистрации ЧУП:

1. Необходимо согласовать наименование будущего частного предприятия.

Сделать это можно в соответствующих органах…………… (управлении юстиции по месту жительства, городских, районных исполкомах и т.д.).

2. После согласования необходимо определиться с юридическим адресом ЧУПа – будет это жилое помещение или арендованный офис; адрес понадобится, чтобы подготовить Устав ЧУП и заявление о государственной регистрации фирмы. В отличие от других форм ведения бизнеса, таких как ООО, ЗАО – для регистрации ЧУП в качестве юридического адреса может использоваться жилое помещение учредителя (жилой частный дом или частная квартира, при условии, что учредитель ЧУПа там прописан).

3. Разработка устава предприятия, решения учредителя о создании предприятия, заявления и анкеты для государственной регистрации………... Устав можно заказывать у юристов, поскольку самостоятельно подготовить правильный устав фирмы не имея специальных навыков практически невозможно.

Как открыть временный счет для формирования уставного капитала.После того, как согласовано наименование ЧУПа, необходимо обратиться в банк для открытия временного счета для формирования уставного капитала унитарного предприятия (какой это банк, адрес).

Для открытия временного счета понадобятся документы:

1) …………

2) …………

3) ………….

Оплата государственной пошлины за регистрацию ЧУП……..(размер, реквизиты)

Подаем следующие документы для регистрации частного унитарного предприятия:

1) ……………….;

2) ………………..;

3) анкета учредителя;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию ЧУП.

Документы подаются ……………. (куда, юридический адрес). Прием осуществляется………… (часы работы). Для регистрации ЧУП необходимо личное присутствие учредителя с паспортом гражданина Республики Беларусь.

Регистрация ЧУП осуществляется в день обращения в исполком — выдадут один экземпляр устава предприятия с проставленным штампом……….., с указанием …………. С этого момента юридические лицо в форме ЧУП считается созданным и можно переходить к следующим этапам:

1) назначение директора и при необходимости бухгалтера ЧУП;

2) изготовление печати ЧУПа;

3) открытие текущего (расчетного) счета в банке;

4) постановка на учет в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах.

Охарактеризовать все этапы!!!!!

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ БИЗНЕС – ИДЕИ

Выбираются самостоятельно с учетом реальности осуществления конкретного бизнеса и действующей правовой базы Республики Беларусь, а так же перспектив возможного создания бизнеса в Брестском регионе.

РЕЗЮМЕ

Данный раздел является одним из наиболее важных, так как в нем кратко отражена суть проекта. С этого раздела начинается знакомство с проектом, и потенциальные инвесторы получают о нем первое впечатление, часто имеющее решающее значение для судьбы проекта в целом.

Основные требования к резюме — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминающегося резюме. Данный раздел готовится после того, как проведена работа над всеми остальными разделами, и тогда одно-два предложения из каждого раздела, несколько наиболее ярких цифр повторяются в кратком содержании бизнес-плана.

Можно выделить следующие позиции данного раздела:

а) цели в бизнесе — описание того, каким бизнесом планируется заниматься, каким образом продукт или услуга будут способствовать удовлетворению потребностей клиентов, краткая информация о технологии, торговых секретах или уникальных характеристиках, которые позволяют достичь лидерства;

б) возможности для бизнеса и стратегия по их реализации — краткое описание существующих возможностей, каким образом они будут использоваться, планируется стратегия выхода на рынок;

в) намечаемые рынки и прогноз сбыта — краткое описание отрасли рынка; кто конкретно является основными потребителями; информация о структуре рынка, размере и темпах роста рыночных сегментов; оценка продаж в натуральном и стоимостном выражении; предполагаемая доля рынка; период окупаемости затрат на приобретение товаров и услуг и ценовая стратегия;

г) конкурентные преимущества — здесь показывают, насколько значительно конкурентное преимущество, которое имеет предприятие или может создать и др.

Пример содержания РЕЗЮМЕ

(2-3 страницы)

В курсовой работе рассматривается бизнес-идея создания ЧУП (ООО, ИП и т.д.), работающего в сфере оказания услуг (производства товаров, выполнения работ….).

Предметом бизнес-идеи является…..

Объектом выступает……

ЧУП, учрежденное КУП «ЦентрКурорт» совместно с физическими лицами, гражданами Республики Беларусь: Петровым М.А, и т.д………., приобрело пустующее здание (построило, взяло в аренду или лизинг), находящееся на территории базы отдыха «Стрела», расположенной в Пружанском р-не, д…… , и переоборудовало его в комфортабельную сауну (оборудовало, отремонтировало и т.д.).

Сауна будет загружена в течении всего года (или сезонно). Сезонности в спросе на услуги сауны наблюдаться не будет (если будет, то когда), так как она будет работать для клиентов базы отдыха, для жителей города Пружаны, и т.д… (другие потребители?). Она имеет главное отличие от конкурентов в экологичности территории и удобном расположении (чем обусловлено?), и комфортности (чем обусловлена?). Годовая загрузка сауны будет составлять ….. дней, , т.е. при …. часовой ежедневной работе ….. часов в год..

После произведенных экономических расчетов очевидно, что организация данного вида бизнеса выгодна, так как вложенные денежные средства с учетом дисконтирования, окупаются за … года (… месяцев).

Такая окупаемость объясняется тем, что для реализации идеи данного бизнеса не требуется больших финансовых средств и планируемый объем (часы, дни) предоставляемых услуг значителен…………………….

Раздел 1. Идея проекта

Раздел предполагает общее описание товара или услуги, потребительские свойства товара (услуги), отличие от аналогичных товаров (услуг), степень защищенности патентами, технические параметры, условия эксплуатации и т.п.

1.1 Причины создания сауны:

- на территории дома отдыха «Стрела» необходима сауна, отвечающая запросам проживающих клиентов и находящаяся вне основного корпуса в березовой роще;

- на территории дома отдыха не бани;

- отсутствие комфортабельных саун в ближайших районах.

Нахождение сауны в экологически чистом районе, в березовой роще, вблизи водоема, наличие на территории базы отдыха ресторана, в котором посетители сауны могут сделать заказ, а также возможность снять номер с ночлегом, выгодно отличает ее и будет привлекать клиентов, проживающих на базе отдыха, а также приезжающих на «Week-end».

Описание продукта.

Любой бизнес-проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю. Основой основ предпринимательской деятельности является знание того, что получит покупатель за свои деньги, — потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед конкурентами.

Необходимо наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью данной технологии. Лучше всего, если это будет натурный образец, его фотография, рисунок или же его описание, раскрытие идеи, замысла.

Описание продукта или услуги — в данной части Вы должны описать как потребитель должен воспринимать Ваш товар или услугу и обосновать почему потребитель нуждается в нем. Кроме того, следует отметить чем данный товар (услуга) отличается от уже существующих товаров (услуг), т.е. почему его следует приобретать именно у Вас. Данный раздел плана должен ответить на вопрос «Что из себя представляет мой продукт?»

Организация пространства

Подъездные пути:асфальтированная дорога, а также обустроенная велосипедная дорожка, что позволит велотуристам стать клиентами сауны. Сауна очень комфортабельна и отличается гибким температурным режимом. В сауне устроены: комната отдыха, джакузи, две душевых кабины, массажная комната и т.д…..

В стоимость посещения входит: почасовая оплата (дифференцировано от количества часов посещения), пользование полотенцем и простыней, шапочкой, горячие напитки с травами и т.д …..

Рядом с сауной находится: охраняемая автостоянка, паркинг для велосипедов, беседка, т.д……

Организация пространства сауны представлена на рис.1.1.

 
 

Рис 1.1 Схема планировки помещения и расстановки оборудования

Краткая характеристика организации сауны:

1. Общая площадь – …. м3.

2. Объем парилки – ….

3. Объем джакузи (др.)….–

4. Максимальная температура в парилке –…..градусов.

5. Максимальная вместимость сауны – ….человек.

6. Др. условия………..

Все помещения сауны отделаны евроматериалами.

В душевой комнате находятся две душевые кабины, оснащенные …….

В комнате отдыха установлены стол, …… кресел (стульев, др…), холодильник, музыкальный центр, т.д. …….

В массажной комнате установлена массажная кушетка, вешалка, др…..

В раздевалке установлены два шкафа, зеркало, др…...

В технической комнате находятся фильтрующее устройство (а), электрический пульт для включения и контроля температурного режима сауны.

В других помещениях……….

Участники и капитал

Учредители:

1. «Центр Курорт».

2. Физические лица:…………………...

Инвестиции.

Проект будет осуществляться за счет собственного (совместного, коллективного, частного….) капитала учредителей:

· Организация «Центр Курорт» - здание, энергетические сети, энергетическое оборудование, др…….

· Физические лица – денежный взнос, комплект сауна с нагревателем, др…….

Подробно описать идею проекта, отразив все особенности с учетом темы!!!!!

Можно построить технологическую схему осуществления услуг (производства, выполнения работ).

Раздел 2 Оценка рынка Брестского региона и маркетинговый план

Раздел предполагает проведение оценки рыночной среды на основе изучения теории организации конкретного бизнеса и примеров ведения аналогичного бизнеса на рынке города Бреста и области, с целью возможной организации.

В этом разделе необходимо описать конкурентоспособность продукции и конкуренцию, структуру рынка, пути реализации продукции и объемы сбыта:

а) требования к потребительским свойствам продукции — информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для данной продукции (услуги) и способности ее продавать. Потребители (покупатели) характеризуются местом в цепочке реализации: оптовые покупатели — розничные продавцы — конечные потребители. Среди потребительских характеристик товара выделяют такие, как внешний вид (привлекательность), назначение, цена, прочность (срок службы), безопасность пользования;

б) конкуренция — характеризуются основные предприятия, работающие на рынке, продукция конкурентов; рассматриваются показатели: качество продукции, ассортимент, реклама, доступность, сервис продажи, гарантии, обслуживание покупателей, уровень продавцов. За основу сравнения принимаются требования покупателей к товару, мнения покупателей о конкурентах, уровень технологии, квалификацию персонала и финансовые возможности конкурентов;

в) рынок сбыта продукции (услуги) — дается оценка потенциальной емкости рынка и суммы продаж, своей доли на рынке (объем продаж);

г) каналы сбыта продукции — система, обеспечивающая поставку товара от места производства к месту продажи или потребления, в общем случае включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, собственно, продажу. Продажа может быть осуществлена через следующие каналы сбыта: магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины;

д) стратегия продвижения на рынок — среди путей привлечения потребителей можно выделить следующие: рекламная компания через СМИ (газеты, радио, телевидение); бесплатное предоставление образцов для рекламы; рассылка рекламных сообщений потенциальным потребителям; установка рекламных щитов; распространение рекламных объявлений; участие в выставках; участие в конкурсах;

е) цена и объем сбыта продукции (услуги) — именно цена продажи продукта (услуги) определяет величину прибыли и доходность проекта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена - качество - рентабельность». При этом рекомендуется действовать в следующей последовательности: определить связку «потребительская ценность - приемлемая цена»; как на рынке идет ценообразование, кто диктует цены (производитель или покупатель); определить цель, достижению которой должно способствовать ценообразование; определить диапазон цен: минимально допустимая цена - максимально возможная цена. Данный раздел включает в себя: определение цены продукции; платежи и отчисления (налоги); объем сбыта по периодам.

Размещение

Сауна находится в деревне……….. Пружанского р-на. Эта деревня расположена на берегу……(водоема), в …. км от города Пружаны и в ….. км от города Бреста, т.д……...

На рис. 2.1 представлена карта расположения и маршрут движения от основных городов.

 
 

 
 

Рис.2.1 Маршрут движения до места расположения объекта

До места расположения объекта можно добраться:

1. …….

2. ………

3.

В таблице 2.1 представлены варианты перемещения и время в пути.

Таблица 2.1 Название

Пункт отправления, место посадки Вид транспорта, № маршрута Время в пути
1.    

Характеристика населенного пункта (деревни, районного центра, города откуда предполагается приезд потребителей): население (численность, демографический состав), в т.ч. трудоспособное, площадь территории, производственный потенциал, административная подчиненность, отрасли и основные предприятия и т.д..

Характеристика базы отдыха:подчиненность, номерной фонд, устройство территории, заполняемость, контингент и т.д…..

Ожидается постоянный спрос на услуги сауны: летом – это клиенты, проживающие на базе отдыха, а также отдыхающие жители из…….; в межсезонье – это посетители………...

Основной рынок – это база отдыха и жители города……., что обусловлено ………...

Конкуренты

Конкурентами в данной сфере услуг выступают:

- частные лица, организующие …………;

- санатории, гостиницы, турбазы, ……………….

В г. ……………:

- в собственности частных лиц имеется ……… сауны, есть одна городская сауна.

- санатории «……», «…….» имеют свои сауны.

- гостиницы «……», ……………..

В г. ……….(аналогично)

Цены.

Средняя стоимость одного часа в …………….саунах колеблется в диапазоне…………..от……..до…. руб., а в………….от …..до……руб.

В саунах при ………………… стоимость их входит для проживающих в стоимость путевки в размере ……….. руб. с человека за сутки, а со сторонних посетителей…………. руб. за час.

Наибольший уровень цен характерен для …………….саун, где в услуги входит…….

Наименьший уровень цен в общегородской бане, где………………

Проектируемая сауна имеет стоимость одного часа – …………….. руб. Ценовой диапазон выше среднего (средний, низкий), что обусловлено………..

С учетом времени посещения (до обеда, вечером, в будний день, выходные, праздничные дни и т.д.), а также продолжительности (…часов) цена будет гибкой и составит:

- ……

- …….

2.2. Маркетинговый план

Маркетинговый план - для малого бизнеса является самой важной частью бизнес-плана, так как здесь Вам необходимо провести исследования рынка, чтобы убедиться, что на Ваш товар (услугу) есть спрос, убедиться в том, что потребители согласны платить за Ваш товар (услугу) ту цену, которую вы назначили.

Планируемый спрос

Дни посещения………

Часы пик будут наблюдаться …………

Каждые пятница (вечер), суббота, воскресение, праздничные дни будут заняты клиентами, не проживающими на базе отдыха, ………..

В межсезонье………………….

В другие дни недели и летний сезон услугами сауны будут пользоваться клиенты, проживающие в ……….. Хотя, несомненно, будут проходить изменения в днях посещения среди всех клиентов.

Ожидаемый спрос на услуги сауны – ……………часов в месяц, ………….в год.

Предварительно до расчета издержек устанавливаем цену – …………руб. за один час работы сауны. При посещении 4 часа и более…………..др………….

Планируемый спрос на услуги сауны – ….. часов ежемесячно, …………часов в год. Для удовлетворения спроса режим работы сауны:……………..(в часы, дни, в выходные и т.д……).

Стимулирование клиентов

В организации работы с клиентами будут использованы следующие методы стимулирования:

ü во всех буклетах…………., где перечисляется перечень услуг, которые может получить клиент, …………….будет указана сауна. Эти буклеты находятся…………….;

ü по внутреннему ………………. радио (телевизионному каналу) постоянно транслируется информация об услугах предоставляемых гостям …………….., в том числе и о сауне (бесплатно);

ü бегущая строка на местных телевизионных каналах………..городов…………….;

ü объявления в газетах и т.д.....................

ü бонусные скидки: если клиент выкупает …………….., то получает ………….;

ü

ü

Для формирования бюджета стимулирования принят метод исчисления в процентах от полной себестоимости и составляет – ….%.

Раздел 3. Организационный план

Цель раздела бизнес-плана «Организационный план» –доказать, что команда управления способна реализовать данный проект. В команду управления входят директор и его заместители (руководители служб) по производству, маркетингу, экономике, коммерческой деятельности, кадрам.

В этом подразделе бизнес-плана перечисляются:

- организационно-правовая форма предприятия (ОАО, ООО, ОДО, ЧУП, УП);

- учредители и принадлежащие им доли в уставном капитале;

- послужной список учредителей (прежнее рабочее место, образование, приобретенные управленческие навыки, возраст, особые способности и интересы, состояние здоровья, финансовое положение и т.д.);

- ключевой персонал организации, его состав и численность, профессиональный уровень;

- штатное расписание;

- разработка организационной структуры управления.

В данном разделе предполагается определение потребности в рабочих кадрах: численность по профессиям и специальностям, заработная плата и система стимулирования, расчет фонда оплаты труда производственного персонала.

Организация управления должна включать разработанную структуру управления, функциональные обязанности, квалификационные требования к специалистам, размер заработной платы работников, возможность привлечения внештатных экспертов:

а) команда управления и ведущие специалисты — команда, реализующая проект, является ключом к успешной реализации проекта. Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей и ведущих специалистов, сочетанию технических, управленческих, коммерческих и деловых навыков, их образованию и опыту работы;

б) партнеры по реализации проекта — наиболее часто встречаются следующие партнеры: маркетолог, юрист, инвестор, снабженец, производитель, рекламный агент, сбытовик, продавец, специалисты сервиса для покупателя;

в) организационная структура реализации проекта — при формировании структуры управления необходимо учесть индивидуальные и групповые интересы всех участников проекта (в том числе партнеров и инвесторов), их опыт и традиции, социально-психологические особенности. Учитывается организация деятельности управленческой команды, распределение (баланс) и механизм реализации обязанностей, прав и ответственности, принципы взаимодействия, взаиморасчетов с партнерами;

г) график реализации проекта — необходимая часть бизнес-плана, показывающая профессионализм управленческой команды и ее готовность к реализации проекта, позволяет контролировать важнейшие работы и ключевые события реализации проекта, предусмотреть возможные сбои и уменьшить риски.

Таблица 4.1 Затраты по основным средствам

Наименование Количе-ство, ед. Первоначальная стоимость основных средств ОСпсi, тыс.руб. Общие капита-ловло-жения Кi, тыс.руб. Срок полезно-го исполь-зования, Лет Амортизацион-ные отчисления в год
Hai, % Сумма,тыс.руб.
1. Здание
2. Оборудование технологическое: 2.1 комплект сауна и нагреватель 2.2 джакузи 2.3 фильтрующее оборудование Итого по группе 2                           12,5   12,5        
3. ………..            
4. …..            
5…..            
Всего:            

Общая сумма капиталовложений в основные средства составит……

Сумма годовых амортизационных отчислений………..

Амортизация в месяц составит……

!!! Для бизнеса, где нет необходимости капиталовложений в какие-либо группы основных средств или применяется упрощенная система налогообложения без ведения бухгалтерского учета, данный подраздел можно упростить и не рассчитывать по формулам 4.1, 4.2. Но общую сумму затрат на приобретение необходимых основных средств нужно учесть в составе первоначальных затрат.

Таблица 4.2 Номенклатура потребляемых ресурсов и нормы расхода

Наименование Поставщик Норма расхода в месяц Цена Стоимость
1.        
2.        
……        
Всего стоимость материальных ресурсов …………..  

Поставка материальных ресурсов будет осуществляться с установленной периодичностью:

- ……

- ……

Для обеспечения бесперебойной поставки необходимо……..

4.3 Расчет стоимости производства услуги (товара)

Необходимо провести расчет косвенных производственных затрат: коммунальные затраты, электроэнергия, транспорт и др..

Расчет стоимости производства по всей номенклатуре производимой продукции необходимо провести с учетом:

1. Материальных затрат (П.4.2).

2. Расходов на оплату труда.

3. Отчислений из ФОТ (34,6%).

4. Амортизации основных средств (П.4.1).

5. Прочих.

Раздел 5 Финансовый план и оценка эффективности бизнес-идеи

Финансовый план— раздел бизнес-план где бизнес описываетс

Наши рекомендации